протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 января 2015

Фонограмма


 

Евр., 11:9-10, 17-23, 32-40

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

 

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

 

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

 

Мф., 1:1-25

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение называется Неделя праотец, то есть предков Иисуса по плоти. И, конечно, это чтение первой главы Евангелия от Матфея вызывает немало трудностей и недоумений. Такое перечисление имен, о многих из которых мы ничего не знаем даже из Писания, Ветхого Завета. Но о многих все-таки мы знаем. И речь идет именно о том, что это предки Иосифа. Конечно, для нас возникает вопрос: «Причем тут Иосиф? Мы же знаем, что Мария зачала не от него, а от Святого Духа. И зачем это все перечислять?» Но мы должны вспомнить о том, что Евангелие от Матфея было написано и создано в среде именно еврейских христианских общин, то есть уверовавших иудеев, иудеев, уверовавших во Христа, как Мессию. И для них было чрезвычайно важно это родословие, которое показывает, что приход Иисуса, приход Мессии не был каким-то случайным событием. Это не вера в какого-то человека-чудотворца, такими дарами облеченного, а это было действительно то пророчество, которое шло от Авраама через Давида и до самого Христа. И поэтому это перечисление имен было чрезвычайно важным, что это исполнение пророчества, исполнение того обетования, которое дано было Аврааму: «В тебе благословятся все племена земные, в семени твоем».

И завершение этой первой главы для иудеев было совершенно понятным чтением. Они прекрасно понимали, что Мария не из этого, может быть, рода, но, может быть, из близкого рода и т.д. Но все то, что было в роду Иосифа, все те благословения этого наследования этого царского рода сына Иакова Иуды, оно все исполняется во Христе. Почему? Глава заканчивается словами: «Иосиф принял эту весть Ангела, принял Марию, жену свою, и не знал ее, доколе она не родила она Сына Своего первенца, и нарек Ему имя Иисус». Наречение имени было знаком того, что отец принимает родившегося ребенка, как своего сына, первенца. И все те благословения, и имущественные, и духовные, все это передается ему, как первому наследнику. Для иудейской аудитории это было совершенно понятно. Для нас, конечно, это не очень понятно: для чего это все перечислять? Особенно, когда человек начинает впервые читать Евангелие. Открывает его, начинает с Евангелия от Матфея, с первой главы, там родословие. Дай Бог, если он до середины главы прочтет. И скажет: «Нет, это слишком трудно. Если вся книга такая, то я ее, конечно, не осилю. Тут нужно иметь особое такое дарование, это не для меня». Поэтому, конечно, начинающим надо начинать с Евангелия от Марка, подобно владыке Антонию, который говорил, что «оно было написано для римской молодежи, для таких же сорванцов, каким был я. И тогда действительно было понятно, о чем речь».

 

 А вот для нас важным является то чтение, которое предваряет евангельское чтение, - послание к Евреям. Обратите внимание – тоже к еврейским общинам. Речь идет уже не о биологическом наследовании, хотя мы понимаем, что оно касалось только Иосифа. Кстати, следует упомянуть и о том, что вот эти четырнадцать родов: от Авраама до Давида, от Давида до переселения вавилонского, от переселения вавилонского до Христа – цифра 14 – это гематрия имени «Давид». Гематрия – это сложение тех цифр, которые обозначались буквами. Арабских цифр не было. Как и в церковно-славянском, цифры обозначались буквами. Аз – означало соответственно цифру 1. Буки – 2 и т.д. Таким образом, из вычисления, сложения цифровых названий, имен, выводили уже определенный замысел. Так что, имя «Давид» как бы совпадало с числом 14. И трижды повторение: Давид, Давид, Давид, говорило о том, что это - действительно, да, сын Давидов. И для народа это было совершенно понятно. Совершенно простые люди, слепые, когда они слышали, что Иисус творит чудеса, что они кричали Ему? «Помилуй нас, Иисусе, сын Давидов!» То есть, это было именование Мессии, Спасителя.

