протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 марта 2015

Фонограмма


 

Евр., 11, 24-26, 32 – 12, 2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

 

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

Ин., 1, 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день называется в нашем календаре «Торжество Православия». И это торжество не Православия как конфессии, потому что тогда, еще в восьмом веке, к которому относится это празднование как утверждение иконопочитания, церковь была единой, не было разделения на Западную и Восточную. И речь идет о правильном прославлении Господа Иисуса Христа, что Он был истинный Человек. И именно поэтому вполне допустимы, и даже необходимы, Его изображения, чтобы облегчить людям веру в Бога, облегчить людям веру в то, что Бог нас любит. Он не бросил нас в этот жестокий мир – и как хотите, так там и устраивайтесь. А Он приходит к нам и разделяет с нами эту нашу трудную, полную страданий, полную страха, человеческую жизнь и заканчивает победой, победой над смертью.

И вот мы видим, что сегодняшний отрывок из Послания к евреям нам говорит о множестве праведников Ветхого Завета, которые еще не видели воплотившегося Сына Божия, для которых Бог был просто еще некоей верой в то, что мир существует не сам по себе. А что красота мира, его огромность, его многообразие, они обязаны своим происхождением какому-то Высшему Разуму – Высшему Разуму, подобие Которого включено в каждого человека. И автор Послания перечисляет множество героев Ветхого Завета и говорит о том, как тяжела была их жизнь, как она была трудна, именно потому, что они отстаивали истину. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткам, умирали от меча и т.д. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням, горам, пещерам и ущельям земли. Их не понимали. Это были единицы! И как мы видим, что правда, истина оказалась не на стороне большинства, а на стороне вот этих единиц, как бы изгоев. Но именно они продолжали эту линию откровения, начиная от праведников еще допотопных, через Авраама, через праведников Ветхого Завета, и до Христа. И поэтому автор Послания заканчивает этот текст словами о том: «… потому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякий грех и с терпением будем проходить предлежащий нам путь, взирая (на кого?) на начальника и совершителя веры Иисуса Христа (то есть на того, Кто является началом веры и совершителем ее)». И далее сказано: «…Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». То есть, победа Божия совершается не в этом мире. Этот мир – как еще некий этап, некое, так условно говоря, еще личиночное состояние, в котором мы еще как маленькие червячки, чтобы потом превратиться в прекрасных бабочек Царствия Небесного.

И вот сегодняшнее евангельское чтение тоже нам рассказывает о том, как один из будущих апостолов, Нафанаил, открывает для себя Иисуса как Сына Божия. Его друг говорит: «Идем, мы нашли Мессию, сына Иосифа из Назарета». Нафанаил скептически говорит: «Ну, из Назарета, соседнего селения, рядом с Каной Галилейской, может ли оттуда быть что доброе?» Что говорит ему Филипп? Он не стал его переубеждать, доказывать ему, противоречить, спорить с ним. Он сказал: «Иди и посмотри». И когда только Нафанаил пошел и посмотрел, то увидел Господа, Который сказал: «Вот воистинно Израильтянин, в котором нет никакого обмана, честный, замечательный, порядочный человек». То есть он сразу встречает доброжелательное отношение. «Иди и посмотри». И сказал какую-то маленькую деталь из его недавней жизни, что: «Я видел тебя, когда Филипп позвал тебя под смоковницей». Нафанаил был так поражен этим! У него действительно было сердце открытое: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

И вот для нас это – замечательное наставление: что нашу веру мы прежде всего должны не доказывать словесами сложными различными, а показывать – «иди и посмотри». Чтобы люди, встречая нас, могли видеть нашу доброжелательность, могли видеть какую-то глубину, что мы видим их сущность, и в немногих словах как-то показываем, что они нам важны, близки. И тогда действительно человек открывает себе то, что сказал Господь: «Увидишь Небо открытым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это напоминание о всем известном месте о том, как Иаков, внук Авраама, бежит от брата своего, Исава, к своему дяде в далекую другую страну и посреди пустыни ночью усталый ложится, подложив под голову всего лишь камень. И вдруг ночью ему открывается эта близость Бога – лествица, по которой восходят Ангелы и нисходят к нему. И он так был потрясен! «Оказывается, это место святое», - говорит он. А любое место, где Бог сходит к человеку, открывается ему, становится святым. Он видит эту лествицу. А поэтому Господь говорит ему: «Увидишь еще больше». И, конечно, кто является этими ангелами, этой лествицей? Это святые церкви – апостолы, последующие за ними люди, которые в этом жестоком, страшном мире утверждают бытие Божие, утверждают любовь Бога, красоту Бога. Вот эти многочисленные святые – они и есть ангелы, посылаемые к нам, восходящие и нисходящие к нам. Они тоже все жили труднейшей жизнью, но были радостными! Побеждали не по понятиям этого мира, не по условиям этого жестокого, агрессивного мира, который нас окружает, а сквозь него видели эту правду Божию. Поэтому и наше призвание в том и состоит, чтобы, несмотря на эти ужасы окружающего нас мира, события, которые нас огорчают и удручают, мы видели, смотрели на Христа, чтобы мы смотрели на этот источник радости, правды и жизни. 

Аминь.