протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 июня 2015

Фонограмма

 

 

 

Рим., 6, 18 - 23

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

20Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

21Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.

22Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

23Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

Мф., 8, 5 –13

5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее евангельское чтение - хорошо нам всем известный эпизод: исцеление слуги римского сотника – римского офицера, язычника. И вот мы видим, как Господь открывает нам Свою любовь, Свое могущество – каждому человеку, необязательно только Своему народу. Уже в этом эпизоде провозвестие о том, что Евангелие будет проповедано по всему миру. И этот эпизод нам показывает, по крайней мере, три важных вещи, о которых следует подумать. Первое – это то, что евангельская Весть предназначена для всех людей. И Господь, казалось бы, совершает такое нарушение принятых обычаев и принятого в израильском обществе о том, что ни в коем случае не должен иудей входить в дом язычника и общаться с ним и т.д. Даже, когда Он входит в дом мытаря, грешника, но хотя бы принадлежащего к своему народу, и то Иисуса все осуждают: «вошел в дом к грешному человеку». А тут вообще – вошел к язычнику.

 Второе – то, что Господь говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры». Это каждому из нас говорит о том, что в любом народе, в любом исповедании, в любой религии могут быть люди, которые обладают огромным доверием к Богу и смирением перед Ним. Так что, никто не должен кичиться своей национальностью, своей верой и т.д.  Потому что всегда могут найтись люди, совершенно неожиданно, которые обладают гораздо большим уважением перед Богом, доверием к Богу. Так что, сама по себе принадлежность к какой-то конфессии или к какому-то народу еще не является гарантией того, что с человеком, с его путем, все в порядке. С самого начала в Евангелии рассказывается и предупреждается об этом - Иоанн Креститель предупреждает: «И не говорите себе в сердцах ваших: мы дети Авраама. Бог из этих камней может сделать детей Аврааму».

 Ну, и наконец, третье и, пожалуй, самое главное – это именно вера этого сотника. Какова же она была? Ну, прежде всего, мы видим, что это человек, необычайно доверяющий Богу. И при том - необычайно смиренный. Это очень важный эпизод, который раскрывает нам, что же такое смирение. Нам часто кажется, что это какое-то такое свойство, которое в мире совершенно непопулярно, какое-то принижение, какая-то забитость. Но на самом деле – ничего подобного. Мы видим, что сотник говорит: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой». А затем он рассказывает о себе, из чего видно, что он вполне такой властный, авторитетный начальник. Говорит: «у меня есть слуги, воины в подчинении. Я говорю одному: иди, и идет. Другому: сделай то, и делает». То есть, мы видим, что это человек, занимающий в мире вполне прочное положение. И, тем не менее, у него это смирение перед Богом: «Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, скажи только слово». Потому что он понимает, что в его жизни было много такого, что никак не связывается с чистотой и святостью Бога. Наверное, и потом будем множество таких вещей: в дом не только Иисус войдет, но и еще какие-то люди, с которыми надо общаться по своему положению, по своему характеру, и т.д. И он понимает это недостоинство. И когда мы обращаемся к Богу, и у нас что-то не получается, мы начинаем обижаться на Бога: «Ну вот, Бог про меня забыл, Он меня не слышит», и все такое. Мы же понимаем, что как часто люди, которые приходят в церковь впервые, уже в зрелом возрасте, вроде бы не крещенные, говорят: «Вот, батюшка, все некогда, но сейчас пришла». «А что Вас привело?» И начинается перечисление: или болезнь какая-то, оказалось подозрение на онкологию, или муж ушел к другой, или сын запил, наркотики стал принимать. Как говорится, гром не грянет, мужик не перекрестится. И, как правильно еще отец Георгий в одной из своих книжечек отмечал, что человек приходит не ради Бога, а ради чуда. Ожидает этого. Вот он пришел, поставил свечку, исповедался, причастился, и муж вернется, сын перестанет пить, все встанет на свои места и все в порядке. Все наладилось, и вернулся к той же самой жизни, какая была, вполне достаточно и без Бога, все хорошо.

 На самом-то деле, когда человек приходит к Богу, в церковь, важно желание изменить свою жизнь – для чего я живу? Как некая цель. Интересно обращение к Богу среди молодежи, 18-ти, 19-ти, 20-ти лет, это обращение к Богу необычайно драгоценно тем, что молодые люди по большей части обращаются ради поиска смысла жизни. Для чего я живу? Где правда в мире? Этот поиск и приводит к Богу. Когда это время пропущено, то тогда уже затягивает быт, затягивают всякие дела, работа, деньги и т.д., и человек обращается уже тогда, когда возникла проблема. Надо ее решить. Вот если бы ее не было, то все было бы хорошо. Вот это необычайное смирение – сотник тоже пришел ради нужды, но он понимает, что он не достоин. «Ты скажи только слово, и все состоится».

 Так что, пусть эти три момента отложатся в нашем сердце. Когда что-то не сразу происходит, когда мы просим, то и допустить эту смиренную мысль: может, Господь лучше знает, как поступить и что делать. Может, действительно приходится переносить какие-то трудности, тяготы для того, чтобы изменилось что-то в наших сердцах. Потому что, пока что-то не произойдет, мы не вспомним о Господе. Давайте учиться этому важнейшему христианскому чувству, о котором говорится, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

 

 Аминь.