протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 января 2015

Фонограмма


 

Тит. 2:11-14

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

 

Тит. 3:4-7

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

 

 

Мф., 3:13-17

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее праздничное событие – Богоявление или Крещение Господне от Иоанна – перед нами продолжает ставить недоумевающие нас вопросы. Потому что, если мы посмотрим на несколько строчек перед тем чтением Евангелия, которое вы сейчас слышите, мы видим слова Иоанна, которые он говорит народу: «Я крещу вас в воде, но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». То есть придет Бог, явится Грозный, Могущественный, все хорошее отберет, плохое накажет. И вдруг приходит Иисус, о Котором Матфей до этого уже рассказывал, как о гонимом Ребенке, как от том, Кого мир совершенно отвергает, Кто лишен всякой силы и славы.

И когда Он приходит к Иоанну, Иоанн Ему говорит: «Я должен от Тебя креститься, мне ли Тебя крестить?» Он говорит: «Оставь ныне, так надлежит нам исполнить всякую правду». Какую же правду? Иоанн, конечно, в недоумении. С одной стороны он убежден, что, да, Тот, Кто пришел – Ииус из Назарета – именно Тот, Кого обещал Бог, Тот, ради Кого Бог послал его приготовить Ему путь, этому «гласу, вопиющему в пустыне». «Исправьте путь Господень, покайтесь, веруйте в Того, Кто вот-вот должен прийти». И приходит вместо могущественного Бога, Который сейчас наведет порядок, накажет злых, прогонит римлян, явится в силе и могуществе, приходит простой селянин из Назарета, маленького провинциального местечка. И не его крестит, а от него принимает крещение.

И далее мы будем видеть, что Иисус совсем не похож на того могущественного вождя, которого ожидал не только народ, но и Иоанн Креститель. И он в недоумении, даже уже перед своей кончиной, посылает к Нему спросить: «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ожидать нам Другого»? Недоумение Иоанна совершенно понятно. Но ведь мы помним такие слова, сказанные еще в Ветхом Завете, когда Господь через пророка говорит людям: «Мои пути - не ваши пути, и Мои мысли - не ваши мысли, но как небо выше земли, так Мои мысли выше ваших мыслей». Людям всегда хочется могущественного царя, который придет с войском, который накажет злых, поставит праведных на правящее место, и все будет хорошо, ясно и понятно. А вместо этого приходит простой селянин, гонимый, не занимающий никакого положения, нигде не учившийся вроде бы, у Него нет могущественных покровителей. И вот Он говорит: «Именно Я - посланник Божий. Видевший Меня, видел Отца. Я и Отец – одно». Как же так? Человек всегда хотел видеть в Боге могущественного правителя, грозного и неумолимого. И вместо этого приходит вот такой Человек. Людям всегда хочется вождей, хочется, чтобы всегда было ясно и понятно. Вот так делай, и будет тебе это. Вроде бы, да, закон дали: вот это надо, это можно, это нельзя. А тут приходит от Отца, говорит: «Я и Отец – одно. Говорю то, что слышал от Отца». И говорит: «Любите враги ваша». Как же так? Говорит: «Я кроток и смирен сердцем. Придите научитесь от Меня и найдете покой душам вашим». Который говорит: «То, что в мире высоко, в глазах Божьих может быть мерзостью». Как же так? Как нам жить, как нам поступать? И Иисус все время ставит нам не столько ответы, сколько загадки перед нами.

И когда Он говорит о том, что Он кроток и смирен сердцем, в нашем человеческом представлении кротость – это какая-то забитость, какое-то уничижение. Но про Иисуса не скажешь, что у Него нет чувства собственного достоинства. Не скажешь, что Он какой-то трусливый, запуганный и забитый. Наоборот, Он учил как власть имеющий, а не как законники или учителя закона. И в то же время Он говорит Петру, когда тот стал противиться: «Отойди от Меня, сатана. Ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое».  И вот нам важно понять, насколько Божий план спасения и такой настоящей жизни, благоуспешной, отличается от наших человеческих представлений. Нам важно понять, что вот эти слова: «Я пришел принести не мир, но меч», которые люди чаще всего воспринимают, как понятные, что «да, это понятно, эти еретики, этих посечем, а этих накажем, против этих пойдем войной, инквизицию устроим» и т.д. В истории христианской церкви очень много таких примеров. А Господь говорит нам совсем о другом: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». «Как же так?» - все время вопрошаем себя. Эти слова известные: «не мир, но меч» - но Он говорит о ком? Разве Он говорит о разных народах? Разве Он говорит о том, что надо пойти этих прогнать, а этих наказать? Нет. Но Он говорит, что, да, отныне разделится в семье одной: двое против трех, дети против родителей, родители против детей и т.д. – то есть даже самые близкие люди будут становиться чужими в зависимости от того, как они принимают Христа. Принимают или нет, любят Его или нет, или просто не понимают, о чем речь.

Почему так все это складывается? Ведь нам хочется, чтобы Господь принес нам спасение на тарелочке с голубой каемочкой: «Вот так делайте, и вы будете спасены!» А Господь хочет, чтобы мы принимали участие в этом спасении. Чтобы менялись не снаружи обстоятельства вместо нас, а наши сердца менялись. Чтобы мы свободно выбирали добро, любовь, снисходительность, милосердие. На этот путь становились. Это безумно трудно для человека. Это совершенно непонятно. И тем не менее Господь призывает к тому, чтобы мы учились, как в послании, которое сейчас перед Евангелием читалось, - Бог хочет приготовить себе народ особенный, открытый для добрых дел, смиренный и послушный. Причем «смирение» не в нашем человеческом понятии, а именно такое, как у Христа. Вот почему нам так важно читать и перечитывать Евангелие, пропитывать себя образом Христа, Ему подражать. Пока этого нет, мы остаемся пока такой маленькой закваской. Но Слово Божие сейчас, слава Богу, в России читаемо, может быть прочтено  всеми. Хотя на самом деле прочли Евангелие целиком, к сожалению, процента 2-3. Часто приходят, даже образованные люди, когда их спрашиваешь: «Ну, хорошо то-то и то-то, а вот Вы Евангелие читали?», отвечают: «Ну, нет, как-то так, только отдельные странички». Вот нам важно это понять, что мы - христиане, что мы - ученики Христа. Следовательно, мы должны знать, как жил наш Учитель, что Он делал, как это делал, чему Он учил, почему Господь попустил Ему крестную смерть. Потому, что Он пришел разделить с нами все наше. Чтобы мы избрали Его свободно, избрали Его любя, а не боясь.

Давайте всему этому учиться в нашей жизни. И сегодняшний праздник нас к этому призывает. Он приходит смиренно, призывая каждого из нас следовать за Ним, призывая каждого из нас быть таким работящим, любящим, скромным, смиренным, не стремиться к богатству, к какой-то власти необыкновенной. Если это дается, то пользоваться этим, как данным нам даром, который употреблять на доброе. Вот давайте об этом с вами подумаем. И еще раз сегодня перечитаем (в календарях посмотрите) то послание к Титу, которое читалось перед Евангелием. Пусть Господь благословит нас, чтобы в наших сердцах было самое главное – любовь к Иисусу и стремление подражать Ему в этой нашей земной жизни. 

 

Аминь.