протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 декабря 2014

Фонограмма


 

Еф., 5:08-19

8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу,

11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

 

 

Лк., 13:10-17

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В апостольском чтении, которое предваряло сегодняшнее евангельское чтение, есть замечательные слова: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия». То есть, воля Божия – это не какой-то такой очень простой предмет, не какое-то наставление, которое можно расписать, – и все будет известно на все времена. Воля Божия в каждом конкретном случае может быть очень разной. Поэтому надо вникать, что действительно есть воля Божия, что соответствует не только какому-то определенному месту из Священного Писания, а духу Писания в целом. Потому что, если мы будем брать какие-то отдельные места, то так и возникают ереси всякие, лжеучения – «вот так написано, вот здесь, смотри». А в другом месте написано по-другому. Поэтому важно вникать именно в дух Священного Писания. Как этот же апостол Павел говорит: «Буква убивает, а дух животворит».

 

И замечательной иллюстрацией к этому является сегодняшнее повествование об исцелении женщины, которая не могла распрямиться. Видимо (как мы сейчас это понимаем), это был радикулит или что-то еще, какая-то болезнь, которая не позволяла ей распрямиться, и она ходила согнутой. И Господь исцеляет ее именно в день субботний. И начальник синагоги резонно говорит (не Ему, Самому Христу, это было как-то неудобно) этой женщине: «Зачем пришла в субботу? Тут все собрались для молитвы, а ты тут со своими болячками. Шесть дней есть, приходи в любой другой день и будешь получать исцеление». Мне это напомнило, как один священник (это было еще очень давно) говорил: «Вот в Пасху почему не надо причащаться? Потому что, Пасха, праздник! А они со своими грехами лезут». Но ведь понятно, что именно для этого Господь и пришел, чтобы нас исцелять, не только физически, но и духовно от грехов. И вот этот эпизод, когда Господь отвечает ему: «Лицемер, ведь закон позволяет делать то, что каждый из вас делает каждую субботу – отвязав осла или вола, ведет и поит его. А не надлежало ли эту женщину, которая 18 лет страдала, именно в день субботний исцелить?»

 

В этом повествовании имеется, по крайней мере, два важных для нас наставления. Первое – о том, что человеческая нужда, быть может, в каких-то случаях выше правил, даже очень, может быть, священных, религиозных, всеми принятых. И в другом эпизоде, подобном этому, мы видим, что Господь исцеляет в субботу. И это не единственный эпизод исцеления в субботу. А очень часто Он именно в субботу совершает исцеления. Для чего? Как Он в одном из этих эпизодов разъясняет – помните, что сделал Давид, когда вошел в храм и ел хлебы, которые можно было есть только священникам? А ел сам и дал тем, кто был с ним, потому что они от голода ослабевали. Он нарушил это правило ради человеческой нужды. Не ради какой-то прихоти, а ради того, чтобы как-то людей поддержать, чтобы они не погибли. Это первое правило, первый вывод из сегодняшнего эпизода, что действительно в каких-то случаях (не всегда, но в каких-то случаях) человеческая нужда важнее общепринятых правил. Это нарушение поста в случае болезни или кормления, мало ли бывает всяких событий в жизни, которые вполне это делают позволительным.

 

Но есть и другой, более важный смысл. Ведь субботний покой - четвертая заповедь из десяти: «помни день субботний», направлена не только к тому, чтобы люди посвящали этот день молитве, воспоминанию о том, что они несут в себе образ Божий, но и восстановлению жизненных сил. Потому что в этой заповеди сказано: «не делай никакой работы ни ты, ни слуга твой, ни раб твой, ни вол твой, ни осел твой». И понятно, что вол и осел освобождаются именно для восстановления их жизненных сил. Такое же было правило, когда на седьмой год не засевали какого-нибудь поля, чтобы оно отдыхало, восстанавливало свои жизненные силы. И, в сущности, седьмой день, как он описывается в первой и второй главах Книги Бытия, это день, когда, как сказано, «Господь почил от всех дел своих». Но это не значит, что Бог отвернулся от мира, как многие ученые в век Просвещения себе представляли, что Бог сотворил все, запустил механизм, ну а дальше, пускай, он сам идет и действует. Бог, так сказать, умыл руки. Конечно, это не так. Другое дело, что действительно с появлением человека все процессы, которые совершались в природе, они как бы остановились. Остановились по очень простой причине. Как мой коллега еще в Академии наук говорил о том, что последующие этапы эволюции шли настолько быстро, что предшествующие, казалось бы, замерли. И появление, скажем, цивилизации, культуры и так далее, шло настолько быстрее, чем предшествующие события биологической эволюции, что, казалось, те остановились. Ну, конечно, это не совсем так. Например, есть простые организмы, которые быстро размножаются, скажем, вирусы, и каждые 2-3 года необходимо делать новые антибиотики потому, что к старым антибиотикам появляются устойчивые штаммы вирусов. Понятно, речь идет о том, что создается впечатление, что все как бы остановилось – как оно все создано, так оно все всегда и стояло. Просто наша эволюция, человеческая, - культура, цивилизация, идет гораздо быстрее. И в связи с этим понятно, что седьмой день – это день созидания человека, это время, отданное человеку (которого Господь сотворил и поместил его жить в этом мире) для того, чтобы хранить и возделывать ту землю, которую Господь ему даровал. И поэтому, это созидание – не только есть молитва Богу и память о том, что мы несем в себе образ и подобие. Это также есть и устройство земли. Это также устройство жизни. Это также поддержание жизни. Почему так благословенна работа врача, работа всех, кто так или иначе помогает людям. Благословенна та работа, где людям приходится много сталкиваться с посетителями. Это, конечно, ужасно трудно. Все время люди приходят. В советское время продавщица кричала: «Вас много, я одна!», и т.д. Но на самом деле это благословенная работа, потому что есть возможность такому большому числу людей помочь. Причем это может быть просто улыбка, просто добрый взгляд, отношение. И именно все это – время действия человека. И Господь как раз это и подчеркивает: что правила существуют, конечно, но и существует главное – любовь, созидание жизни, сохранение жизни. И то, что служит поддержанию жизни, то и есть воля Божия, благая и совершенная.

Аминь.