протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 ноября 2014

Фонограмма


 

Еф., 2:14-22

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 

 

Лк., 10:25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нашему вниманию Церковь предлагает одну из самых замечательных притч Господа нашего Иисуса Христа – о милосердном самарянине. И чтение это предваряется чтением отрывка из Послания к ефесянам апостола Павла, которое по своей тематике удивительно совпадает с темой этой притчи. В этом Послании апостол Павел напоминает ефесянам, община которых состояла из двух национальностей: одни – греки, то есть, те, которые жили на это территории. Ефес, понятно, город греческий. И, конечно, в каждом таком городе всегда была небольшая иудейская община, к которой, прежде всего, и обращался Павел. И надо сказать, что до середины II века именно обращенные в христианство иудеи составляли большинство в христианских общинах. И, когда апостол Павел пишет этой общине, где две национальности, две разные традиции, два народа, принадлежащих к разным культурам. И, тем не менее, становятся едины в Церкви Христовой. Он и говорит им о том, что они, будучи без Бога, без Того Бога, Который открылся Аврааму, Моисею, пророкам, которые почитали человеческую фантазию, некоторое предощущение духовного мира и его иерархию в своих языческих божествах, придуманных людьми. И вот теперь, они стали едины с тем народом, через которого Бог нес благословение всем народам земли. Через народ иудейский, через Иисуса Христа, в Котором благословятся, еще было сказано Аврааму, все племена земные.

И апостол говорит, что они были некогда далекие, жившие без знания Бога, и стали близки, ибо Он есть мир наш, соделавший из двух одно. То есть, из двух разных людей разных традиций, разных национальностей. И разрушивший стоявшую посреди преграду. То есть, Господь разрушил ту преграду, которая разделяет народы, потому что в Церкви Христовой, Павел позже скажет, нет ни эллина, ни иудея, но новое творение. Новые люди, как бы новая национальность – христиане. Это не значит, что люди отказываются от своей культуры, от своего языка. Нет. Но они становятся едиными в самом главном – в своем почитании Бога и избрании жизненного пути за Христом, Который сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь». И далее апостол говорит, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. И в этом великое призвание христианства – соединять народы, противополагать вражде национальной людей друг к другу, их естественному инстинкту бояться чужаков и предпочитать своих. Эту постоянную вражду между разными людьми. Именно об этом говорит апостол Павел в этом Послании, обращаясь к христианской общине. Теперь они едины, несмотря на свое разное происхождение, несмотря на свою принадлежность к разным национальностям, к разным культурам.

