протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 мая 2015

Фонограмма


 

 

Деян., 9, 32 - 42

32Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

Ин., 5, 1 –15

1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Мне кажется очень привлекательным взгляд на Евангелие от Иоанна, как на творение, которое апостол продиктовал или написал (скорее, продиктовал, наверное, все-таки) как бы в дополнение к тем трем Евангелиям, которые уже были в это время: Матфея, Марка и Луки, которые мы называем синоптическими, а их – синоптиками, то есть «смотрящих вместе», в одном направлении. Иоанн дополняет к тому, что они уже написали, что-то новое, другое. Действительно есть много подробностей - даже, казалось бы, излишних - кто что сказал, как сказал, пересказал и т.д. Но есть много богословских рассуждений, почему неслучайно он и называется не просто «евангелист», как евангелист Матфей, Марк, Лука, а называется - евангелист Иоанн Богослов. И в самом деле, мы видим, что начало Евангелия такое очень богословское: «В начале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово было Бог». И затем: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины». И дальше рассказывается действие этого воплотившегося Слова. В сущности, Бог стал гораздо ближе к людям, потому что нам гораздо понятнее Бог, Которого мы можем увидеть, о Котором можем сказать, как Он жил, как Он действовал, что отвечал, что делал, по сравнению с образом Бога, Который где-то далеко, невидим, и только через внешние действия как-то дает о Себе знать.

И все это – это первое вступление к Евангелию, в первой главе Евангелия от Иоанна - приводит к такому важнейшему выводу (это тот отрывок, который мы читаем на Пасху): «Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Действительно, мы понимаем, что действие закона в каком-то смысле ограничено. Вот, я сегодня ехал в метро. Вагон идет хорошо, мягко, останавливается, все замечательно. Метро у нас, как говорится, работает, как часы. Как правило. Бывают, к сожалению, исключения, но все-таки работает. И я подумал о том, что любую такую вещественную какую-то структуру, любую вещь - деталь автомобиля, машины, вагона, и т.д., можно сделать точно, рассчитать. И она будет точно работать столько, сколько в нее вложено, если все сделано добросовестно. И что вся эта точность, как бы предвиденность осуществления точного замысла, возможна только именно для механических устройств - для машин и т.д. И то иногда срывается, если что-то сделано недобросовестно. Но что касается человека – это совсем невозможно. Потому что мы понимаем, что человек в любой момент может сорваться, может как-то перемениться в своем мнении. Ну, вот этот самолет, который разбился во французских Альпах. Кто мог ожидать, что профессиональный летчик вдруг задумает покончить с собой таким странным образом, погубив весь самолет и пассажиров, которые в нем летели? Вот это человек. Вот таков человек. Закон как бы не действует на него. Он может им управлять, как позже Павел скажет: «Закон был детоводителем ко Христу». Он может к чему-то готовить, но работать заведомо, так сказать, точно и прогнозируемо, закон для человека не может. Потому что человек живое, свободное, духовное существо. Кроме того, что предопределено генами, внешними обстоятельствами, и другими, всегда есть некий неизвестный «икс», который определяет его поведение, как он себя поведет, что он сделает.

И поэтому здесь очень важное дополнение: «закон был дан через Моисея, как детоводитель ко Христу; благодать же и истина произошли от Иисуса Христа». То есть, пришла какая-то новая, совершенно другая сила в этот мир – благодать! Которая меняет действительно человека, то, что не может сделать он сам. То, что в Евангелии неоднократно говорится, что «невозможное человеку возможно Богу». Невозможно человеку оставить какую-то зависимость, какую-то дурную привычку, что-то другое. Но вдруг что-то меняется, и человек становится совсем другим. Вот, у нас в киоске есть книжка (о которой я уже писал в письме к приходу) – «Епархия особого режима» - о преступниках, осужденных к пожизненному лишению свободы. И вот они, оказываясь в таких условиях, когда их лишили всего: практически у них нет телевидения, радио, нет работы, того, сего - только жесткий порядок. И вдруг они открывают для себя благодать Божью, открывают для себя Бога! И очень многие из них искренне, совершенно искренне, пишут о том, что «я рад, что оказался в таких условиях, иначе бы я никогда не открыл бы для себя Бога, не открыл бы это действие Его ожитворяющей силы». Я совершенно не строю иллюзий, я совершенно не думаю, что, окажись они на свободе, они останутся такими же благочестивыми. К сожалению, это не так. Но дело не в этом. А дело в том, что этот поток, который может менять человека, он-то и исходит от Иисуса Христа.

