протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 февраля 2015

Фонограмма


 

1 Кор 6:12–20

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

 

Рим 8:28–39

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,

39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

Лк 15:11–32

11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

Лк 21:8–19

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18но и волос с головы вашей не пропадет,­–

19терпением вашим спасайте души ваши.  

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день очень насыщен содержанием. Вы слышали, что читалось два отрывка из Посланий апостола Павла к Коринфянам и к Римлянам и два отрывка из Евангелия от Луки, потому что сегодняшний день, кроме того, что называется Неделя о блудном сыне, то есть, третья подготовительная Неделя к Великому Посту. Первая была о Закхее, прошлое воскресенье – о мытаре и фарисее, и вот сегодняшнее Евангелие ­– о блудном сыне. А второе Евангелие посвящается сегодняшнему воспоминанию о новомучениках и исповедниках российских и о всех, в годину гонений за веру пострадавших. Об этом втором Евангелии мы поговорим в конце литургии, а сейчас поразмышляем над этим Евангелием о блудном сыне – замечательная притча!

Здесь, конечно, имеется две ярко выраженные темы. Первая обозначается названием сегодняшнего дня – Неделя о блудном сыне – и здесь речь идет, конечно, о том что нас отделяет от Бога. Отделяет неправильный выбор, который делает человек, особенно в молодости. Очень часто молодым людям кажется, что настоящая жизнь – в ресторанах, на дискотеках, собраниях, и вот там-то и есть настоящая жизнь: веселье, вино, девочки, мальчики, и так далее, всё замечательно, вот там-то и надо жить. А родители что-то такое недовольны, ворчат, денег не дают, и что ночевать не приходим жалуются, или когда в 2 часа ночи приходим. Ну и всё в таком роде.

И вот нам эта притча как раз показывает, что вот этот ложный выбор приводит человека к краху. Потому что понятно, что любовь между мужчиной и женщиной – источник замечательной радости. Отец Александр Мень говорил, что 3 вещи приводят человека к Богу – это природа, это творчество и это любовь. Но с другой стороны, если мы не ставим границ, то всё это может стать причиной не радости и жизни, а, наоборот, скорби и гибели. И природу если мы начнем обожествлять, и творчество, если мы всё забудем, только будем заниматься творчеством, сами себя делаем богами, ну и конечно любовь, если мы не будем ставить никаких границ, а только быть движимыми только нашими чувствами, которые сегодня одни, завтра – другие.

И вот так называемый гражданский брак, который получил сейчас широкое распространение, крайне печальная вещь. Печальная, и прежде всего унизительная для женщины, ведь заповеди Божии, они совсем не имеют целью лишить нас радостей жизни, а поставить границы, чтобы избавить нас от зла, избавить от несчастья. Простая такая статистика, что 90% мужчин как раз в таком гражданском браке на вопрос: они женаты или нет, говорят: “Нет, я свободен”; а 90% женщин говорят: “Да, я не замужем, но у меня есть человек”, и так далее. То есть она как-то имеет в виду, что она охотно бы стала женой этого человека, но он, как говорится, не готов. А когда она забеременеет, то и отцом стать не готов, вообщем, такая печальная перспектива.

Недалеко от нас здесь жил один человек, который был очень успешный бизнесмен, всё такое, и вдруг он погибает, разбивается в Красногорске на машине насмерть. А у него оказывается жена, двое детей, в школу уже пошли. И оказывается, что они в браке не состоят, у них вот этот самый гражданский брак. И все его замечательные квартиры по всей Москве, и всё прочее, всё отошло к его маме, которая очень плохо относилась к этой его гражданской жене. И вообще, когда говорят: “Ну зачем этот штамп в паспорте? Что это разве укрепит наши отношения?”, но почему-то не хотят его ставить, как ни странно. Хотя казалось бы, такой пустяк, ну так и что? раз пустяк – вот и давай. А потому что это принятие на себя ответственности. Это совершенно понятно. Когда безответственное отношение, то страдающая сторона прежде всего женщина. Вот она забеременела, и какой выход? Либо стать матерью-одиночкой, либо совершать страшный грех аборта. Так что тут уже печальная перспектива. И вот нас от этого и ограждают заповеди. Почему Церковь настаивает на этих отношениях только в браке.

