протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 декабря 2014

Фонограмма


 

Кол.3,4–11.

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

Лк.14,16-24

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Два воскресенья перед Рождеством Христовым посвящаются особым воспоминаниям. Одно из них, сегодняшнее, называется Неделя (то есть воскресенье) праотцев. А следующее воскресенье будет называться Неделей святых отец. И если второе воскресенье посвящается предкам по плоти Господа Иисуса Христа, ну не в буквальном смысле, конечно, а по родословию Иосифа, но так или иначе по плоти, то сегодняшнее воскресенье, так сказать, – предкам Его по духу. Вспоминаются праведники не только Ветхого Завета, но и до Ветхого Завета. Вспоминается даже Адам, Сиф, Енох – доветхозаветные праведники, вспоминается Ной и многие-многие другие. Ну и конечно затем Авраам, пророки, отцы и так далее, и так далее.

И в этот день читается вот эта притча Христа о званых на вечерю. Притчу, которая была рассказана в тот момент, когда Господь был приглашен в дом некоего богатого благочестивого человека, фарисея, и видел как люди себя ведут за столом, и, пользуясь случаем, Господь говорит разного рода наставления. И один из присутствующих сказал: “Блажен, кто вкусит пир в Царстве Божием”. Пир – всегда такой излюбленный ветхозаветный пример такого самого радостного общения. Действительно, что может быть еще более радостным, чем общение людей, друзей, родных, близких, приглашенных за праздничным столом, полным всяких вкусных вещей? Всё это замечательно!

Но Господь говорит о том, что да! конечно это величайшее блаженство будет в Царстве Небесном, как действительно за праздничным столом. Как и в народе говорят, что “за столом посидишь – как в раю побываешь”, есть такая пословица в России. Но, говорит, вот такая была история. И произносит эту притчу, которую вы сейчас слышали.

И действительно Господь зовет всех людей. Но складывается так, что люди казалось бы и образованные и знатные, имеющие прекрасное положение, оказываются глухими к этому. В самом деле, если мы посмотрим на первого призванного праведника, Ноя, он был человеком малозаметным, но только он услышал, какая опасность грозит за нечестивое поведение людей. Вся природа содрогается и гибнет в водах потопа.

Во времена Авраама были могущественные империи высочайшей культуры: вавилонская, египетская культура, позже – греческая культура. И, конечно, там тоже были свои формы богопочитания, некая одухотворенность вещественных стихий, природных стихий, и из них фантазия человеческая созидала разного рода богов, разного рода придумывали истории. И только Авраам, в общем-то скромный человек, который жил в Уре Халдейском, халдейская небольшая семья, он услышал подлинный призыв Господа, единого Бога. Он стал первым человеком, который осознал, что Бог един.

И далее это откровение продолжалось даваться его сыновьям, его внукам, сначала семье, потом небольшому роду, народу, который произошел от Авраама. Маленький кочевой народ, который был ничтожен по сравнении с окружающими его мировыми империями: ассирийской, халдейской, египетской. И, тем не менее, именно в нем родилось то откровение, которое стало основой современной цивилизации, основой нашей с вами веры. То есть, услышали не богатые, знатные и образованные, а услышал сравнительно простой человек по имени Авраам.

И так было и далее, и так продолжается до сих пор. Апостол Павел, обращаясь к общине христиан Коринфа, говорит: “Посмотрите, кто вы – верующие? Много ли среди вас знатных? Много ли среди вас сильных по плоти (то есть могучих, сильных)?” Не говорит, что нет никого, но немного, отдельные. А в основном люди простые, обычные. И к ним Господь обращается.

