протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 апреля 2015

Фонограмма


 

 

Деян.6,1-7.

1В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 

Мк.15,43-16,8.

43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16.

1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня замечательный праздник воскресного дня, который Церковью называется Неделя жен-мироносиц – воспоминание о тех ученицах, тех женщинах, которые помогали этой маленькой общине; тех женщинах, которые тоже были ученицами Христа. Вообще, вот эти два воскресенья после Пасхи: Неделя о Фоме, ученике, который не был со всеми апостолами в первый день явления воскресшего Христа, и вот это второе воскресенье – Неделя жен-мироносиц – как бы наш такой церковный женский день, наше церковное 8 марта, – замечательны по своей глубокой мудрости и этической высоте христианства вообще и Евангелия в частности. Потому что мы действительно видим, что в этих двух днях как бы излагается взгляд Бога на мужчину и женщину. И нам дается для более глубокого и правильного понимания различия между ними, и в то же время, их этического полного равенства.

Мы видим, что первый день как бы характерный для мужчины, потому что для мужчин важно понимание, важен факт, важно свидетельство. Не для всех, конечно, но во всяком случае для очень многих. И апостол Фома в этом отношении как бы представитель большинства мужчин, которые стремятся именно к пониманию, именно к тому, чтобы утвердиться, факт чтобы был, тогда у них возникает вера, уверенность в том пути, который он избирает.

И другая сторона человеческой натуры, и тоже необычайно важная, подчеркивается вот этим сегодняшним днем. Когда мы видим, что эти женщины, которые принесли благовония, они удостоились первыми узнать о Воскресении Христа, первыми увидеть Христа! И движимы они были не интеллектуальным поиском, не избранием какого-то важного пути апостольства, вождями становится народов, и так далее. А движимы только любовью ко Христу.

Вот – другая сторона человеческой натуры, необычайно важная, в которой женщины (как это нам, может быть, мужчинам, ни прискорбно признать) безусловно первенствуют. Первенствуют в любви. Именно ими движет любовь, и она открывает истину. Она открывает истину Воскресения Христа. Причем, важно обратить внимание на то, что это настолько было необычайно, но в то же время абсолютно достоверно – все четыре Евангелия абсолютно согласно говорят о том, что явился женщинам. Там есть разные детали: Мария Магдалина или четыре, – это неважно. Все четыре евангелиста свидетельствуют об одном.

И в этом отношении интересно сопоставить со свидетельствами апостола Павла в посланиях, когда он говорит о том, что Иисус воскрес в третий день, первым явился Петру, потом еще апостолам, потом более чем 500 братьям – абсолютно не упоминает о женщинах. Совершенно понятно почему. Потому что в том языческом мире, в котором проповедовал Павел, свидетельство женщин было абсолютно несерьезным. И поэтому он как бы редактирует евангельскую весть. Ясно, что это было позже. Не могло быть потом добавлено к этому серьезному свидетельству о Петре, апостолах, пятистах братьях, добавлено – а вот еще женщины были, как все четыре Евангелия согласно об этом свидетельствуют. Следовательно, очевидно, что Евангелия по времени, конечно, гораздо раньше.

Это удивительная весть, которая не принималась не только языческим, но конечно и иудейским миром. Как-то несерьезно. Когда Лука и Клеопа (они знают о том, что женщинам явился) говорят, что некоторые из наших говорят “явился” – ну что это такое, как этому верить? А Господь им говорит: “О несмысленные и косные и медлительные сердцем, чтобы веровать Писаниям”. То есть то, о чем свидетельствует Писание, для жен-мироносиц открылось через их любовь. Любовь к Учителю, любовь ко Христу.

И еще одна очень важная вещь: ведь здесь происходит, я бы сказал, реабилитация обрядов, реабилитация внешних действий. Очень много людей и сейчас и раньше говорят: “Да, конечно, я Евангелие принимаю, это замечательно, а вот обряды: креститься, ходить и так далее – это ни к чему, зачем это всё нужно, и так далее”. А между тем, это является очень важным способом выражения веры человека, выражения внутреннего состояния, без которого оно никак не реализуется в жизни. И, в сущности, женщины пошли по очень простой причине: они любят Господа, и выражение этой любви – закончить этот обряд помазания благовонными маслами, которое, видимо, было сделано наспех, потому что в пятницу, когда был распят Иисус, уже когда вечереет, появляются первые две звезды, начинается субботний день. Суббота начинается с пятницы вечером, и уже никакой работы делать было нельзя, как они и послушно в субботу хранили покой. И поэтому решили восполнить это в следующий день после субботы, который мы уже называем воскресным днем.