И вот мы видим этого самого блудного сына, который как раз прельстился, который почёл, что где-то там жить весело и хорошо, с деньгами – вот это и есть настоящая жизнь! А здесь, у отца, жить, трудиться, как старший брат – это всё скучно! Дай – говорит отцу – часть моего имения, которая мне положена. А ведь в условиях той культуры это означало, что, во-первых, продать эти земли, взять эти деньги, дать их этому сыну и отпустить его на все четыре стороны. Ну и понятно, что это говорится тогда, когда если бы отец умер. Фактически это требование сына означало, что: “Отец, ты всё равно когда-нибудь умрешь. Положим, что ты уже умер. Мне твоя земля, деньги нужны, сам ты мне не очень нужен. Давай мне, что положено, и расстанемся по-хорошему”. Расстались. Ну и понятно, что он прожил имение, живя блудно, потом опустился совсем, и особо унизительный образ – пошел свиней пасти, и уж совсем унизительно, что он стал эту пищу свиную есть, а ему не давали. В общем, всё понятно.

Пришел в себя. Пришел в себя и сказал: “Столько наемников избыточествуют хлебом, а я гладом гибну. Встану, пойду к отцу моему, скажу ему…”, ну и так далее, приготовил целую, так сказать, покаянную речь. Встал и пошел.

И отец увидел издали его. И вот тут начинается вторая тема, которой посвящена вся 15-я глава Евангелия от Луки. Там три притчи. Первая – о пропавшей отце, и о том, что радости больше о ней, чем о 99-ти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Конечно, в этом есть известная ирония по отношению к фарисеям, какие уж там праведники! О пропавшей драхме, которую женщина ищет и с радостью находит, зовет соседок – порадуйтесь вместе со мной. Я нашла мою потерянную драхму! Вот так и на небесах больше радости об этом кающемся грешнике.

И здесь эта притча, как один богослов ее называет – притча о бегущем отце. Вообще, в культуре того времени для отца, человека пожилого, даже ускорить шаг – это был некрасиво, как-то недостойно. Надо ступать медленно, достойно, степенно. А тут – побежал, бросился, ждал всё время, про всякое своё достоинство забыл, побежал, бросился на шею этому самому сыну. Это конечно образ Отца, и образ отношения Бога к кающимся грешникам, вообще к грешнику, ко всякому. О каждом радость! И, конечно, это главное, что нас и наставляет, что Господь пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Это не значит, что надо стать грешниками и грешить вовсю, чтобы Он, так сказать, ради нас и пришел. А, понятно, чтобы мы не разбивались о те наши недостойные поступки, которые мы совершали, а понимали, что если мы действительно приносим покаяние, Отец с радостью ждет нас!

Это же потрясающий образ Божий, который позволяет делать человеку ну всё, что угодно! И мы часто упрекаем: что же такой мир Бог создал, что же такое зло творится, как Он это всё попускает? Вот эта притча нам и объясняет – каков наш Бог. Он дает нам потрясающую свободу вплоть до того, что человек может, собственно говоря, и не замечать Бога. “А где Он? Его не видно. Покажи мне! Я вижу деревья, то-сё, какие-то опыты делаю химические, физические, кислород-водород, и так далее, а никакого Бога я и не вижу, вполне можно без этого прожить”. Бог как бы инкогнито в мире.

Но когда человек понимает, что заблудился, пал, умирает – возвращается и обретает свет. Тот свет, о котором Господь сказал: “Я – свет миру”. Потому что когда человек приходит в Церковь, и самые простые вещи приобретают то истинное значение, которое они имеют. И Господь бежит навстречу этому сыну. Лучшую одежду, перстень на руку ему – знак власти, ему возвращающейся как сыну, а не работнику – и будем праздновать и веселиться!

И опять другой образ, параллельный образу вот этого фарисея – старший сын: “Что это ты устроил такой праздник? Мне даже козленочка не дал”, сам себя жалеет: “Такой вот я хороший, а он мне ничего не дал, а тут блудный сын пришел, проживший твою половину имения, а ты его так принял!”

Вот такое замечательное нам сегодня евангельское чтение. Поэтому нам так важно помнить об этой великой любви Отца к нам. О том, что Он действительно вот так радуется и бежит нам навстречу, ждет, издали смотрит за каждым из нас. И бросается на шею, дает перстень – власть быть сыновьями, а не просто кем-то там работниками.

Давайте об этом поразмышляем, и вот с этим будем идти нашим дальнейшим путем к этому времени Великого Поста.

Аминь!