И вот это воспоминание нас прежде всего обращает на отдельных праведников Ветхого Завета, которые особо почитаются церковным Преданием, и о которых мы читаем в Священном Писании Ветхого Завета. Книга пророка Даниила нам рассказывает о четырех юношах, которых (был такой обычай из покоренной страны переселять людей, а людей из хороших семей брать на воспитание, чтобы из них растить верных себе слуг). И поэтому Навуходоносор дает приказ, чтобы этих четырех юношей приятных на вид, один из них Даниил, другие три отрока Анания, Азария и Мисаил, чтобы они были, так сказать, особенно под вниманием, чтобы им давали особую пищу с царского стола, и так далее, и так далее. Но эти отроки, они понимали, что эта пища запрещена для них, как правоверных Иудеев, они воздерживались от нее, вместо этого ели какую-то простую пищу, и тем не менее у них был прекрасный вид, они прекрасно выглядели, не худели, и так далее.

И когда Навуходоносор построил огромного идола и был отдан приказ, чтобы все ему поклонились, а кто не поклонится, тот будет предан лютой смерти, то эти три отрока, они не подчинились этому приказу. Было царю донесено на них, но тем не менее они не подчинились этому приказу. Тогда он приказал их бросить в раскаленную огнем печь, к которой даже близко подойти нельзя было, чтобы они там сгорели. Их сковали цепями, бросили туда, и царь заглянул – что же там происходит в этой печи, как они там мучаются за свое непослушание. И вдруг видит, что они там ходят, несмотря на оковы, и не трое, а кто-то еще четвертый с ними тоже, по виду как человек. И они остались живы. И в этом первое провозвестие помощи Божией, которая приходит к людям в беде, и приходит не где-то извне, а вместе с ними сопереживает этот посланец Божий это страшное наказание. Так же Господь приходит, не просто нас спасает, как бы вытягивая из этого мира, а приходит и разделяет в этом мире нашу человеческую судьбу.

Пророк Даниил, который, хотя он жил в это же время, но прославился чуть позже, когда Навуходоносор царь был смещен, Валтасар был тоже смещен мидийским царем Дарием. Но Дарий тоже был немногим лучше и приказал, чтобы в течении 13-ти дней все с прошениями обращались только к нему, царю, и больше ни к кому. Но Даниил нарушил это приказание, продолжал молиться и взывать к Господу Богу каждый день о помощи, о благословении предстоящего дня, и так далее. Когда донесли об этом царю, то его бросили в ров со львами, но произошло чудо и львы не тронули этого праведного человека, он остался жив.

Вот, таким образом, Даниил отказался соблюдать это приказание, которое мы с вами легко соблюдаем – как часто мы нарушаем ежедневную молитву, мы с такой легкостью отказываемся от того, ради чего Даниил был готов пойти на смерть. Чтобы лучше умереть, чем отказаться обращаться к своему Создателю, отказаться от испрошения благословения на предстоящий день, от благодарения за все благодеяния, к Богу, а не к земному царю обращаться.

И вот важно нам и подумать о том – какой замечательный пример дается нам в сегодняшнюю Неделю праотцев, когда Церковь вспоминает праведников Ветхого Завета и даже еще раньше. Как важно было для этих людей оставаться верными Богу даже под угрозой смерти. Мы можем сказать – ну, это было в Ветхом Завете, может быть это немножко уже мифологизированный образ – но мы же с вами знаем, что тысячи христиан отдавали свою жизнь и были брошены диким зверям, их казнили мучительной казнью только за то, что они отказывались участвовать в жертвоприношениях в праздники Римской империи, принести крупицу ладана или зернышко зерна на алтарь императору, поклоняться ему как богу. И взрослые, и дети, простые люди отдавали свою жизнь, чтобы не делать этого. И, напротив, как часто мы отступаем и от молитвы, забываем – подумаешь, так легко нарушаем. А для Даниила это было невозможно! Он не мог дня прожить без того, чтобы не войти в это общение с Богом.

Вот давайте поразмышляем об этом, об этом великом наследии, о котором сегодня Церковь нас призывает вспомнить. И как важно это вводить в нашу с вами жизнь!

Аминь!