протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 января 2015

Фонограмма


 

 

1 Тим, 4:9-15

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

 

Лк., 19:1-10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 В сегодняшнем календаре, где указываются апостольское и евангельское чтения, за евангельским чтением в скобочках стоят очень важные слова – «Евангелие о Закхее». Это значит, что это уже приготовление к Великому посту. Следующая неделя уже будет «неделя о мытаре и фарисее». И уже в ближайшую субботу мы будем слышать замечательные песнопения, которые нас уже готовят к этому времени: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». А сегодняшнее евангельское чтение предваряется отрывком из послания апостола Павла к Тимофею, в котором апостол говорит своему ученику: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков». Всех человеков.

 

И вот за этим следует один из ярких таких кратеньких библейских рассказов о Закхее. Этот рассказ очень любят в воскресных школах, потому что он близок и понятен детям. Они тоже маленькие, им трудно бывает видеть, что происходит за спинами взрослых людей. И поэтому эта история им всегда интересна. В этом повествовании мы встречаем три темы. Во-первых, проблема богатых и ее решение. Во-вторых, Иисус как бы отождествляет себя с грешниками: Он пришел грешных спасти. И третья – вера, которая позволяет начать новую жизнь. И вот, мы слышим рассказ о Закхее – человеке, которого презирали все его земляки, потому что ясно было, что он не просто был сборщиком налогов, но начальником этих сборщиков. Всегда, когда идет речь о деньгах, будь то сбор в бедных хижинах Иерусалима или Иерихона первого века, или будь то сбор по современной компьютерной схеме и т.д., мы понимаем, что, к сожалению, очень часто эти деньги прилипают к рукам тех, которые ими занимаются. И соседи Закхея прекрасно понимали, что его все растущий дом, всякие пристроечки, слуги новые появляются, ясти появляются у него на столе, больше и больше людей богатых к нему приходит, мытари, и все прочее – они понимали, что все это благосостояние  - их деньги, из которых он удерживает что-то и для себя. Так что он был презираем всеми людьми. И вот, тем не менее, именно только этого человека и замечает Иисус. И именно только одного его из всего Иерихона Евангелие называет по имени, которое Иисус произносит еще до знакомства с ним, как бы понимая, зная его уже до этого.

 

И вот, тем не менее, что-то заставило этого маленького, хитрого, толстенького человечка пожелать увидеть Иисуса. И не просто пожелать, а даже совершить такой экстравагантный поступок – начальник мытарей, человек богатый, известный и т.д., он залезает на дерево, чтобы увидеть. Значит, что-то такое было очень такое важное, ценное в его сердце, что позволило ему пойти на этот экстравагантный поступок: искать возможности увидеть Его. Иисус прекрасно знал, конечно. Он уже неоднократно встречался с людьми этой профессии. И Иоанн Креститель с ними встречался. И когда его спрашивали мытари: «А нам что делать?», Иоанн Креститель говорит простые слова, как бы на все века для всех чиновников: «Довольствуйтесь своим жалованием, не берите больше того, что вам положено». Вот такой простой ответ. И это знание как бы Иисусс и «подсказывает», что именно туда и надо прийти, к этому человеку прийти. И говорит: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне надо быть у тебя в доме». И настолько это было радостно для Закхея, настолько Иисус нес в Себе эту радость, эту благодать, как вот мы знаем по немногим людям, которых мы знаем в своей жизни, когда с человеком таким общаешься, то радость приходит на сердце. Как об отце Александре Мене Владимир Леви, известный психолог, писал, что «вместе с ним в дом входило счастье». Ну, если ученики Христа несли с собой такое счастье, тем более его нес Сам Господь Иисус. И Закхей все это почувствовал, так ему было радостно, что он встал посреди этого пира радостно и сказал, что «вот, Господи, половину имения отдам нищим, а если кого чем обидел, воздам вчетверо». То есть в соответствии с правилом иудаизма и того времени, и современного, он не просто сказал: «Да, я поступил плохо». Но он постарался исправить этот свой плохой поступок и воздать вчетверо, половину имения раздать нищим и т.д. И Господь сказал, что «сегодня пришло спасение дому сему».

 

Причем заметим, что Закхей не продает все - половину имения, половину все-таки оставляет себе. Но понятно, что он столкнется с большими финансовыми затруднениями. И он на это готов, потому что он обнаружил нечто, гораздо более ценное, чем это его достояние – то счастье, которое приносит Господь в Своей близости к человеческому сердцу. И вот эти слова Господа: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» заканчиваются словами: «ныне пришло спасение дому сему». Спасение тому, кто принимает Господа, пускает Его в свой дом, в дом своего сердца. И надо сказать, что Господь пришел именно для того - не просто страдать и умереть на кресте, но тем самым найти и вызволить потерянную овцу, спасти их. Он пришел, чтобы побыть с грешниками (видим мы на этом примере Его визита к Закхею). И идет в Иерусалим, где в скором времени Он придет, чтобы умереть рядом с разбойниками. А цель одна и та же – пришел взыскать и спасти погибшее.

 

И вот с этого воскресения начинается наш путь к Великому посту – главному событию христианской жизни, главному основанию нашей веры. И так важно для нас – тоже подумать о том, что мне мешает вот так впустить Господа в свое сердце? Может, мне тоже надо на какое-то дерево залезть, чтобы увидеть Его? И чтобы в предстоящее время Великого поста именно совершать какую-то внутреннюю работу, чтобы еще и еще раз встретить этот Праздник все с более и более открытым сердцем, большим и большим осознанием того, что Господь действительно пришел спасти каждого человека, в том числе и меня. Спасти от чего? От бессмысленности жизни, от каких-то неправильных поступков, от того, что мы избираем вместо Него, когда на самом деле именно Он есть то, что ищет человеческое сердце. Он есть Путь, Истина и Жизнь.  

 

Аминь.