протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 января 2015

Фонограмма


 

2 Тим.4,5-8.

5Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

 

Мк.1,1-8.

1Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Начало Евангелия от Марка, которое вы сейчас слышали, некоторые богословы сравнивают с человеком, которого пробуждают утром во время крепкого сна, стараются скорее его пробудить, брызгая в лицо ему холодной водою, и говорят ему: “Сегодня самый главный день в твоей жизни! Постарайся его не пропустить! Пробуждайся скорее!”.

И действительно, вспомним эти слова: “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия”. Для современников Господа Иисуса, современников Марка, иудеев и язычников I-го века это были удивительные пробуждающие слова. “Начало Евангелия” – доброй вести, радостной вести. Радостной вестью называлась весть, которую несли императору и военачальнику об одержанной славной победе, о каком-то замечательном событии, которое произошло, которое переворачивает всю жизнь, делает по новому! И вот: “Начало Евангелия” – радостной вести Иисуса Христа. Это для нас привычно – Иисуса Христа, а ведь для людей того времени это звучало “Иисуса Мессии”, тот, который пришел спасать мир. Это тот самый Иисус из Назарета, какого-то захолустного местечка, о котором даже мало кто знал!

И называют Его “Иисуса Христа, Сына Божия”. Сыном Божиим назывались императоры, сыном Божиим назывались цари, а здесь говорится “Сына Божия, Иисуса Христа”. И Сам Господь ведь говорит об этом, когда спрашивает фарисеев и законников о Христе, Мессии – “Чей Он Сын?”. Они отвечают: “Давидов” – “А как же сам Давид называет Его Господом?”. Значит, Он не просто Сын Давидов, а еще и Сын Божий. Вот в этом одном предложении всё это заключено. Это действительно как ушат холодной воды на крепко спящего человека, который его пробуждает. Вот такое удивительное время началось!

И проповедь Иоанна Крестителя обращает народ к совершенно знакомым ему понятиям. Когда он говорит о том, чтобы принимать крещение, омовение, конечно, в сознании всех это сразу образ того самого Чермного моря, через которое Моисей провел народ, спасая его из египетского рабства. И вот здесь как бы новое спасение от рабства. От рабства чему? У большинства людей ведь это ассоциировалось с освобождением, все страстно желали освобождения от власти римлян. И было как бы два диаметральных пути для этого. Один – путь компромисса, ужасный путь царства Ирода и Каиафы, компромиссов, обманов, политических интриг; а другой – радикальный путь зилотов: с ножом выходить и резать этих самых римлян, как только их встретишь, и так далее.

И вот мы вдруг видим, что совсем не это говорит Иоанн Креститель. Он говорит: покайтесь! То есть повернитесь, вы идете не тем путем! Повернитесь и идите другим путем! Каким же? И вот мы видим, что Господь это открывает, другой совершенно путь: “Веруйте в Евангелие”. Среди Его учеников есть и Симон-зилот, представитель вот этих террористов, борцов, так сказать, за национальное освобождение, как мы бы сейчас сказали. Там есть и мытарь Матфей, который как бы служит этому самому режиму Ирода и Каиафы. И Господь их собирает и дает им новый путь. Говорит: “Покайтесь!”

И всему народу это напоминает, конечно, слова пророка Исайи: “Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, и вот тогда вы станете действительно на путь освобождения”. А Господь, Который пришел, Которого Марк сразу называет Мессией, Сыном Божиим, Он говорит: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Будете свободны, не тогда, когда пойдете путем компромиссов или путем восстания, а тогда, когда вы научитесь от Меня. Сын освободит вас, тогда воистину будете свободны”.

И вот этот призыв остается на все времена исторические, в том числе и на наше, как говорится, непростое время. А когда оно было простым? И поэтому для нас так важно понять вот этот призыв к покаянию, который звучит в сегодняшнем праздничном дне. Вот это новое событие. Вновь и вновь нам Церковь напоминает об этом пути Христа: “Научитесь от Меня”. И как сказано в молитве, которую вы все конечно знаете, оптинских старцев: “Научи нас молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить”.

Аминь!