 

А в послании к Евреям говорится о том, как возрастало это духовное начало, создавалась почва для того, чтобы Посланник Божий, Мессия, Сын Божий, чтобы Он был принят людьми. Потому что, когда мы читаем Евангелие, мы видим, как радикально оно отличается даже от замечательных посланий апостола Павла. Мы видим, что у Павла все-таки есть такие элементы культуры своего времени, которые не следует воспринимать один к одному: вот, там, женщинам обязательно платок носить, или женщины в храмах да молчат, и т.д. Это было в культуре его времени, он на этом настаивал. Ничего такого в Евангелии мы не увидим. Но в Евангелии мы видим самые ценные вещи, которые именно явственно исходят от Бога. Нет ничего, чтобы нас смущало. Или, например, женщине, взятой в прелюбодеянии, говорится: «кто без греха, первый брось в нее камень». Понятно, что отпустили ее - слава Богу, каждый вспомнил свои грехи. Пастух ищет одну единственную овцу, а 99 оставляет. Казалось бы, ну что там, ну одна пропала: усушка, утруска, бывает. Зато 99 целы. Нет! Оставляет, идет искать одну. Вот это – отношение Бога! Вот это есть позиция Бога! Слово Божие, которое действительно радикально отличается от всех человеческих слов, даже от слов апостола. Поэтому нам так важно читать и перечитывать Евангелие. Но, конечно, не только его. И книги Ветхого Завета, потому что они в себе заключают все то, о чем нам говорят послания, напоминают. Когда он говорит о том, что «верою обитал Авраам в земле чужой, в земле обетованной, то есть обещанной, дарованной ему, как на чужой. И жил в шатрах». И тем самым говорится, что именно эта вера держала его. Сколько прошло лет, пока родился его сын. И он уже думал, что кто-то другой будет его наследник, от рабыни будет сын наследником. Но Господь говорит: «Нет, именно родившийся от Сарры. Он будет наследником твоего обетования». И далее, совсем уже непонятно для Авраама, когда этого же сына он должен принести в жертву. Как может Бог такое требовать? Павел объясняет, вводит это, в Писании Ветхого Завета этого нет, он говорит: «ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр., 11:19). В предзнаменование чего? Воскресение Христа. Он тоже несет на себе крест, как Исаак нес на себе дрова для всесожжения. И далее перечисляется: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына…» и т.д. Подчеркивается, что все это совершалось верою. И далее говорится о том, что «те, которых весь мир не был достоин, скитались в козьих шкурах в горах и пропастях земных».

 Так что, мы должны понимать, что именно эта вера, через эти поколения людей подготовлено хотя бы небольшое число людей – первая малая Церковь, которая приняла эту весть и сделала возможным передачу ее всему остальному миру, вплоть до нас с вами. Так что, давайте об этом помнить, и к этому перечислению имен именно так и относиться, потому что перед нами огромная, грандиозная перспектива: как медленно совершается дело Божье. Как медленно поворачивается сердце людей, причем немногих очень людей, к добру, к путям Божиим. И поэтому не будем сетовать на наши условия, понимая, что все совершается крайне медленно. Но, тем не менее, это не угасает! Этот светильничек, который, казалось, должен был быть уничтожен, как еврейский народ, все время испытывающий преследования и т.д. А он живет и продолжает нести. Апостол говорит, что если их отвержение было спасение для людей, примирение мира, то, что будет принятие, когда еврейский народ примет Христа, как и Его Воскресение из мертвых.

 

 Так что давайте так терпеливо идти по нашей жизни, идти верою, именно как шли праотцы, как шли святые люди, которые создавали вот этот, пусть маленький клочочек почвы человеческой для принятия Сына Божия, для принятия спасения. И будем сами чувствовать ответственность за нашу с вами жизнь - как мы ее создаем? От этого зависит жизнь будущих поколений. Как мы живем? От этого зависит то доброе, что нам передали наши предшественники. Я всегда говорю на Таинстве венчания, что «ваша совместная жизнь – это не только ваше личное дело. Вы ведь маленькая клеточка огромного общественного церковного организма. Если клеточки больны, то и весь организм болеет. Если клеточки здоровы, то и весь организм здоровый. Поэтому, созидая семью, вы созидаете церковь, вы созидаете государство, вы созидаете историю». Вот какая огромная задача на каждом из нас лежит! 

 

Аминь.