протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 апреля 2015

Фонограмма


 

 

Деян., 5, 12- 20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

Ин., 20, 19 –31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Христос Воскресе! В эти радостные дни мы слышим чтение Книги Деяний святых апостолов, то есть о том, что происходило после Воскресения Христова и слышим чтение Евангелия от Иоанна. И сегодняшнее чтение из Книги Деяний рассказывает нам о том, как много чудес совершалось апостолами, и религиозные вожди - первосвященники, саддукеи схватили и заключили в темницу. Но Ангел освободил апостолов Петра и Иоанна и сказал им: «Идите опять в храм, говорите всему народу и проповедуйте это слово жизни». Вот эти заключительные замечательные слова! Так же, как и евангельское чтение, которые вы сейчас слышали, заканчивается словами: «Сие же написано для того, чтобы вы веровали во Иисуса Христа и, веруя, имели жизнь во имя Его». Надо сказать, что Евангелие от Иоанна замечательно тем, что он единственный из четырёх евангелистов называется не просто, как мы возглашаем, евангелиста Матфея, Луки и т.д., а – Иоанна Богослова. То есть, добавляем это очень значительное определение: Иоанн Богослов. И в самом деле, если мы вспомним то, что читалось на пасхальной Литургии, - начало Евангелия от Иоанна, то действительно это такое самое древнее предисловие к евангельскому повествованию. Оно удивительно по своей богословской и философской глубине. Даже трудно себе представить, как это было создано, почти 2000 лет назад. «В начале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». И затем говорится о том, что «Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца». То есть, Иоанн говорит о том, что он будет повествовать именно о том, что мы исповедуем, когда читаем или поём Символ веры. О том, что мы «веруем в Господа, рождённого, не сотворенного, единосущного Отцу, Имже вся быша». То есть, Им же все было сотворено. Это не отцы Первого Вселенского Собора придумали, а они как бы интерпретировали вот эти слова начала Евангелия от Иоанна. Вот это замечательное повествование нам и говорит о самом главном, что Бог пришел и воплотился. Бог приблизился к нам, чтобы нам было легче Его понять, узнать и поверить. И не случайно Господь говорит, что «никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Видевший Меня, видел Отца». И это необычайно важно, потому что действительно, если мы не знаем Христа, то мы не знаем, каков наш Бог. Человек, который никогда не читал Евангелия, и говорит, что он верует в Бога, тем не менее («что-то есть»), то у него очень туманные представления о том, каков наш Бог. А вот когда мы читаем о Христе, когда мы вдумываемся во все Его дела, поступки, слова и т.д., вот тогда мы и понимаем всю эту огромную, бесконечную меру Божьей любви, мудрости, в которой мы, в сущности, и живём.

  И вот сегодняшний день называется Антипасха. Такое загадочное название, потому что греческая приставка «анти» имеет значение не только «против», но и как бы «вместо», то есть этот день такой же радостный, как и день пасхальный. Почему? Потому что удостоверяется действительно телесное воскресение Христа вот этим рассказом об апостоле Фоме. Вообще евангелист Иоанн больше всего нам рассказывает об этом ученике Христа. Если мы посмотрим по Симфонии – предметному указателю на Священное Писание, то мы увидим, что все евангелисты синоптики - Матфей, Марк и Лука, упоминают Фому только один раз, когда перечисляют избранных учеников. А евангелист Иоанн Богослов упоминает о нём четыре раза. И все упоминания довольно существенные. Первый раз упоминается тогда, когда к Иисусу пришла весть о болезни Лазаря. И Он говорит, что «мы пойдём туда, пойдём к нему». Ученики с тревогой говорят: «Учитель, недавно совсем иудеи хотели побить Тебя камнями, и как Ты снова туда пойдёшь?» Иисус говорит, что Лазарь уснул. Потом говорит, что уснул не обычным сном, а сном смерти. А Фома говорит: «Пойдём и мы умрём с ним». Такие загадочные слова. Скорее всего, они выдают Фому, как человека, во-первых, очень верного Христу, любящего Христа, но, во-вторых, настроенного так, скорее всего, пессимистически. Дескать, ничего хорошего не будет, все кончится плохо. «Мы умрём вместе с ним, и всё будет понятно». Такая солидарность. Но мы знаем, что это кончилось не так. Затем во время последней беседы на Тайной Вечере, о который очень подробно рассказывает евангелист Иоанн Богослов, Господь говорит ученикам, что Он идёт к Отцу. И что понятно, даже сейчас, в наше время, даже для людей неверующих, когда кто-то говорит, что «он отошёл ко Господу», понятно, что этот человек умер. А здесь ученики не понимают. Иисус говорит им, что «вы знаете, куда Я иду, и путь знаете». А единственный из них, Фома, говорит: «Не знаем, куда идёшь. И как можем знать путь?» Это выдает в нём человека искреннего и очень честного. Если он чего-то не понимает, он не делает вид «ну ладно, как-нибудь потом пойму, там увидим». Честно говорит: «нет, не знаем. Как мы можем знать путь?» И тем самым он вызывает очень важные слова, которые говорит Иисус, важные для всех нас на все времена. «Как же так, Фома, ты не знаешь? Я есть Путь, Истина и Жизнь». Благодаря этому сомнению мы видим, какие замечательные слова произносит Господь для всех нас! Какой подарок сделан нам благодаря ученику по имени Фома!

