протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 марта 2015

Фонограмма


 

 

Мк.9,17-31

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний отрывок, который вы сейчас слышали, из Евангелия от Марка. Начало этой 9-ой главы посвящено Преображению Господню, это великая слава, которую открыл Господь ученикам, когда Моисей и Илия с Ним беседовали о Его исходе в Иерусалим. Уже здесь было, так сказать, грозное предзнаменование, что на смену этой радости придет страшная Голгофа. И заканчивается тем, что Господь говорит об этом ученикам и воодушевляет их словами, что после этой смерти через три дня Он воскреснет.

И вот этот рассказ, когда от славы Преображения Господь как бы сходит в мир, в эти обычные будни человеческие, с его болезнями, распрями, неудачами. Фиаско учеников, которые не смогли помочь этому больному мальчику; фарисеи, которые стали их обвинять, что всё то, что вы тут делаете, никаких результатов не приносит. И даже странные слова Господа: “О, род лукавый и прелюбодейный! доколе буду с вами? доколе терплю вас?”. Понятно, что это всё – какая-то мрачная картина этого дольнего мира.

И это чем-то похоже и на наш с вами путь сегодня, через Великий Пост, когда на смену радостным Неделям, приготовительным к посту: Евангелие о Закхее, о мытаре и фарисее, когда Господь поддерживает именно слабых, немощных, грешных. Ради них Он пришел на эту землю! Когда Евангелие о блудном сыне говорит нам о великой любви Божией к каждому человеку, даже к такому недостойному как этот блудный сын.

И приходит уже пост. Неделя Крестопоклонная, которая сейчас уже заканчивается, начинается следующая неделя – воспоминание об Иоанне Лествичнике, об этом пути восхождения, который труден. И, конечно, в это время у многих возникает какое-то уныние, домашние ссоры по каким-то бытовым причинам, из-за Украины, или из-за чего-то еще. У некоторых даже алкоголь в их жизнь возвращается, и так далее.

И подобно тому как ученики обескуражены, мы тоже как бы обескуражены в середине поста. Почему мы не смогли сделать это? – спрашивают ученики. А мы тоже спрашиваем: Господи, почему это уныние, эта тоска на нас находят? А Господь отвечает ученикам, и нам вместе с ними: “Род же сей (то есть вот эти бесовские сопротивления, которые толкают нас на гнев, толкают в уныние) побеждается молитвою и постом”.

Какой молитвой? Прежде всего, конечно, та молитва, которую все мы читаем – Ефрема Сирина (хотя я, к сожалению, на исповеди убеждаюсь, что многие о ней никогда и не слышали). Так что, кто не знает об этой молитве – она начинается замечательными словами: “Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми”.

Праздность! Что такое праздность? Когда человек сидит у телевизора – вот это самое и есть праздность. Когда мы открываем свое сознание вот этому потоку информации, часто неквалифицированной, совершенно ненужной, которая заполняет наше сердце! И уже не остается места для радости Господней. Мы тратим время, как в сегодняшнем Послании апостольском: “Дорожите временем!” и “испытывайте, что угодно Богу” и “обличайте”. Но “обличайте” не имеется в виду, что “выходите на площадь с лозунгами и плакатами и так далее”, а “обличать” – это значит приносить Божий свет. Чтобы рассматривать то или иное событие или явление в Божьем свете.

Молитесь! “Молитвой и постом” побеждается всё это. Что значит молитва? Это не только утреннее и вечернее правило. Необходимо добавлять какие-то свои слова, потому что часто наше внутреннее видение не совпадает с тем, что написано, или мы не видим в этих словах то, что в них на самом деле содержится. Поэтому – своими словами. Проходишь какую-то трудность, какой-то конфликт, попроси: “Господи! Дай мне к этому то отношение моего сердца, которое Ты от меня хочешь!” И прислушаться внимательно к ответам, которые приходят. Они могут быть неожиданны для нас, но принимать их как ответ на нашу молитву.

