протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 мая 2015


 

 

Деян., 16, 16 - 34

16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

 

 

Ин., 9, 1 –38

1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 В Пасхальную Литургию, в день, когда мы празднуем Воскресение Господа Иисуса Христа, - событие, которое изменило всю историю мира, мы читаем отрывок из первой главы Евангелия от Иоанна, самое начало этого Евангелия. И этот отрывок заканчивается словами: «ибо закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Очень важные слова потому, что действительно мы видим, что позже Павел, размышляя над этим, скажет, что закон был детоводителем ко Христу. То есть, в законе есть нечто, необходимое для детского возраста и каждого отдельного человека, и всего человечества в целом. Необходимы ребенку границы: «вот это можно, это нельзя делать. Это хорошо, это плохо», и т.д. Но когда ребенок вырастает, он понимает, что не про все так легко сказать: «вот это правильно, это не правильно». Иногда бывает: правильное в одном случае – совершенно неправильное в другом. Мы понимаем, что лгать, вообще обманывать, нехорошо. Но если человек не готов услышать о том, что у него какая-то очень тяжелая болезнь, то лучше, наверное, сразу ему об этом не говорить. Ну, и много таких подобных примеров. И в сущности все сегодняшнее евангельское чтение ставит самую такую важную религиозную проблему: соотношение закона и благодати. Где, в каких случаях действительно необходимо поступать по закону? А в каких-то случаях действие благодати как бы отменяет закон. И Иисус совершает такое потрясающее чудо – исцеление слепорожденного совершает именно в субботу. Причем явно, что это не единственный случай, это не исключение, это как бы правило. И до этого Господь совершал подобные чудеса, но не столь яркие, не столь потрясающие: исцеление согбенной женщины и т.д. И объяснял, почему. Потому что не в день ли субботний, когда Господь дал нам молитву, дал нам отдых, дал субботу на восстановление сил телесных, душевных сил, исцелить эту женщину, которую связал сатана? Ведь если в субботу нужно напоить осла или вола, то отвязывают его и ведут их поить. Сколь же дороже человек этих животных!

 И вот здесь тоже такое вызывающее событие, которое ставит людей в полное замешательство. Ну как же так? С одной стороны, совершается замечательное чудо – слепорожденный исцеляется: «от века не слыхано, чтобы кто исцелил слепорожденного», говорит этот слепорожденный. С другой стороны, нарушен закон: «не от Бога этот человек, он грешник, потому что не хранит субботы». Как же быть на самом деле? И вот это стремление сохранения субботы – ведь это соблюдение десяти заповедей: «Почитай Бога, чти день субботний». Как же с этим быть, если сам этот удивительный чудотворец, пророк, как бы отменяет день субботний? С кем же Бог? С ними, которые соблюдают строго, и ни в коем случае не хотят нарушить закон? И сейчас все это строго соблюдается: в лифте кнопочку не нажимают в день субботний, свет не зажигают в туалете и т.д.. Помню, один знакомый, Лев Разгон, говорил: «ну, как же так, ведь это неудобно: не зажигать свет в туалете?» И вот встает вопрос: как же быть? Мне очень понравились слова, которые я недавно прочел у Николая Александровича Бердяева, замечательного нашего религиозного философа, где он пишет о том, что необходимо и возможно следовать житейско-пластичной морали. Житейско-пластичная мораль. И каждое решение должно быть индивидуально-творческим. Конечно, понятно, что это нельзя прописать где-то на скрижалях нашей веры. Это слишком соблазнительно, потому что человек может такое придумать, что это заведет слишком далеко. Но тем не менее сама мысль очень симпатична, потому что этот глубокий философ наш замечательный говорит о том, что не всегда можно действовать по закону. Как говорил отец Александр Мень, что закон, как форма, необходима. И приводил такой пример: чтобы напиться воды, нужен стакан, но стенки стакана иногда могут быть настолько толстыми, что в нем для воды не останется уже места. То есть, правило, закон съест эту самую благодать, в которой нуждается человек.