  И наконец, в последней главе, когда и Пётр, и другие ученики собираются идти ловить рыбу, и перечисляются: Пётр, и сразу за ним Фома. Ещё перечисляются там Нафанаил из Каны Галилейской и так далее. Там ещё Филипп был и прочее (ну я уж не буду углубляться). Во всяком случае, сразу говорится: после Петра имя «Фома». То есть, после своих сомнений и всего прочего, он видимо как-то очень близко стал ко всем, апостолам, почему евангелист и упоминает его имя вторым после Петра. Ну, и наконец, вот этот эпизод с уверением Фомы. Он говорит нам о Фоме тоже очень много. По-видимому, он был человеком, который это горе, несчастье переживал в одиночку. И не хотел видеться ни с кем. Углубился в своё горе, несчастье, и всё это переживал. Ученики потом ему сказали: «Мы видели Господа! Он приходил к нам». Но по своей честности и упрямству Фома сказал: «Пока не увижу, пока перста не вложу, руки не вложу, не поверю». И по восьми дней были все вместе, Фома был с ними, и произошло то, о чём вы сейчас слышали в Евангелии. И это нам, конечно, говорит тоже об очень важной вещи. Во-первых, Господь оказывает великую милость даже людям, которые сомневаются. Господь пришел и Фоме сказал. Сразу к нему к первому обратился, к сомневающемуся. Нет так: «Ах, ты не веришь, ну и иди отсюда». А к нему к первому. И сразу, как бы пророчески говорит, зная его сомнения, и тем самым, уверяя его, говорит: «Вложи свои пальцы в Мои раны от гвоздей». То есть, Он заранее как бы знал уже, что сказал Фома, что его смутило. «Вложи руку свою в ребра, и не будь неверующим, но верующим». И Фома уже бросается с самым таким возвышенным исповеданием: «Господь Мой и Бог мой! Верую!»

И эти же слова мы повторяем тогда, когда человек принимает таинство Крещения. «Веруешь ли Ему?» «Верую Ему, яко Царю и Богу». Царю и Богу. То есть, царь - это господин. Царю и Богу. Вот какие важные слова говорит Фома, которые остаются в нашей церковной жизни повседневной. Но самое главное ещё вот в чём: что для человека сомневающегося Господь ожидает, чтобы он сделал шаг навстречу Господу. Ведь смотрите - Фома мог остаться дома: «Не верю и все. Пусть там, как хотите». Нет. Ведь ученики были собраны, и Фома был с ними. То есть, он сделал все-таки какое-то усилие над собой, чтобы пойти узнать, правда ли это или неправда. Он как-то старается преодолеть свой скепсис и свое неверие. И тогда Господь выходит навстречу. Вот так и с каждым человеком. Если человек просто сомневается, поворачивается спиной, - и всё. Мне очень нравится, я впервые услышал это в общине Тезе, такие вот слова, что «сомнения не страшны. Вере противоположны не сомнения, а равнодушие». Вот, когда человек равнодушен, вот это уже противоположно вере. А когда человек сомневается, остается всегда возможность, что он будет искать, будет искать истину.

Вот такой сегодня замечательный день! Поздравляю всех нас с этим днём! И чтобы все мы, когда неизбежно у нас возникает сомнение, чтобы мы углубляли свою веру, чтобы мы делали понятным что-то для нас непонятное, неясное. И, я думаю, здесь еще следует упомянуть и о том, что вчера вечером читалось первое воскресное Евангелие. Их 11 чтений, и читались последние строчки Евангелия от Матфея. И вот там есть такие странные слова: «Одиннадцать учеников пошли в гору, куда повелел им Иисус. Взошли на гору, поклонились Ему, но некоторые усомнились». В чем усомнились? В том, что это Иисус или это видение? Матфей не говорит. Евангелие от Матфея как бы написано уже по воспоминаниям, и прочее. Матфей, скорее, был редактором вот тех воспоминаний, которые сохранились, логиям, записям, которые имелись. И он не уточняет. И вот повествование о Фоме нам и говорит о том, что, по-видимому, вот это сомнение дошло до Матфея, и он просто кратко о нём упомянул: «Некоторые усомнились». А вот сегодняшнее Евангелие нам подробно объясняет, рассказывает, кто были эти некоторые, почему они усомнились, и как нам уходить от этих сомнений, как нам обретать эту веру в эти слова жизни.

Аминь.