протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 марта 2015

Фонограмма


 

Евр.1,10-2,3

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

 

Мк.2,1-12

1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В сегодняшнем евангельском чтении, как говорится, как в капле воды, отражается всё служение Иисуса. Иисус пришел учить, исцелять. Это вызывает обвинение в богохульстве. А Иисус говорит о новой жизни, той жизни, в которую Он Сам войдет Своим Воскресением.

Ключевой стих отрывка, который вы сейчас слышали, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Эти слова относятся не только к этому эпизоду, но знающего читателя и слушателя этого события они отсылают к 7-ой главе книги пророка Даниила, где говорится о том, что во главе мира – некий Ветхий днями, и проходят перед Ним чудовища всевозможных языческих империй, четыре чудовища со всякими страшными клыками, рогами и так далее. И все они уходят в небытие. И вот подходит к Нему некто, подобный Сыну Человеческому. И вот с этого момента этот оборот – Сын Человеческий – стал означать не просто человек, а стал означать некую фигуру Апокалипсиса, фигуру будущего, фигуру Мессии, Спасителя мира. И этот Сын Человеческий подходит к Богу и Ему дается власть судить мир, Ему дается власть над миром. А в этом сегодняшнем отрывке Ему дается власть прощать грехи. Так Он и говорит, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». У Даниила дается Ему правосудие, а здесь, у Марка, дается прощение.

В нашей цивилизации прощение, как правило, воспринимается как некая слабость, а месть становится делом чести. И когда какой-либо террорист закладывает бомбу или какой-нибудь другой заряжает винтовку с оптическим прицелом, они про себя говорят: «Иначе они не понимают, мы им покажем». И вот в эту страшную детскую игру под названием «они начали первые» играет на протяжении своей истории и до настоящего времени все человечество. И в Северной Ирландии, и в Югославии в 90-х годах, и вот сейчас, мы знаем, на Украине. И то, что приносит Господь – прощение – это как бы кровля, которую разбирают люди, имея веру, с тем, чтобы пробиться к Сыну Человеческому. Пробиться сквозь кровлю, сквозь коросту своих представлений, своих заблуждений, общепринятых мнений. И пробиваются к тому, что сильнее всего на свете – к прощению.

Потому что прощать страшно тяжело, особенно прощать не на личном уровне, а на уровне каких-то политических, национальных конфликтов. И между тем, имеется немало примеров, когда именно прощение устанавливает мир, хотя бы относительный мир, как то было в Южной Африке, и во многих других местах. Прощение меняет, исцеляет человека, как повествует данный рассказ. И прощение исцеляет не только отдельного человека, но исцеляет народы. Господь как бы призывает нас: “Прокопайте эту крышу, которая загораживает вас, которая не пускает вас ко Мне. Пробейтесь через сети ваших заблуждений, ваших представлений”.

И неслучайно сегодня церковь вспоминает святителя Григория Паламу. Казалось бы, какая связь между этим исцелением и святителем? Григорий Палама отстаивал то мнение, для нас довольно трудно постижимое, но заслуживающее упоминания, что тот свет, который в умной созерцательной молитве видели праведники, видели люди, посвятившие себя целиком молитве, отрешению от мира, посвятившие себя прощению, – это Божественный свет, подобный Фаворскому свету. И Григорий Палама отстаивал ту точку зрения, что это не просто нечто тварное, нечто созданное. А это – встреча с Самим Богом. Что человек может встречаться в этом свете с Самим Богом. Что это нетварный свет. Об этом шел богословский спор, в который нам сейчас вдаваться трудно. Но, во всяком случае, речь идет именно о том, что человек в своих высших состояниях может встречаться с Творцом.

И к этому призывает нас и Евангелие, чтобы мы, имея в виду этот опыт, проходили наш пост с этой надеждой, с этим стремлением к примирению. Пусть Господь благословит нас в этом нашем пути, еще раз напоминая нам об этой великой силе примирения.

Аминь!