 И в самом деле, установлен этот семидневный цикл. Понятно, что он возник из периода обращения луны вокруг земли. Фазы луны меняются. Но что замечательно и удивительно, что это тоже не точно. Оборот происходит за 27 с чем-то дней. То есть даже в природе мы не находим такой точности. Действительно, у нас в солнечном году не точно 365 дней, там чуть-чуть больше, поэтому есть високосный год, и т.д. Григорианский календарь отстал от юлианского и т.д. То есть, мы видим, что даже здесь мы не находим такого абсолютно точного соответствия. Но тем не менее этот семидневный цикл принят всем человечеством, по нему живем все мы: и атеистические страны, и другие страны, все живут этим семидневным циклом. И раз в семь дней человек останавливается, чтобы восстановить физические силы, причем не только просто для молитвы, потому что сказано: «не работай ни вол твой, ни осел твой». Понятно, что восстанавливаются физические силы. Так что это необходимо. У нас это сохраняется, но смещается этот день на воскресный, на день нового времени. Но людям очень важно следовать этим словам: «помни день субботний», потому что в христианской церкви (в целом, я имею в виду, в церкви) сохранилось такое движение: «Адвентисты 7-го дня». Очень благочестивые люди, они свято блюдут субботний день. «Раз так написано, значит, так». И они не позволяют себе не только вина, но и чай с кофе тоже не пьют – это как наркотик. Вместо чая пьют липовый цвет. Это очень самоотверженные люди, перевод новый Евангелия, кстати, очень хороший, сделали. Все хорошо, но вот как-то держатся за эту форму.

 И как же здесь действительно быть? А Господь показывает, что нет, преодолевается это верой в Иисуса Христа. Неслучайно заканчивается евангельское чтение: «веруешь ли ты в Сына Божия?» «А кто Он, чтобы мне веровать?» «Ты видел Его, и Он говорит с тобой». То есть, «Я говорю с тобой, это Я». И он поклонился: «Верую, Господи». И чтение апостольское из книги Деяний, то есть святых апостолов, тоже заканчивается этими же словами. То есть, история о том, как женщина ходила, имеющая дух прорицательности, и говорила: «Это рабы Бога Всевышнего, они возвещают нам слова, которыми вы все спасетесь». Казалось бы, все правильно: называет их рабами Божьими, такие слова замечательные, все хорошо. Но вдруг Павел ей запрещает: «Выйди из этой женщины, дух, выходи». Почему? Казалось, такие вещи правильные говорит. Но, правильно-то оно правильно, но не к месту совершенно и не по делу. И дух вышел из нее, и женщина потеряла этот дар. Но потом апостолы поплатились, поскольку хозяева этой рабыни, они имели доход от этих прорицаний и т.д. Апостолов посадили в тюрьму. Случилось землетрясение. Обратился страж, и т.д. Вы все это помните. И то же самое в книге Деяний, тоже эти замечательные слова: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа». Он спросил: как спастись? Он понял, что был спасен от смерти, а как дальше-то жить, если события будут повторяться? Как спастись от них? «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». И тут же Павел крестил и его, и весь дом его. Как же так, без катехизации? Надо же было научить его, все разъяснить. А он сразу взял и крестил его! Что это такое? Тоже решение по благодати – он понял, что что-то такое произошло в жизни этого человека, что наложит свой отпечаток на него и на его семью, что они все готовы уже. Что это произошедшее заменяет все прочее.

 Действительно, бывают такие ситуации, когда необходимо крестить людей без катехизации. Я помню, когда пришли еще в 90-е годы трое офицеров, совсем ребята, ничего не знали. Ну, молодые, лет по 25. Спрашиваю их: «А почему сейчас хотите креститься?» «Ну, поедем в Чечню». Понятно. Так что, отказать ни в коем случае нельзя. Быть может, они погибнут через неделю. Вот и в нашей жизни нам все время необходимо помнить об этом, о жизненном творческо-индивидуальном решении каждый раз. Но при этом основание для этого: «Верую в Господа Иисуса Христа!»

 

Аминь.