протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
24 мая 2015

Фонограмма

 

 

Деян.20,16-18,28-36

16ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

 

Ин.17,1-13

1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день – воскресенье между праздниками Вознесения Господня и празднованием сошествия Святаго Духа на апостолов, которое будет в следующее воскресенье, мы называем его Троица. Когда нам как бы утверждается вот это триипостасное бытие Божие; что Бог нам открывается не как некая загадочная монада, а как три лица: Отец, Сын и Святой Дух. И вот в это воскресенье как бы продолжение того слова, которое Господь сказал ученикам перед своим Вознесением, перед последней встречей Его воскресшего здесь на земле. “Оставайтесь во граде Иерусалимском”, то есть никуда не уходите, так сказать, не суетитесь, “до тех пор пока не облечетесь силою свыше”. Время какого-то приготовления, чтобы принять эту силу Святого Духа.

И вот, Церковь так разумно посвятила это воскресенье именно памяти отцов Первого Вселенского Собора, на котором был, как вы все знаете, сформулирован тот замечательный текст, который мы называем Символ веры. Замечательно глубокое, богословское и поэтическое произведение, которое мы все вместе поем во время Божественной литургии.

Между прочим надо сказать, что вот это совместное пение в России утвердилось сравнительно недавно, а именно на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Как-то провиденциально и мудро участники Собора решили, ввиду грядущих грозных революционных времен, чтобы люди утверждались и знали Символ веры, знали во что они веруют. Не просто дома читать в правиле утреннем, не просто во время литургии, как было раньше (и сейчас так же в Греческой Церкви), в этот момент какой-то чтец один читает, так сказать, соло, этот замечательный текст. А мы с этого времени все вместе его поем. И я вам должен сказать, когда я только еще крестился, мне было 19 лет, это было уже около 60-ти лет тому назад, так вот мне было в службе, конечно, мало что понятно, ну ектеньи, отдельные слова, но самый радостный для меня был момент (два момента) – это когда все вместе пели Символ веры и когда все вместе пели Отче наш. Все вместе участвуем и, главное, понятно всё-таки что происходит.

Так что вот такое, думаю, мудрое решение оно неслучайное и очень радостное, потому что мы все вместе, чувствуем свое единство, и это бесконечно глубокие слова, которые постоянно дают нам пищу для размышлений. И утверждение, а именно единосущие, вот это слово: “единосущный Отцу, Им же вся быша”, то есть всё было сотворено, это то самое слово, которое и стало предметом ожесточенных споров на Первом Вселенском Соборе. Собственно говоря, и сам Собор был собран именно из-за этого слова. Даже собственно не из-за слова, а из-за одной буквы. По-гречески это слово звучит “омоусиус” – “единосущного”, а появилось учение некоего пресвитера из Александрии Ария, который предлагал заменить это слово на “омиусиус” – “подобосущного”, то есть да – самое возвышенное творение, что Сын Божий, Господь Иисус не является Сыном Божиим. Здесь была такая как бы благочестивая идея защитить строгий монотеизм. Раз Бог-Отец, то никаких там Сынов, ничего нет. И Он был подобным, Он – высшее из всех творений, но все-таки сотворенный. А вот именно эта формулировка подчеркивает вот это мнение, и правильный догмат о единосущии – “омоусиус”: “единосущного, иже от Отца рожденного прежде всех век”, то есть, до начала времени, до сотворения мира. “Рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу”. Еще раз подчеркивается, что не творение, а рождение.

И, конечно, всякий человек прекрасно понимает, особенно прекрасная половина человечества, что ребенок, родившийся от нее – это не что-то такое, как она, например, приготовит обед или что-то сошьет или смастерит и так далее, а рожденное – то, что принадлежит ей, единосущное с ней. Так что это очень важные богословские формулы.

Конечно, мы должны помнить еще и о том, что неслучайно название: “Символ”. В нашем обыденном языке слово “символ” получило какое-то часто уничижительное значение. Когда человек говорит, что он получает “символическую” зарплату, то понятно, что какую-то очень маленькую, несоответствующую вложенному им труду. Но на самом деле, в греческом языке “символ” значение имеет очень глубокое и вовсе не уничижительное. Символ – это нечто такое, которое обозначает невыразимое. Он как бы не разъясняет, не растолковывает, а указывает. Указывает на то, что стоит за ним, что невозможно выразить словами, что невозможно передать нашим человеческим языком, который приспособлен для передачи реалий окружающего материального мира.