Приходит какое-то желание ссоры, настоять на своем, помолишься – и вдруг Господь говорит: “Лучше примириться!” И когда слушаешься этого, действительно видишь, как какая-то тяжесть спадает моментально. Не забывайте об этом! Потому что именно эта помощь является источником духовной силы. А вот всякое уныние из-за политических убийств, событий на Украине, никак там война не утихнет, съезд националистов в Санкт-Петербурге – такая тяжелая атмосфера! Но конец Поста – это не только Крест, но это и Воскресение! Победа Бога! О ней Иисус постоянно и говорит.

Вот о ней постоянно и надо помнить, потому что эта Его сила воскресения уже дана нам. Господь уже воскрес, уже одержана эта победа. И то с чего начинается Евангелие – Благая Весть – мы на литургии поем: “Во Царствии Твоем помяни нас, Господи!”, “блаженны нищие духом, плачущие”, и так далее… А ведь далее идут замечательные слова, обращенные к ученикам. Что говорит Господь? “Вы – соль земли, вы – свет мира!” Свет! Это мы-то с вами свет! А вот несем ли мы этот свет? Господь говорит о том, кем мы должны быть!

И вот, в связи с этим вспоминаются слова Матери Терезы Калькуттской. Она была замечательным источником этого самого света! Она говорила о том, что если будешь всё время критиковать недостатки, то не останется времени для делания добра, для созидания! И такие светочи у каждого в жизни были наверняка, стоит только вспомнить! Я вот вспоминаю советское время, 70-е – 80-е годы, когда были такие замечательные люди, которые действительно несли свет: митрополит Антоний Сурожский, отец Александр Мень, отец Всеволод Шпиллер, отец Николай Голубцов, отец Таврион – сколько людей из Москвы к нему ездило. Отец Иоанн Крестьянкин, отец Виктор Шиповальников… Может быть, не всех, конечно, я упомянул, но замечательные люди, которые действительно несли этот свет собой. И у протестантов были замечательные служители: Алексей Михалыч Бычков, Павел Кулаков у адвентистов. Люди, которые действительно несли этот свет, а ведь условия были совсем другие!

Вот, мы сейчас подходим к киоску, смотрим, какую бы нам книжку купить. А ведь в киоске тогда что было? Только свечи. Всё! Никаких книг, даже молитвословов! Ни Евангелия, ничего этого не было! Люди это переписывали от руки, где-то “доставали” (как всё, мы знаем, в советское время “доставали”, не покупали, а “доставали” – колбасу, и так далее). И, тем не менее, это была какая-то радость, что вот это вот есть! Конечно, понятно, эта радость поддерживалась таким протестным духом: “Вот, нам власть запрещает, а мы всё равно в эту Церковь пойдем”. Но всё равно это было вот таким вот таким замечательным источником радости, хотя и душно, и жарко, народу было – даже не сравнить с тем, что сейчас.

И вот подумайте – если бы каждый из нас излучал хотя бы малую часть того света, который излучали эти люди, о которых я упомянул, излучал Серафим Саровский – наиболее близкий к нам великий русский святой. Давайте помнить об этом!

Будем черпать этот свет от нашего Господа, и мне всегда вспоминаются эти замечательные строчки из стихотворения Владимира Соловьева, который как раз и говорит о том, что вот эти все сопротивления – внешние, внутренние, бесовской природы, всякие внешние события мира, которые нас ввергают в уныние – что не на них смотреть! Это как Петр, который шел по воде и посмотрел на волны и начал тонуть. Когда посмотрел на Христа, дал руку Ему, и сразу он вышел. “Господи, спаси меня, утопаю”, и сразу вышел. “Зачем ты усомнился, маловерный?”

И вот эти строчки каждому из нас надо помнить!

 

“Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею —

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею!

Верх над конечным возьмет бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

 Против течения!”

 

Аминь!