протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 января 2015

Фонограмма


 

Гал.1,11–19.

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,– я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Мф.2,13-23

13Когда же они отошли,– се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,– се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресенье называется Неделя по Рождестве Христовом, и в церковном календаре мы читаем, что совершается память Давида-царя, Иосифа Обручника, Иакова брата Господня, и 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных. Мы видим как Церковь мудро переводит наше внимание от идиллии и благостности Рождества к реальной обстановке, в которую приходит Сын Божий.

И это краткое чтение, которое вы сейчас слышали, содержит упоминание о 3-х пророческих словах. Первое, когда евангелист говорит: “да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего”. Речь идет о ссылке на одну из глав книги пророка Осии, и на самом деле пророк говорит о том, что подобно тому как Он вывел Израиль из Египта, несмотря на множество препятствий, погоню войск фараона, голод в пустыне, и так далее, провел, и так же выведет из ассирийского плена. Будет ровная дорога, всё будет прекрасно и ждет Израиля прекрасное будущее, несмотря на все опасности пленения. И тем самым пророк как бы дает перспективу того – Кто родился, Кто пришел в мир, и что, несмотря на все эти вести, несмотря на то, что приходится ночью встать, взять Матерь, Младенца и бежать в Египет, – что Господь устроит путь своего Сына. “Из Египта воззвал”, и подобно тому как все препятствия были устранены в истории Израиля до этого, так будут они устранены до времени и в земном странствии Сына Божия.

Затем упоминается о том, что пророк Иеремия говорит об этих 14 000 младенцев избиенных. Ну, конечно, неизбежно приходит на ум, что в день православного Рождества, 7 января, вот эта страшная расправа над редакцией этого сатирического журнала, где было убито 14 человек. Такое совпадение многозначительное, может быть случайное, но тем не менее.

14 000 младенцев, избиенных от Ирода. Конечно, это число символическое, но вот это указание: “глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет”. Это пророчество из книги пророка Иеремии, который говорит о том, что Израиль ждет страшная участь, выселение, осада Иерусалима, сокрушение, убийство множества людей, и отсюда плач матерей о них. Плачет Рахиль – как бы символ всех матерей израильских – и не хочет утешиться. Но вместе с тем эта же самая глава (31-я из пророка Иеремии) содержит удивительные пророчества, ободряющие Израиль, несмотря на это жестокое поражение, что тем не менее сила Божия победит все эти страсти. И слова сразу после плача Рахили: “Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь. И возвратятся они из земли неприятельской”. И далее говорит о том, что “тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе, и изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их”. Этим пророчеством как бы сопровождает пророк вот эту печаль о младенцах, что неизбежно, всё равно всё это пройдет и победа добра будет непременно в будущем.

И, наконец, заканчивает это повествование о событиях после Рождества, когда приходит Ангел и говорит Иосифу во сне, что “умерли искавшие души Младенца, так что возвратись обратно в Израиль”. И он поселяется в Назарете, и через пророков сбудется, что Он Назорей наречется. Назорей (назер – отрасль, ветвь) – для тех людей, к которым обращено это Евангелие (ведь Евангелие от Матфея, мы знаем, оно обращено было именно к Иудейским христианским общинам, поэтому это длинное родословие, которое для христиан-язычников мало что означало). Но конечно все эти три намека они были совершенно ясными для людей, которые имели Священное Писание (именно только Ветхого Завета), и, конечно, прекрасно по намекам малейшим понимали о чем идет речь. И вот то что “Назореем наречется”, то есть отраслью, и отрасль всегда слово в Ветхом Завете обозначало потомство Иессея – отца царя Давида. Помните эту историю избрания Давида замечательную, не буду сейчас на ней останавливаться. Во всяком случае эта знаменитая 11-я глава пророка Исайи говорит о блестящем будущем этой вот отрасли. Он говорит о том, что “произойдет отрасль от корня Иессеева (то есть от отца Давида), и ветвь произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вèдения и благочестия. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого”. (“Уст Своих” – Словом Божиим). И далее: “И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава”. То есть понятно – речь идет о будущем Мессии, и именно этими словами “Назореем наречется” пророк говорит совершенно отчетливо о том, что несмотря на все козни врагов вот эта слава Божия, планы Божии, правда Божия, любовь Божия победят!

Вот для нас это очень важно, потому что Матфей говорит об этом во второй главе, как бы предваряя – о чем пойдет речь дальше, что это – осуществление всех этих удивительных пророчеств. Надо сказать, что эти намеки, которые имеются в Евангелии, для нас, уже давно читающих и знающих – очень важно к ним обращаться, потому что они показывают нам вот эту удивительную перспективу победы добра над злом.

Аминь!