протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 июня 2015

Фонограмма

 

 

Рим., 2, 10 - 16

10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11Ибо нет лицеприятия у Бога.

12Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

 

Евр., 11, 33 – 12, 2

33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

 

 

Мф., 4, 18 –23

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, почининяющих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

Мф., 4, 25 – 5, 12

25И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 В прошлое воскресение мы праздновали День всех святых, то есть, всех людей, прославленных, не прославленных за всю историю христианской Церкви. А сегодняшний воскресный день выделен для празднования памяти всех русских святых, в земле российской просиявших, то есть, не обязательно русских по национальности, но тех, кто так или иначе жили в российской земле и принадлежали русской культуре. И это празднование имеет свою историю, причем такую достаточно интересную. Впервые идея этого празднования была провозглашена в 16-ом веке на Соборе 1547-1549 г. Почему это казалось важным? Чтобы действительно люди имели перед собой пример не просто вообще святых, но именно пример людей, которые жили на этой же земле, говорили на этом же языке, принадлежали этой же культуре. Это очень важно для человека. Но в дальнейшем это было как-то забыто, особенно в эпоху синодального периода. И как-то это празднование отошло. И интересно, что оно возобновилось на Соборе 1917-1918 г., то есть, во время известного Октябрьского переворота, который называют еще Великой Октябрьской Социалистической Революцией (мы это все знаем). Причем, само решение принималось не в 17-ом году, когда Собор только начал свою работу, где-то летом 17-го года. Затем, вы помните, было восстановлено патриаршество, и избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон, как раз под гром пушек отряда красногвардейцев, которые осаждали Кремль.

А это решение было принято уже позже, в 18-ом году, в августе, и утверждено где-то в сентябре 18-го года, когда по всей России бушевала Гражданская война. И оно было принято по предложению профессора петербургского Университета, востоковеда Бориса Александровича Тареева и будущего священномученика Афанасия Сахарова (тогда он был еще игуменом). И вот, в докладе Тареева говорились такие важные слова: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и на севере Руси, в Западной России над созданием Единой Русской Православной Церкви. Представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник. Да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви. И да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». И была составлена служба, вспомнилась отчасти та служба, которая уже имелась. Потом это составление продолжалось и позже ставшим епископом исповедником Афанасием Сахаровым. Но само празднование как-то временами было, временами нет. И по-настоящему оно стало уже проводиться после победы в Великой Отечественной войне, в 1946 году. Надо заметить, что сама Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, как раз в этот самый воскресный день, когда было постановлено праздновать память всех святых, в земле российской просиявших. Как бы тем самым враги на себя обрушили поражение в день всех святых. И понятно, что в первые месяцы войны, когда терпело крушение вся эта, казалось, хорошо отлаженная система, превосходящая немецкие войска в разы, в танках, в самолетах. Все это было утрачено в первые же недели войны. Но потом уже восстал народ. И народ понял, что на место режима, в котором он живет, приходит еще худший режим. И это восстание народа, защита своего Отечества, защита своих домов, своих семей, детей и т.д., именно эта защита стала главной пружиной героизма, проявленного народом в Великой Отечественной войне, и обеспечившим ее победу.

И надо сказать, что это празднование всех святых имеет еще и такие основания, которые хорошо замечены в предисловии некоего иеромонаха Сергия к изданию житий новгородских святых. Как раз после этого было установлено празднование святых по местностям: новгородских святых, алтайских и т.д. Вот, что пишет в предисловии этот составитель: «Здесь на конкретных примерах христианство познается не теоретически и отвлеченно, а на живых людях, веривших, молившихся, боровшихся, падающих и восстававших, любивших и жертвовавших собой, жизнью своей осуществляющих Евангелие. Ничто не может так увлекать и воодушевлять нас, как живой наглядный пример. И ни от кого нельзя так легко и так радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренно и радостно работает Христу». Совершенно замечательные слова! Ведь, в сущности, приход Христа, воплощение Слова Божьего этому же самому и послужило. Это не бог какой-то далекий, который в каких-то высотах заоблачных обитает, а Тот, Который разделяет с нами эту нашу человеческую жизнь. И это воплощение Слова – как раз ответ Бога на вопрошание человека о зле: «Почему зло?» И надо сказать, что это почитание святых – одна из сильных сторон и православной церкви, и западной церкви, потому что по сравнению с протестантизмом, где, конечно, хорошо изучают Слово, Евангелие, Деяния, Послания, наставления, как жить и пр., но важны еще живые примеры, близкие к нашей культуре, к нашим обстоятельствам. Когда мы слышим о старице Матроне, которая жила здесь рядом, на Полянке, в Третьяковском переулке, напротив Тверской, когда это все происходило рядом – не где-то далеко, а рядом – реальность становится доступной, возможной для нас. Так что, я думаю, что это очень важное прославление.

Надо сказать, что христиане первые три века, как мы помним, были гонимы государственной властью. Почему мы об этом говорим и вспоминаем? Потому что, в сущности, наше положение на протяжении всего советского периода и сейчас было очень похожим. Тогда христиане были лишены возможности участия в гражданских вещах. Да и сейчас уж не особенно, хотя, казалось бы, такая знаковая религия и пр. Но, тем не менее, конечно, мы видим, что мир живет совершенно другими идеалами. И положение христиан сейчас, хотя они и не особенно гонимы, достаточно сложное. И надо сказать, что в то время христианство победило тем, что христиане были лучшими чиновниками, лучшими семьянинами. Неслучайно язычники говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» Именно этим христианство победило! Конечно, понятно, что и в наше время именно это должно составлять нашу силу и быть целью и, так сказать, компасом нашей жизни. Быть лучше других. Одна из особенностей советского человека, которая продолжает жить и сейчас (многие об этом говорили и говорят) – это необязательность. Какая-то маленькая, частная нечестность – договориться и не сделать, пообещать и не исполнить, придти, но опоздать надолго. Нам важно именно в этом, в обязательности, себя воспитывать, чтобы, как сказал Господь именно по этому поводу: «Пусть ваше да будет да, а ваше нет будет нет». 

