протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 февраля 2015

Фонограмма


 

Рим.13,11-14,4

11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14

1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

 

Мф.6,14-21

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Итак, дорогие мои, закончилось приготовительное время к Великому Посту, и уже завтра мы вступаем в это удивительное и такое важное для нас время. Каждый год те, кто уже не первый год в Церкви, мы входим в это время с тем, чтобы внутренне собраться, сосредоточиться. Мы понимаем, что Пост – это некий путь, паломничество. К чему? Паломничество к великому празднику Пасхи, к празднику победы над смертью, к празднику, который открывает нам наше будущее, которое не мрачная могила и небытие, а, наоборот, воскресение и Царствие Небесное. Вот об этом нам и говорит Евангелие, Церковь, и к этому нас готовит Великий Пост, чтобы мы осознали во всей глубине и еще поднялись на одну ступенечку в осознании этого главного события человеческой истории, которое изменило и всю историю, и меняет нашу жизнь.

И вот, последняя Неделя, которая нас предваряет ко вхождению в это время. И сегодняшний день называется Воспоминание Адамова изгнания. Это возвращает нас к 3-ей главе Книги Бытия, где рассказывается о грехопадении, о таком качественном порабощении греху человеческой природы. Мы должны понимать, что это не только некое событие, произошедшее в таинственных глубинах мироздания, но это и описание состояния падшего человека. Что человек поворачивается к Богу спиной тогда, когда он решает, что он сам всё сделает, что он сам будет над всем владычествовать! Потому что “познание добра и зла” – это библейская идиома, которая означает “власть над всем”. Познание – это не некий такой интеллектуальный процесс узнавания нового, совсем нет. Познание – это власть над чем-то. А добро и зло – это, так сказать, два полюса бытия, как свет и тьма, доброе и злое, то есть это – всё. Всё, что находится между этими двумя полюсами. То есть, знать добро и зло – это иметь власть над всем, почему и говорится “будете как боги, знающие добро и зло”.

Адам – творение, тварь – решило, что не нужен Творец, “я сам всё узнаю и всё буду знать, дай-ка я встану на этот путь”. И как мы знаем из истории, всегда, когда человек отворачивается от источника жизни, источника бытия, решает, что он сам устроит жизнь на Земле, она, так сказать, плохо устроена, мы знаем – чем это кончается: Холокостом, ГУЛАГом, и так далее. Миллионами жертв. И только когда человек действительно идет за своим Творцом, слушает Его, тогда он становится на правильный путь созидания, путь духовного роста, в полную меру, которую Бог дал каждому из нас, вложив в нас образ и подобие Божие.

И вот, мы видим, что когда человек отворачивается от Бога, то кроме того, что он отворачивается от источника жизни, эта нелепая претензия быть владыкой всего, начинается с того, что он теряет важнейшее человеческое качество – теряет любовь, способность любить. Она сразу уменьшается до какого-то еле заметного минимума. И это видно в том событии, которое далее описывается, так очень образно – Бог в райском саду прогуливается, Адам слышит Его приближение и прячется. Прячется – боится Бога. А когда Господь говорит: “Адам, ты где?”, он говорит: “Я вот спрятался, потому что я нагой” – “А почему ты узнал, что ты нагой? Кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты от того дерева, от которого Я запретил тебе есть?”. Что говорит Адам? Ему как раз удобный случай покаяться: “Господи, я нарушил твою заповедь! Прости меня”. Но человек уже отвернулся от Бога, теряет эту любовь к Нему, и начинает искать виноватых. “Жена, которую Ты мне дал, она мне дала и я ел”. Что это означает? Предательство! Это означает именно отсутствие любви. Вместо того, чтобы, как он сказал: “Вот плоть от плоти моей, кость от кости моея, наречется жена”, и так далее, он говорит: “Это она. Это она виновата, а не я”. И вот это – одно из первых последствий грехопадения. Человек вместо осознания, признания того, что да! он может ошибаться, да! он может совершать какие-то ужасные поступки по своей немощи – вместо этого он ищет виноватых. Виновата жена, соседи сверху-снизу, виноваты чеченцы, евреи, грузины, еще кто-нибудь, америкосы, пятое-десятое – только не мы, а мы – самые хорошие, мы совершенно все замечательные! И вот это есть состояние человека.