И, в сущности, об этом же говорит и притча о милосердном самарянине. В ответ на вопрос законника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Прекрасная цель, прекрасное призвание человека – жизнь вечная. Все мы знаем, что закончится наша земная, физическая жизнь, и нам обещано, что будет продолжение жизни. Мы не исчезнем, мы созданы для того, чтобы быть с Богом. В нас вложен этот образ и подобие Божие. И нам предстоит вечность. Но вопрос: с чем мы в эту вечность войдем? Как туда войти? Сам такой вопрос предполагает, что, наверное, не каждый сможет это сделать? Не каждый сможет принять эту вечность, стать ее достойным. И поэтому законник задает самый главный вопрос: как войти в Царствие Небесное, как войти в жизнь вечную? Иисус отвечает: очень просто, ты же знаешь заповеди? Какие, вспомни. Он называет все, перечисляет четко: две самые главные - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Господь сказал: вот, все ты знаешь, так поступай. Сформулировать и сказать это несложно. Но как сложно это исполнить! И он спрашивает, главное препятствие, о котором и говорит апостол, - вражду между разными людьми - кто же мой ближний? Потому что мы невольно, часто не только в этом мире, но и в прошлом, люди разных национальностей, разных культур, оказываются рядом друг с другом. И как относиться к этим другим, когда они нам кажутся какими-то подозрительными, когда они делают что-то не так? И прочее, не такие, как мы. Скорее, надо быть во вражде с ними. Поэтому и спрашивает: кто же мой ближний? И Господь рассказывает эту прекрасную, потрясающую по своей простоте и глубине, притчу о милосердном самарянине. Мы помним, что самаряне – это как бы старообрядцы, так скажем. Народ, который был смешанного происхождения: отчасти это были переселенцы из других стран, поселенные сюда ассирийцы, отчасти оставшиеся, невыселенные иудеи. Но, в общем, они были как-то на подозрении таком – не стопроцентные иудеи, а так, люди второго сорта. И рассказывает, что некий человек попался разбойникам, они раздели его, бросили. И идет священник из храма. Он только что был в храме, в Иерусалиме, возвращается в свое селение. Весь полон замечательными переживаниями, возвышенными. Был с Богом, в таком прекрасном месте, основанном еще царем Давидом. И видит этого самого, избитого. Но он настолько заполнен своими возвышенными религиозными переживаниями, что ему как-то не хочется связываться с этим. Мало ли, может, он вообще уже помер? А прикоснешься к мертвому телу – нужно две недели очищаться. В общем, целая история. Пройду-ка я лучше мимо. И тут другой, левит, служитель храма. Но тот подошел поближе, посмотрел. Но тоже решил не связываться, пошел дальше. Может, здесь где-нибудь разбойники, за каким-нибудь камнем сидят. На него набросятся. Пожалуй, не стоит с этим связываться. И идет самарянин, вот этот самый человек, так сказать, третьего сорта, презренный. Вот он-то и сжалился над ним. Он, видимо, был человек не бедный, у него ослик был, не пешком шел. Слез с ослика, посадил этого человека, возливал масло и вино на его раны. Это, так сказать, древнее средство оказания первой помощи. Привел в гостиницу, и даже сказал гостиннику: вот, послужи ему, и дам тебе денег. Если больше израсходуешь, то, когда вернусь, воздам тебе, и т.д. То есть, оказал ему полную помощь.

И вот Он спрашивает, задает самый главный вопрос: кто же был ближним этому человеку, попавшему в руки разбойников? Тот отвечает справедливо: да, сотворивший ему милость. И Господь говорит: иди, и ты поступай так же. То есть ближним оказался тот, кто помог ему, кто сжалился над ним, кто проявил к нему сочувствие, сострадание, помощь. И они становятся ближними. Ответ, то есть, такой: иди, и ты поступай так же. То есть, оказывай помощь тому, кто в ней нуждается. Ибо нуждающийся и есть твой ближний, независимо от того, кто он – принадлежит иудеям, самарянин, грек, и т.д. Вот потрясающая весть, которую христианство несет в этот мир, который разделяется враждою.

Когда читаешь эту притчу, то вспоминаешь слова отца Александра Меня (наверное, не только его, но и многих других), что христианство еще только начинается. Потому что мы далеки от того идеала, который нам ставит Христос, и о котором говорит апостол Павел. В первохристианских общинах это было. Но, наверное, там тоже были свои трудности, неслучайно Павел об этом пишет, он эту тему обсуждает. Но это осталось и до сих пор, когда братские народы некогда, начинают враждовать друг с другом, воевать друг против друга, всячески навязывать свой язык - одни, а другие - свое политическое устройство и т.д. Как видно, мы еще очень далеки от того, чтобы быть полностью такими христианами, из которых Господь пришел создать один народ, верный Себе. Но в то же время мы должны помнить о том, Иисус обращается к Своим ученикам, которых только-только призвал: вы – закваска. Вот мы и есть эта самая закваска, чтобы, невзирая на эту вражду, на это противостояние, политические сложности и интриги – чтобы, несмотря на это быть этой закваской. Быть носителем вот этой необходимости примирения людей разных культур, а тем более, близких; разных национальностей. Помнить, что все мы – дети Божьи. Помнить, что Господь пришел всех спасти и привести в познание истины. Именно это мы должны нести в своей жизни. 

Аминь.