протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
31 мая 2015

Фонограмма

 

 

Деян., 2, 1 - 11

1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

 

Ин., 7, 37 –52

37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43Итак произошла о Нем распря в народе.

44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

 

Ин., 8, 12

12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

 

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодня замечательный праздник – сегодня день нашего рождения, всех нас, день рождения Церкви. Потому что именно в этот день открылось во всей полноте богатство Божие, которое Он дает нам. Исторически было так, что сначала народу израильскому открылось то, что есть единый Бог. И Бог вывел их из египетского рабства, привел в Землю обетованную. Многими трудами народ возрастал, научался, поучался законом, о котором апостол Павел позже уже сказал, что «он был детоводителем ко Христу». И вот исполнились пророчества, которые звучали за несколько веков до Христа, – сначала  при царе Давиде за 10 веков, потом еще за семь веков, за шесть веков. Повторялись снова и снова, что наступит день, когда Бог пошлет Израилю истинного Царя, Царя, который будет править не насилием, не принуждением, а править любовью, правдою, справедливостью. И это совершилось именно в Личности Иисуса Христа. Но Господь сказал, что «Царствие Мое не от мира сего», потому что оно совсем другой природы.

И вот открылось в приходе Христа, в Его учении, чудесах, смерти и воскресении, открылось, что да, Он и есть Тот Самый Мессия, Сын Божий. Открылось Второе Лицо Святой Троицы. И Господь говорит о том, что «это еще не все, Я пошлю вам обетование Отца Моего - Духа Святаго, Утешителя». То есть, «Который будет поддерживать вас, наставлять, напомнит вам все, что Я вам говорил. Научит вас и даже тогда, когда вам придется давать ответ за вашу веру. Не думайте заранее, как и что говорить, потому что вы не сможете предусмотреть заранее всех обстоятельств. И будете не о том думать, что надо сказать, а о том, что вы когда-то там придумали, вспоминать этот ваш подготовленный текст, а не то, что необходимо сейчас в тех обстоятельствах, в которых вам придется держать ответ. Дух Святой будет говорить за вас». И действительно это произошло в этот день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой, особая Божия сила. Божия сила, которая при крещении закладывается в каждого из нас, как некое семя. Это семя, как некая возможность. Это можно сравнить с музыкальным слухом, который имеется у человека, но пока он не будет заниматься музыкой, он никак себя не проявит в полной мере. И, когда это семя уже заложено, то уже от воли человека, от его выбора, от его решения зависит, чтобы раскрылись дверцы его сердца, потому что они заперты только изнутри. И только изнутри можем мы сами их открыть. Господь может создавать различные обстоятельства, но не через силу давать нам это Свое откровение. Это зависит от нас: открыться навстречу Богу или оставить свои двери сердца закрытыми. И вот Господь дает эту благодать Святаго Духа в день Пятидесятницы.

И все эти события, они тоже происходят не просто произвольно, но они происходят как бы с параллелями из событий Ветхого Завета. Когда в Ветхом Завете народ выходит из Египта, спасаясь от Ангела-губителя кровью жертвенного агнца. И в эту ночь народ выходит, кровью агнца помазывают косяки дверей, и Он проходит мимо этих домов. И именно в этот день и совершается распятие Христа. Как агнец Божий Он приносит Себя в жертву и дает нам кровь Свою. Но не мазать косяки дверей и прч., а мы принимаем ее в себя. Мы становимся единокровными, усыновляемся через Таинство Евхаристии, почему оно и такое важное. Почему и нет человека в Церкви, пока он не причащается регулярно. Только через это он становится единой плотью и кровью со Христом, с Его Церковью.

И, наконец, на пятидесятый день, когда после выхода из Египта Моисею было предсказано, что он придет на гору Синай, зайдет на гору, и Господь научит, что делать дальше. Господь дает закон: 10 заповедей, которые для нас до сих пор остаются центральными ориентирами нашей жизни. А в этот же пятидесятый день после распятия и воскресения Христа, в праздник Пятидесятницы Господь дает благодать Святаго Духа – силы, благодать на исполнение этих самых заповедей. Неслучайно Иоанн Богослов в своем Евангелии в первой главе, которая читается на Пасху, говорит о том, что «закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли от Иисуса Христа». И в дальнейшем повествовании Евангелия раскрывает все это, как это происходило – соотношение между законом и благодатью. Закон, как некая форма, как некие ступеньки к восхождению. И благодать, как та цель, к которой человек приходит.

И вот в сегодняшнем евангельском чтении напоминается о другом празднике, в который Господь вошел в Иерусалим. Еще не Пятидесятница, до всех этих событий Голгофы. И Он зовет всех, кто пожелает обрести в самом себе Источник живой воды, который утолит его собственную жажду и будет изливаться в мир. Когда человек принимает в себя благодать Святого Духа, это наполняет его несказанной радостью, радостью, которой он не может не делиться с другими. И человек становится на этот путь. В уверовавших во Иисуса будет обитать этот дух, вот это личное обновляющее присутствие Бога. Потому что вера в Иисуса нам открывает этот путь благодати Божией. Когда мы верим, что, да, лучше Его никого в этом мире нет. Более правильного, верного, точного пути, чем тот, который нам дает Иисус, другого нет. Иисус неслучайно говорит о Себе такими емкими словами: «Я - Путь, Истина и Жизнь». То есть, это не какие-то предметы, а это сама Личность Иисуса. Она становится Путем и Жизнью для нашей с вами жизни.

Но говорится, что «еще не было на учениках Святого Духа», потому что Иисус еще не был прославлен. Прославлен через что? Через распятие и воскресение. Вот это непременно соединяется. Распинали множество людей этой жуткой казнью. Но воскрес только Иисус. Господь Его воскресил, потому что Он принес эту жертву, которой Агнец Божий берет на себя грех всего мира и может очистить сердца людей и сделать их словно обновленным храмом, пригодным для того, чтобы вместить Святаго Духа, Который наполнит и переполнит их.

И вот для нас открывается этот путь. И, наверное, многие из вас почувствовали это, когда сегодня утром уже можно читать молитву Святому Духу: «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Молитва «Царю Небесный». Только хочу пояснить эти слова: «везде сый и вся исполняяй». То есть, Который везде присутствует, везде существует и все наполняет. Исполнить – это не означает «я тебе сказал, а ты исполняй». Нет. То есть, Тот, Который везде есть и все наполняет Собой, в том числе, наше сердце. Это - самое объемное, самое громадное, что есть в мире, - наполнить сердце. Ничто, кроме благодати Иисуса, его не наполнит в такой мере. И вот для нас как бы возвращается радость этой молитвы. И Церковь мудро нас удерживает от нее, начиная с Пасхи, чтобы мы как бы ощутили эту жажду. Да, мы знаем, что Христос воскрес, мы это праздновали. Мы как бы вместе с учениками видели Его. Но что-то еще нужно! Нужно именно это присутствие. И после Литургии мы будем просить об этом в коленопреклоненных молитвах, чтобы Господь вновь обновил нас. Потому что благодать Духа дается не мерою, как говорит Писание. То есть, не какими-то кусочками, а во всей полноте нашего сердца, которое жаждет Бога, истинной Правды.

Пусть Господь всех нас благословит. Пусть эта радость и далее, и далее сопровождает нас всю нашу жизнь.

 

Аминь.