протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 июня 2015

Фонограмма

 

 

Евр.11,33-12,2

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

Мф.10,32-33, 37-38; 19,27-30

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Глава 19

27Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30Многие же будут первые последними, и последние первыми.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Когда первый человек вступил на поверхность Луны, и Земля оттуда казалась ему маленьким голубым шариком, который несется в безмерных пространствах, и в то же время он ощутил, что Бог к нему даже ближе, чем дома, на Земле. Он чувствовал как каждый шаг управлялся Всевышним. И вот так бывает и с человеком, который посвятил свое сердце Богу, он может ощущать Его присутствие в любом месте, и на Земле, и в космосе, и в любых обстоятельствах. И вот такая вера и означает святость, к которой призван каждый из нас.

Те люди, которых мы сегодня вспоминаем, те святые, святые и Восточной нашей Церкви и Западной Церкви, и прославленные и непрославленные святые, именно так они и жили. Причем нам они сейчас кажутся окруженными каким-то сказочным ореолом, как люди, которые совершенно непохожие на нас, совершенно особенные. Потому что мы взираем на них, как правило, на иконах, за которыми стоит их жизнь, за которыми стоит их близость Богу. И нам кажется, что они были совершенно какие-то особые, необыкновенные люди. На самом же деле они были такие же люди как мы, и внешне мало чем отличались, хотя кто-то был заметен, кто-то был незаметен, кого-то даже Церковь и не знала, и поэтому специально прославляет всех людей, которые посвятили себя Богу.

Праздник этот был установлен уже очень давно, в конце IV-го ­– начале V-го века, когда Церковь осознала необходимость прославления людей, особо близких к Богу. Но эти люди, будучи совсем похожими на нас, выбрали путь святости, чтобы всегда быть с Богом, посвящать Ему мысли, чувства, дела. Быть всегда связанным с Ним. Всё посвящать Ему, не оставлять чего-то для себя. Как нередко у нас бывает, что “вот это я у Бога попрошу, ну а с этим как-нибудь сам справлюсь, конечно, может, это будет не очень хорошо, ну пока… а там видно будет…” Дело в том, что нас всегда подстерегают трудные обстоятельства. Но если Господь с нами, если мы чувствуем Его в своем сердце, то Он нас всегда поддержит.

Искушения неизбежны, даже Господь подвергался искушениям от сатаны: “Сделай камни хлебами; бросься с крыла Храма; поклонись мне и весь мир отдам Тебе”, и так далее. И то же самое и мы подвергаемся всё время различным искушениям. “Искушение” в переводе на русский язык означает “испытание”. И вместе с тем необходимо вспомнить очень простое изречение: “Что умножает в нас духовную силу? Это преодоленное искушение”. Потому что, в самом деле, всегда нам кажется, что “вот сейчас не хочется молиться, что-то я устал, этот день я пропущу, завтра может быть помолюсь, ладно, а сегодня очень устал”. Если мы этому уступим, то мы отходим дальше от Бога. Если, наоборот, себя как-то понудим, заставим это делать, то будем ближе, мы духовно укрепимся.

То же самое, когда кого-то хочется осудить, над кем-то посмеяться. Удержи себя от этого, преодолей это искушение, потому что это всё не просто наши немощи, а это большие и маленькие бесы, которые играют на наших слабостях, на наших человеческих привычках. И поэтому, когда мы их преодолеваем, отходим от них, нам и в дальнейшем становится легче себя дисциплинировать, легче себя от этого отвести. И наоборот, когда мы привыкаем: вот, сел смотреть телевизор – “а дай-ка я еще посмотрю, дай-ка еще посмотрю, а вот это тоже интересно: кто кого убил, осудили или не осудили, и так далее”. В интернет вошел – “а внизу там еще какая-то картиночка, а вот это тоже интересно, встретился ли с Папой тот или другой человек, а вот еще что-то появилось…”, и так на 4 часа. А на самом деле всегда надо вспомнить, для чего я вошел в интернет, что я хотел посмотреть, чтобы вернуться к этому.

Много таких примеров, потому что всё это начинает становиться такой зависимостью, когда уже не мы управляем какими-то нашими планами, а они, эти самые наши зависимости, управляют нами. Поэтому так важно помнить слова: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?”, если я с Ним. Надо только, чтобы Господь всегда был рядом с нами. Это зависит не от Него, Он-то всегда с нами, как Он сказал: “И вот Я с вами во все дни до скончания века”. Важно, чтобы мы поворачивались к Нему, не оставляли какие-то сферы нашей жизни для себя.

Тропарь сегодняшнего праздника, он может быть не очень понятный: “Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися”. То есть всех мучеников, которые когда-либо жили, они подобны драгоценным тканям, своей кровью украшают Церковь. И именно ими вопиет Церковь “людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость”. Вот, первое о чем мы просим Господа – о даровании мира, мира в нашем сердце, мира в нашей стране, во всех странах.

И далее кондак праздника: “Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики”. “Начатки естества” – это нам напоминает сразу жертвоприношения древнейших времен, когда приносились первые плоды. “Ты, Господи, дал нам эти овощи, дал нам этот хлеб. Вот, первое, что мы получили, мы приносим Тебе во всесожжение”. И вот подобно этому “начатки естества”, то есть вся Вселенная, которая была создана Богом, приходит к Богу через людей, а из людей именно через святых, приносит Церковь Богу мучеников. “Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою соблюди, Многомилостиве”.

Вот как важно нам понимать, что мы и есть это прекрасное приношение Богу. Когда нам приходится страдать, то нужно бывает вспомнить слова, принадлежащие ныне живущему благочестивому человеку, которому как бы Бог говорит, этому человеку и всякому. “Дитя Мое, осознай, чтобы Моя миссия и крестная смерть принесли плоды, Я должен был пережить великую скорбь Гефсимании”. Гефсиманская молитва Господа: вся тяжесть этого мира, все грехи мира как бы обрушились на Него. И – либо уступить, либо, как сказал Господь, “но не Моя воля, но Твоя да будет”. “Если Моя миссия, – говорит Господь этому человеку, – требовала страданий, то справедливо было бы и тебе пострадать, дабы твоя миссия принесла плоды”.

Неизбежно всякий рост, всякое новое творение связано со страданиями. И, конечно, здесь необходимо всегда различать, чтобы это сопровождалось смиренномудрием. Не всякое страдание быть может нужно. Где-то надо уметь сказать “нет”, а где-то сказать “нет” самому себе, и сказать “да” тому делу, которое нам предстоит сделать, хотя нам очень не хочется и трудно, и всякие есть обстоятельства. Поэтому нам важно об этом помнить, чтобы идти с мудростью за Господом, понимать свое призвание, понимать, что если это действительно нужно, внутренне спрашивать. Бывает так, что очень не хочется что-то делать, спрашивать Господа: “Господи, нужно вот это делать?”, и внутренний голос звучит: “Да, нужно, делай” – и уже делать, потом окажется, что всё было правильно.

Давайте об этом с вами помнить, потому что в этом и есть творчество нашей христианской жизни. У нас нет готовых рецептов на всякий случай нашей жизни. У нас есть принципы и есть внутренний голос, внутри нас. Если мы ему следуем и спрашиваем и прислушиваемся к этому голосу, то всегда будем получать правильный ответ.

Аминь!