И вот эта любовь, которая находит выражение в обрядах, она и позволила им первыми встретить Воскресшего Господа. Вот такая удивительная награда! И конечно, когда Мария Магдалина первая прибежала, сказала апостолам: “Он воскрес!”, конечно никто ей не поверил. Только Петр один побежал, и “отошел, в себе дивяся бывшему”. Вероятно, он вспомнил о том, как Господь ему предрекал его отречение, даже детали: “петух не пропоет дважды, а ты от Меня отречешься, что не знаешь Меня”. И Петр побежал ко гробу. Потому что если Господь то предрек правильно, то наверное и здесь есть что-то такое очень серьезное, очень важное. И действительно, Петру явился особо.

И здесь Марк тоже подчеркивает, что ангел говорит им: “Идите, скажите ученикам и Петру”. Почему отдельно упоминает Петра? Понятно – из-за его отречения, надо его как-то поддержать, что ангелы сказали, что тебе, и не только ученикам, а выделили тебя – единственный из всех: “и Петру”, чтобы он, так сказать, не слишком уже убивался из-за своего отречения. Вот такую являет удивительную любовь.

И, таким образом, мы видим, что Евангелие, христианство утверждает не только равенство культур, не только равенство всех народов (“идите проповедуйте Евангелие всей твари”), но и то, что так всегда довлеет над человеческими отношениями – равенство мужчины и женщины. При этом, равенство этическое. Понятно, что они различаются по физической силе, психологии, жизни, и так далее, и тем не менее вот это равенство, и даже в чем-то женщины оказываются впереди.

Мы действительно видим, что во времена гонений, каких-то преследований, женщины остаются, а мужчины предпочитают, как Петр, куда-то уйти. Понятно почему. Потому что мужчины более уязвимы. Мы видим, что ученики попрятались, а вот те, кто были в тени – Иосиф с Никодимом, занимавшие высокое положение, и мы знаем, что в нашем обществе есть немало людей, которые по положению по разным причинам и раньше и теперь не очень часто могут быть в храмах, демонстрировать свою веру, и так далее, но тем не менее в каких-то случаях оказывают гораздо более серьезную помощь и поддержку Церкви и христианству, чем мужчины, которые может быть постоянно в храме. Они как бы свое положение высокое употребляют на пользу Церкви, на пользу Христа, как Иосиф с Никодимом.

Разве ученики пошли бы просить тело? Их бы арестовали сразу и всё, и никто бы разговаривать не стал. Рыбаки какие-то – что они там будут просить! А Иосиф, который член Совета, видный человек, богатый человек, у него имеется богатая могила, высеченная заранее. Потому что, конечно, хоронили в тот же день и вырубить в скале такую нишу, большую пещеру за один день невозможно. Заранее приготовлена – говорит о том, что человек был богат, состоятельный, с положением. И он идет к Пилату, и тот уже да, просит сотника удостовериться – правда ли что Он действительно умер? Сотник подтверждает, и тогда он дает ему тело.

Вот какие разные служения у разных людей. Как важно нам не выносить какие-то суждения по тому как человек часто ходит – не часто ходит… Богатый – бедный… Мы видим – богатый, знатный человек совершает такое очень важное для всей истории, для всего христианства совершает важное дело.

Вот, мы видим, что и на протяжении всей истории святые самые разные. Мы видим не только мужчин-святых, мучеников, апостолов и так далее, но и сколько женщин, которым Церковь усваивает звание равноапостольных. Целые народы обращались благодаря этим женщинам. Равноапостольная Ольга. Думаю, что ее христианство, ее крещение, еще за несколько лет до крещения Руси, было очень весомым аргументом для князя Владимира в крещении. И сохранились предания, что ему говорили, что бабка твоя неслучайно приняла крещение, она была женщина неглупая. Равноапостольная Нина – просветительница Грузии. И много-много других. Так что не смущайтесь мамы и бабушки, что не сразу всё это получается, у Ольги тоже не сразу получилось. Поначалу так никто за ней не пошел, а потом всё это оказалось очень важным.

Мы видим, что самые разные женщины среди святых. Мы видим и монахинь-отшельниц, как Мария Египетская, и видим многодетных матерей, как княгиня Иулиания Лазаревская, которая кормила множество бедных, помогала им, поддерживала. Мы видим среди них цариц, как равноапостольная Ольга, и нищенок, как Ксения Петербуржская. Мы видим среди них простых людей, как Матрона Московская, инвалид детства и вообще неграмотная женщина, и обладавшая великой святостью, и видим как Мария Скобцова, мать Мария, жившая в Париже и погибшая в немецком концлагере, она принадлежала к интеллектуальной элите начала Серебряного века русской литературы. И избрала тоже такой путь служения бедным, удивительная женщина.

Так что сегодня такой радостный замечательный праздник, где Господь всем нам являет Свою любовь! Каждому в меру его служения, в меру его положения, способностей, даров, но всем Господь открывает этот потрясающий путь к счастью, к радости, радости служения, радости любви ко Христу.

Вот давайте помнить об этом и всё время быть благодарными Господу за этот путь, за этот свет, который нам открывается.

Аминь!