И поэтому “символ” – слово очень глубокое. То есть нечто, указывающее на божественную сущность, на то, что словами адекватно выразить невозможно. И поэтому, когда мы говорим о каких-то символах, то это очень важно. О каких-то очень важных знаках, за которыми стоит нечто гораздо большее. Когда мы видим дорожные знаки, скажем, “нельзя проехать” (то, что мы называем “кирпич”) – мы понимаем, что это и есть символ. Мы понимаем, что сам по себе он не препятствует, человек может нарушить правила, поехать, и так далее, но это кончится для него плохо, и не только для него. Но это есть знак, который говорит, что да! вот здесь проезд закрыт. И то же самое очень многие богословские формулировки, повествования Библии носят именно такой же глубокий символический характер. Символ в таком возвышенном смысле этого греческого слова. Так что давайте этим не смущаться, а именно об этом помнить.

И в сегодняшнем Евангелии от Иоанна (читалось два чтения: одно – от Иоанна), приводится очень важный удивительный текст молитвы Господа Иисуса во время Тайной Вечери. Последняя Его встреча с учениками. Через несколько часов Его схватят, предадут пыткам, мучениям и казнят. И вот, последнее, о чем молится Господь Иисус, что сохранил евангелист Иоанн Богослов, конечно потому что и Дух Святой ему напомнил эти слова, и он был сам их свидетелем, и передает в этой очень важной беседе. Это надо читать, вчитываться, перечитывать, потому что здесь такие очень важные слова нам передает евангелист. Говорит о том, что Он даст жизнь вечную. А что же такое вечная жизнь? “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога”. Знание Бога – это не просто, так сказать, теоретическая формулировка, а знание – именно вхождение, понимание, вхождение в причину, первопричину и смысл всего бытия. И далее говорит о том, что “прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира”. Именно отсюда и рождаются вот эти слова: “Рожденного, несотворенного, единосущного Отцу. Через Него всё было сотворено”.

“Я открыл имя Твое человекам”. Какое же имя открыл? Имя – Отец. Бог не грозный Судия, не какой-то бесконечно далекий демиург, правитель мира, а любящий Отец. И далее Он просит о том, чтобы ученики поняли, познали “что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня”. И далее – о чем первом молится Господь, когда молится об учениках, которых Он оставляет здесь, в мире. “Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы”. Вот это главное – единство. Самую большую радость переживают христиане, когда они собираются вместе, когда они едины, когда вот это единство, которое человек в обычной жизни познаёт только в редких случаях гармоничной любви. Мужчина и женщина узнают друг друга и вот это радостное единство, что они да! едины во всем! И вот это единство переживают христиане, когда они едины в духе. И поэтому так важно нам иметь вот этот Символ веры, который был сформулирован – во что же мы веруем. Так что давайте об этом помнить и всегда его читать с благоговением и воспевать все вместе, потому что это именно знак того, во что же мы верим.

Ну и еще, конечно, необходимо сказать, что сегодняшний день – день тезоименитства нашего Патриарха Кирилла, потому что это день памяти его небесного покровителя – равноапостольного Кирилла и его брата Мефодия. Замечательное дело было сделано этими миссионерами – создание славянской азбуки. Собственно, в основу лег древнеболгарский язык, но они дали ему алфавит и дали ему жизнь тем, что на него перевели богослужебные книги и перевели значительную часть Священного Писания. Через это язык получил всё богатство, всё культурное наследие греческого языка. Через это стала возможна русская литература, русская культура. Конечно, она еще оплодотворялась и контактами с Европой и так далее, но вот эта основа, первый толчок был дан именно ими. И не просто как некое культурное явление, а как явление, которое позволяло народу узнавать о Боге. Так что вот это единство сегодняшнего дня тоже очень символично и очень важно.

Поэтому будем чтить память этих великих учителей, но при этом важно сказать вот еще что. Почитая их память, надо понимать, что она воздается не столько самому тексту, самим буквам и тому языку, который неизбежно меняется на протяжении истории, это всем понятно. А самому принципу, который заключается в том, чтобы народ имел Священное Писание и молитвы на понятном ему языке. Вот это самое главное. И мы видим, что конечно, неизбежно церковно-славянский язык всё время модифицируется. Если мы возьмем книги богослужебные XIX века, там очень много слов, которые уже сейчас не очень понятны и некоторые даже звучат очень странно. Так что вот эта редакция всё время, конечно, происходит. Так что сам принцип понятности, вот он – основной. Что текст – это не какое-то заклинание малопонятное, вот произнеси – и всё у тебя совершится, а что текст богослужений и Священного Писания – это то, что Бог хочет нам открыть, чтобы мы это знали, чтобы понимали. Как и Господь сказал, что “не называю вас рабами, потому что раб не знает воли господина своего”, приказал – и сделал, а что, для чего – это не твое дело, “а называю вас друзьями”, Господь называет, потому что друзья знают, что говорит их старший товарищ, что говорит их Учитель. Так что давайте обо всем этом помнить, и пусть это всё слагается верою в наших сердцах.

Аминь!