И необходимо еще одно очень важное понятие - один американский богослов так и назвал свою книгу- «Мужество быть». То есть, мужество преодолевать те трудности, которые неизбежны. А откуда черпать это мужество? Из нашей веры. Веры в то, что Господь попускает все эти трудности – не просто так, это не какой-то недосмотр Бога, с Неба, а это для нашего возрастания, нашего воспитания, пробуждения наших сил и надежды на Бога, что сами мы это не сможем преодолеть, но с Божьей помощью. Понимая, что все это служит нашему научению, мы можем выйти этому навстречу, и мужественно все это пройти.

Сегодняшнее Евангелие, которое вы сейчас слышали, нам говорит о заповедях блаженства. Совершенно верно утверждение, что центром Евангелия является Нагорная проповедь. А центром Нагорной проповеди являются заповеди блаженства. Они начинаются с идеалов, совершенно противоположных установкам мира. Нищие духом блаженны, счастливы. Плачущие, кроткие и т.д. А, между тем, это действительно те самые человеческие качества, которые позволяют человеку возрастать. Нищий духом – это тот, кто просит духа, кто постоянно понимает, что то, что он делает, оно, конечно, далеко от совершенства. Всегда есть какая-то необходимость роста. Наоборот, всякое самодовольство, превозношение, оно перекрывает рост, это тупик для развития человека,  духовного и профессионального. И поэтому это важное свойство – мужество быть. И хотя мы, конечно, сейчас не вмешиваемся во всякого рода политические дела и прочее, но мы тем не менее голосуем на выборах, выражаем свое гражданское мнение и т.д.. Но вот, скажем, по одному вопросу, как пример возможного участия нашего в политических событиях, мы можем высказаться. Наверное, вы помните, что сейчас КПРФ выступает с инициативой проведения референдума по вопросу восстановления памятника Дзержинскому на Лубянской площади. Ну, понятно, что если придется голосовать, то нужно против быть, потому что человек, который возглавил карательную систему, не может быть на центральной площади и т.д. И здесь нужно, наоборот, – к тысячелетию преставления князя Владимира, человека – основателя нашей государственности, крестителя Руси – вот как раз бы и поставить ему памятник (сейчас думают, куда поставить памятник) на Лубянской площади. Тем более, что поблизости, на Славянской площади, памятник Кириллу и Мефодию. Вот как раз все это будет перекликаться. Так что, будет все хорошо. Так что, если христиане поддержат эту инициативу, то это будет, мне кажется, одним из правильных проявлений нашей веры и нашего христианского стояния.

Ну, и главное, конечно, это молитва о мире, молитва о единстве. Потому что я не случайно привел эти цитаты о 18-ом годе, когда было принято это решение о праздновании памяти всех российских святых. Потому что наша страна сейчас тоже чрезвычайно раздроблена и все это чем-то очень похоже на обстановку 17-го года. Слава Богу, до Гражданской войны еще не дошло. Но эта разрозненность очень, конечно, взрывоопасна. Поэтому нам очень важно занимать мирную позицию, видеть не только негативное, но и положительные стороны. Самое главное – открыты храмы. Никогда в истории не было такого обилия христианских книг, причем замечательных, прекрасных книг! Об одной из них я сегодня буду еще говорить попозже. Так что, за это благодарить! И видеть другие вещи. Действительно, свобода печати. Любой человек сейчас может написать книгу (и многие пишут) о своих воспоминаниях, издать хотя бы небольшим тиражом. Те книги, которые я вижу в витринах, когда прохожу мимо книжных магазинов, и думаю: «Боже мой, стоят книги, которые мы с трудом доставали, самиздат, перепечатывали, покупали их на макулатуру, и прочее, прочее». А сейчас все есть. Конечно, не надо проходить мимо этого, как само собой разумеющегося, а благодарить. Потому что из этого вырастает новое поколение. И я замечаю, что сейчас среди молодого духовенства, где около 30-ти, 40-ка с небольшим лет, много очень хороших священников, здравомыслящих. Я об одном из них скажу позже. Но во всяком случае, очень важно это примирение, чтобы мы были в нашем служении, как говорит апостол Павел, в «служении примирения». И вспомним, как говорил наш замечательный Серафим Саровский: «Стяжайте мир в душах ваших, и тысячи спасутся вокруг вас».

Давайте это с вами помнить и следовать нашим замечательным святым, которых великое множество. И особенно после революции. Более полутора тысяч, только прославленных на Соборе 2000-го года, святых! Вот ответ на гонения. И совершенно нет никакой мысли кого-то наказать, кому-то отомстить и прочее, прочее. И это правильно. Но молиться им, прославлять их. Загляните в наши календари – каждый день заполнен с указанием дат: 18-ый год, 22 – ой. Наибольшее число в 37-ом, 38-ом годах. Но и в 40-ом, 41-ом, 42-ом гонения продолжаются. В 43-ем остановились. Так что, давайте об этом помнить и быть носителями этого мира в нашей жизни.

Аминь.