И вот обратимся к сегодняшнему евангельскому чтению. Вот эта купель, пять крытых ходов, множество хромых, сухих, и т.д., - лежащих, ожидающих движения воды. И человек 38 лет там находится и не может войти первым (когда возмутится вода, и кто первым войдет, получает исцеление), потому что другой сходит прежде него. Там нет ничего такого: уступи мне, я тут уже давно, в очереди и т.д., – там ничего такого нет, к сожалению. Мы это очень хорошо понимаем. И Господь к нему подходит и говорит: «Хочешь ли быть здоров?» «Да, Господи, но не имею человека, который бы меня исцелил». То есть, всякий расчет на природные силы, которые возмущали воду, так сказать, и давали исцеление. Может быть, не всегда - в точном переводе, «по временам». По временам Ангел сходил, возмущалась вода, и кто первый войдет, получал исцеление. И тоже, может, не всегда. Во всяком случае, это обращение к природным силам, которое когда-то работает, когда-то нет. Но достичь этого человека они не могли. Надежда на природные силы не работала. И тогда Господь ему говорит: «Встань, возьми постель и иди в дом свой». Надо сказать, что «встань» в библейском тексте – это как бы синоним «воскресни», воскрешения. Не случайно в сегодняшнем апостольском чтении о воскрешении праведной Тавифы, что говорит апостол Петр, когда подходит к телу Тавифы, уже обмытому, приготовленному для погребения? Говорит: «Тавифа, встань». То же самое слово: встань, воскресни. То есть, входит новая сила – не сила природы, которая уже не работает, а входит новая сила. И эта сила дает ему воскресение – он встал, исцелился, взял постель свою и пошел в дом свой.

И все Евангелие от Иоанна, как и сегодняшнее чтение, которое заканчивается словами: этот человек сказал тем, кто осуждали его за то, что в субботу носит свою постель, что исцеливший его есть Иисус. И как бы все Евангелие от Иоанна объясняет нам, рассказывает, Кто же был этот Иисус, о Котором рассказывают все предыдущие три Евангелия. Что Он был Спаситель мира. В предпоследней главе Евангелия от Иоанна есть такие слова: «Сие же написано, чтобы вы знали, что Иисус есть Христос. Он есть Спаситель мира».

И вот мы видим, что действительно эти природные силы, человеческие, на протяжении истории работают очень ненадежно. Мы видим, как на примере нашей страны в XX-ом веке, и сейчас, всего того, что происходит, этой трагедии на Украине, мы видим, что все эти смены политических партий – ну, такая партия, или другая: эта немножко хуже, эта немножко лучше, вот царизм был плох, а давайте-ка революцию устроим, марксизм и т.д. – но оказывается то же самое, как говорится, по пословице: «тех же щей, но пожиже влей». Не работает это. Это не значит, что надо отменить все политические партии и т.д., нет. Но на это надежды, в общем-то, не больше, чем у этого самого расслабленного, 38 лет лежавшего в купальне Вифезда. Надежда у человека на Бога, на Христа. Он вносит новое творение в нашу жизнь. Вот оно ее меняет! Так и в нашей с вами жизни – излишняя вовлеченность: вот эта партия правильная, а эта неправильная, на Украине правильно, у нас неправильно, или наоборот – вовлечение в это не решает человеческой проблемы. Да, мы включены в это, но отчасти. А главное же наше внимание должно быть обращено именно на эту новую жизнь, которая входит со Христом. Вот эта самая благодать, которая дается через Иисуса Христа. И мы можем ее улавливать. Мы по вере приходим в эту новую жизнь, которая нам открывается Христом. И мы эту новую жизнь можем вносить в наш мир. Господь неслучайно ученикам говорит: «Вы соль земли, вы свет миру». Это кто «вы»? Это мы с вами, да, грешные, немощные люди. Какая мы соль земли? Какой мы свет миру? Но это наше призвание! И по вере мы можем этим стать, как становились замечательные святые, как становились такие люди, как митрополит Антоний Сурожский, отец Александр Мень, множество других замечательных людей становились этим светом. Как Павел говорил: «не я живу, но живет во мне Христос». Вот, в этом радость сегодняшнего евангельского чтения, что эта новая жизнь пришла! И нам надо войти в нее верой и доверием ко Христу. 

Аминь.