И в дальнейшем человеку предстоит вот этот трудный путь избавления от этого греха, от этого своего состояния – научиться любить Бога и любить ближнего. Вот это путь, который открывает Господь перед человеком. И на этом пути Господь не оставляет, помогает ему, посылает пророков, мудрецов, Сам приходит, Сын Божий Господь Иисус приходит к нам на землю и учит нас этой любви. И вот на протяжении Поста мы как раз и перечитаем еще раз все четыре Евангелия, которые нам рассказывают об Иисусе Христе, о том – какова эта любовь. И наша задача – научиться, а сначала пожелать этой любви подражать. Чтобы, как говорил апостол Павел, “не я живу, а живет во мне Христос”. Научиться этому трудно, потому что наше естественное человеческое желание всегда против этого, потому что это надо восходить, а восходить всегда трудно! Гораздо легче по наклонной плоскости. Гораздо легче сказать: “Не забудем, не простим!”, хотя Евангелие начинается с того именно, что “если не простите – и вам не простит Господь прегрешений ваших”.

Вот давайте помнить о том, что это Прощеное воскресенье, это первое к чему нас призывает Господь – простить. Простить ближних. Нам не нужно прощать диктаторов, Гитлера, Сталина – это не наша задача. А наша задача – хоть ближайших перестать ненавидеть! Перестать объяснять свои неудачи за счет кого-то. И это первое, что Господь объясняет. Перед этим приводится единственная молитва, которую Господь нам дает, оставляя всё остальное нашему человеческому творчеству, – молитва “Отче Наш”, замечательная чудесная молитва. И единственное место в ней, которое Господь поясняет, это именно о прощении. “Прости нам, как и мы прощаем”. И дальше идут слова сегодняшнего евангельского чтения: “Ибо если вы будете прощать, то и вам простит Господь прегрешения ваши. А если не будете прощать, то и Господь вам не простит прегрешений ваших”.

Некоторые толкователи даже говорят, что если ты имеешь на кого-то злобу, желание отомстить, наказать, и так далее, не можешь примириться – не читай эту молитву! Потому что тем самым ты просишь тебя не прощать! Ты просишь такого же отношения у Бога к тебе, как ты относишься к тому или иному человеку!

Конечно, прощение – это очень дело трудное! Потому что легко сказать: “Я тебя прощаю”, а внутри живет какое-то если не желание отомстить, то хотя бы досада, что-то еще. Некоторые ошибочно полагают, что простить – значит забыть. Это, наверное, неверно. Если человек нас в чем-то обманул, в важном деле каком-то, мы, конечно, можем ему простить, не иметь на него злобы, желания отомстить, и так далее, но уже если мы наперед не будем иметь это в виду (что человек может подвести), это будет, наверное, нелепо с нашей стороны. Мы сами опять оступимся и нас человек подведёт, и мы будем развращать того человека, он так и будет поступать плохо. Конечно, надо обратиться к тому образу Божию, который заложен в каждом человеке. Как бы к нему внутренне воззвать, и в отношениях иметь его в виду, этот образ Божий в нем. И, исходя из этого, уже просить о новом отношении нашего сердца к нему.

Второе наставление, которое нам дает Господь – не будьте лицемеры. Там дается образ для той культуры, которая тогда была – помажь голову свою, лицо умой, и так далее. Ну мы и всегда умываем лица. Но ясно, что не надо кичиться этим, не надо рассказывать – я то не ем, это не ем, и так далее, это твое личное дело. “Не осуждай того, кто ест; а кто ест, не осуждай того, кто не ест”, как и говорилось в предыдущем чтении Послания к Римлянам.

И третье, и последнее, тоже чрезвычайно важное – “не собирайте сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут”. Все материальные блага и ценности, мы понимаем, очень хрупкие. Всё это может быть разрушено. А собирайте то, что невозможно у вас украсть, похитить, разрушиться. Собирайте именно любовь! Любовь – это совокупность совершенств. Учитесь этому на протяжении поста – наставляет нас сегодня Церковь.

Воспримем эти три наставления евангельского чтения как руководство на предстоящее время Великого Поста. Во-первых – простить; во-вторых – не кичиться своей верой и постом; и в третьих – собирать сокровища на небе, то есть, собирать то, что нельзя у нас украсть, собирать духовные ценности, умение любить, прощать, быть снисходительным, быть добрым, приветливым… Собирать это!

Аминь!