протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 февраля 2015

Фонограмма


 

1 Кор,8:8-13 – 9:1-2

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

 

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

 

Мф., 25:31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

Евр., 7:7-17

 

7 Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.

8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.

9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:

10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,

16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

 

Лк., 2:22-40

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

На каждом вечернем богослужении мы слышим пение или чтение вот этих слов старца Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет ко просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля». Эти слова произносит старец Симеон в этот исторический момент встречи Ветхого Завета с Новым. И через него Господь говорит то откровение, которое описывает очень кратко, в нескольких словах, - предстоящую судьбу этого события. Он говорит о том, что вот, «лежит на восстание и падение многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу». Почему так? Казалось бы, радостная встреча с Миссией. Ему было обещано, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня (Христос – греческое слово, означающее Миссию, Мошиах, по-древнееврейски), Спасителя, Который придет и спасет Своих людей, спасет их от зла.

 Но планы Божии не похожи на ожидания людей. И даже ожидания старца Симеона и этой Анны-пророчицы были совсем не похожи на то, что произошло на самом деле. Они ожидали прихода Мессии, который сразу накажет негодяев, накажет злых, поднимутся люди добрые, хорошие. Словом, произойдет то, о чем мечтает человеческое сердце, чтобы в мире царствовали, господствовали хорошие люди, а плохие, наоборот, были где-то в загоне. Но в мире происходит, к сожалению, все наоборот. И вот именно это ожидает Симеон. И это не происходит. И Бог через него говорит эти важные слова: «лежит на падение и на восстание многих во Израиле». Человеческие ожидания спасения совсем оказались не похожи на то, что происходит в планах Божьих, как Бог спасает людей. И в нашей жизни мы тоже это видим - что очень часто люди в каких-то трудных обстоятельствах, крушении в личной жизни, или когда человек не может найти работу, он приходит в храм в надежде, что он поставит свечечку, помолится как-то, спрашивает, кому помолиться о той или иной нужде, - и сразу все произойдет. Но, к сожалению, не всегда так происходит, хотя иногда действительно Бог отвечает на наши такие какие-то просьбы, устраивается какая-то наша внешняя жизнь. Но по большей части Бог ожидает от нас другого - ожидает от нас изменения именно нашего отношения к тому, что происходит, изменения нашего сердца.

И точно так же, когда Спаситель приходит в мир, Он действует по-другому. Он приходит не для того, чтобы избавить мир от зла, а чтобы разделить его с миром, принять на Себя это зло и победить его не внешней силой оружия, мечом. «Взявший меч, от меча и погибнет», - говорит Господь. А победить его силою Своего сострадания, Креста и Воскресения. Вот таков Божий план, потому что спасение человека наступает не тем, что Бог за него делает добро в мире и дает ему, так сказать, на блюдечке; а наступает с усилием самих людей, преображением самих людей.

И вот мы видим, как мысль о том, что христианство еще только начинается, она как бы иллюстрирует и эти слова, которые не могут не вызывать нашего удивления: «Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля». Ну, что касается язычников, то какое-то просвещение, конечно, было. Конечно, современные нравы и нравы древних веков уже христианской истории отличаются от того, какие были до Христа, какие были во времена еще царствования язычников. Но понятно, что еще очень далеки от этого. Понятно, что многие народы и идеологи превращают евангельскую, христианскую весть в какую-то удобную, так сказать, завесу для своих дел, приспосабливают ее к своим маленьким идеологическим, человеческим целям. А на самом деле до полной христианизации людей, наверное, еще очень далеко. А уж тем более «слава людей Твоих Израиля». Какая же слава? Если народ не принял Христа, если большинство народа кричало: «Распни Его, кровь Его на нас и на детях наших»? Первосвященники предали Его язычнику Пилату, который хотел даже помиловать Его. Какая же слава, если через несколько веков евреев стали гнать: «Вы распяли нашего Христа»? И т.д. Мы все это прекрасно знаем, прекрасно это видим. Потому что планы Божии совсем другие. И на это отвечают еще древние послания апостола Павла. В 11-ой главе послания к Римлянам Павел объясняет, почему так произошло. И в то же время говорит, что «если отвержение их – спасение мира, то что будет принятие евреев, иудеев, как не воскрешение из мертвых?» Тем более, раз ты, язычник, привился к чужой, не по своей природе, лозе, тем более им будет легко привиться.

Если мы переведем все это на современный язык, то можно сказать так, что если бы весь Израиль принял Христа, то христианство стало бы уделом одного народа, одной культуры. И с вхождением в него для всех народов была бы необходимость принять другую, иную культуру и т.д. То есть, были бы огромные препятствия для этого. Именно из-за того, что сам народ отверг своего Спасителя и Спасителя мира, христианство стало религией всех народов. Войти, стать христианином, не означает отказаться от своей культуры, а найти все то общее, что есть в моей культуре, что может быть сохранено в христианской культуре. И отсюда многообразие христианских культур. Посмотрите на христианские храмы – какие они разные! Русские храмы, византийские, готические храмы, храмы в Африке, в Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и в других местах. Совершенно разные, как только символы того, насколько преображается весть христианская, преломляясь через культуры самых разных стран.

И вот это спасение наступает именно через пути Божии, через покаяние и обращение сердец человеческих. И как говорится в тропаре сегодняшнего праздника: «веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших». И далее, в кондаке праздника говорится о том, что «Ты, Господи, утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руки Симеона благословивый, и ныне спас еси нас, Христе Боже: но умири во бранях жительство (то есть, нашу жизнь, наполненную бранью и войной), укрепи люди, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче». Укрепить преодоление всех этих трудностей, преодоление всего этого трудного пути потому, что христианство – это узкий путь. Это не теплая печка – «блажен, кто верует, тепло ему на свете». А это путь, открытый всем ветрам. Путь искушений, путь трудностей. Но апостол Павел говорит, что «ничто не может нас отлучить от любви Божьей». Когда человек переживает страшные страдания, испытания, но ничто не отлучит его от любви Божьей, если он идет именно к ней.

Недавний фильм, которые многие, наверное, уже посмотрели, а многие еще посмотрят, - «Левиафан». Там такая концентрация зла – ну, все плохо: и жена изменяет, и друг предает, и мэр там такой отвратительный, и митрополит, который все это покрывает, толкает этого мэра на насилие, и т.д. Ну, все плохо, нет ни одного светлого пятна. И в этом, конечно, огромный, я бы сказал, изъян этого фильма, так и было задумано. В жизни все-таки так не бывает. Светлое, хотя бы какое-то пятно, бывает, несомненно. И здесь эти слова, что «ничто не может нас отлучить от любви Божьей». Если мы смотрим не на эти все несчастья и страданья, как апостол Петр, когда шел по воде и смотрел - вокруг волны, и вот-вот он потонет. «Зачем ты усомнился, маловерный?» - говорит Господь. В проповедях на этот эпизод часто говорят о том, что надо смотреть на Христа, идти за Ним. И тогда эти слова, что «ничто не может нас отлучить от любви Божьей», от того самого главного направления нашего спасения, спасения нашей жизни, к которому каждый из нас призван.

Вот, будем всегда помнить об этом. Это луч света в темном царстве нашей жизни. Давайте не забывать об этом. И во всяких трудных обстоятельствах нашей личной, общественной и государственной жизни, будем помнить о том, что это для нас всегда есть, это всегда нам открыто. И будем идти именно за этим светом. 

 

 Аминь.