протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 марта 2015

Фонограмма


 

 

Евр., 4, 14 - 5, 6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

 

Мк., 8, 34 – 9, 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Мы уже достигли середины поста. Прошло три недели, сейчас будет четвертая неделя – такая же строгая, как первая и последняя, в отношении поста, в отношении нашей жизни. И важно то, что она ставится в середине поста, как бы указывая на то, что в центре нашей жизни поставляется Крест Господень. Крест, который имеет, я бы сказал, бесконечное значение, как главный символ нашей жизни. Тот символ, который помещается на вершине всякого христианского храма, будь то православный, католический, протестантский. Крест, который мы, православные, носим на себе, как бы напоминая себе о том, что мы христиане, мы ученики Христа. Крест, о котором мы сегодня слышали слова: «Кто хочет идти за Мной, возьми крест свой и следуй за Мной».

 Поэтому это действительно центр. И, хотя вещь, казалось бы, очевидная, но об этом даже трудно говорить, потому что слишком много аспектов этой центральной христианской темы - темы креста. Но для каждого из нас важно избирать какие-то вещи, которые наиболее значимы именно для нас. Найти в этом многообразии значений, в этом бесконечном множестве образов важности креста значимое именно для нас, для каждого из нас, для меня. И, конечно, важно нам поразмышлять, не только сегодня, после Литургии, но и на протяжении этой недели: что из всех символов и значений креста важно именно для меня? Потому что для кого-то это могут быть обстоятельства его жизни, болезнь, болезнь детей, болезнь старшего поколения. Как бывает трудно, когда действительно человек болеет на протяжении нескольких лет, не встает с постели, надо всю жизнь класть на него. Но от этого, как говорится, никуда не денешься. И по-разному это можно переносить. Можно переносить с терпением, обращаясь к Богу. А можно роптать, гадать: «за что мне такое послано? Я вроде ничего такого плохого не делал, а мне такие трудности, тяжести даны?» Нет, Господь хочет, чтобы мы брали этот свой крест и несли. Несли спокойно, понимая, что это нам для чего-то нужно, нужно для формирования чего-то внутри каждого из нас.

 Но крест – не только те обстоятельства, от которых мы никуда не можем деться, которые неизбежны. Но крест, прежде всего, это то, что мы берем сами. «Кто хочет идти за Мной, возьми крест свой». Крест – это и наша работа, это наше служение, это жизнь в нашей нелегкой стране, в наше нелегкое время, когда мы призваны проходить это безропотно, без поиска того, как бы от этого ускользнуть, и прочее. А понимать, что да, Господь нас поставил на это место, на это время. Если бы Он хотел нас родить где-то там в 19-ом, 15-ом веке, где-то в будущем веке, Он бы сделал так. Но Он поставил нас именно здесь. Надо осознать, что именно здесь и именно в это время мы Ему нужны. И, конечно, крест – это, прежде всего, символ самоотдачи, символ служения, как и неоднократно Сам Господь говорил: Сын Человеческий (то есть, Он) пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить. И вот так каждый из нас призван к какому-то служению. Важно определить, к какому? Прежде всего, это, конечно, наши близкие, наши родители. Так важно помнить заповедь  «чти отца своего и мать свою», которую наше общество часто забывает. Ясно, что речь идет не только о наших родителях, но и вообще о людях старшего поколения. Как печально бывает видеть, когда молодые люди (в транспорте) делают вид, что они спят, или действительно спят, когда можно было бы уступить место пожилым людям, женщинам. И т.д. Поэтому нам так важно прочувствовать это, что мы призваны к этому служению, и, прежде всего, ближнему, и на нашей работе, в наших трудах, чтобы честно исполнять свои обязанности. Не кивать на то, что кто-то там недобросовестно работает, кто-то делает плохо, и т.д. Нести все это именно как наш крест. Достойно, именно как христиане. Вот об этом, прежде всего, нам надо и размышлять. Взять свой крест.

 И, конечно, эти загадочные слова: «Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее». Что значит «сбережет душу свою»? То есть, будет цепляться за жизнь, как за самое главное. За жизнь здесь. Конечно, нам дана эта жизнь. Конечно, мы должны заботиться о здоровье, об одежде, и т.д. Но не делать из этого центра жизни. Центр жизни все-таки Христос, Господь! Но это то, о чем необходимо заботиться, чтобы были нормальные условия для моей работы. Не мечтать об отдыхе как о том, что вот, я сейчас оторвусь, брошу эту работу надоевшую, а отдых воспринимать как собирание сил для того, чтобы в дальнейшем потрудиться еще лучше. Какие-то перерывы в работе неизбежные тоже использовать для того, чтобы именно внутренне собраться. И подумать, что мне делать дальше? Как христианин на этом месте чему я должен послужить? Не служить каким-то своим привычкам вредным, капризам, а понимать, что это все помехи, которые подсовывает мне лукавый, которые я должен расчистить, чтобы идти именно путем Христа, путем служения.

Вот давайте об этом подумаем, что значит крест для каждого из нас, в моей конкретной жизни? И следовать этому, взяв крест.

 Аминь.