протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 июля 2015

Фонограмма

 

 

 

Рим.10,1-10.

1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

4потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

5Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

6А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

7Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

8Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

10потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

 

Мф.8,28-9,1

28И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение – об исцелении гадаринских бесноватых – мы находим также и в Евангелии от Марка и в Евангелии от Луки. Есть только разница – там речь идет об одном бесноватом, здесь о двух, но это уже, так сказать, детали предания, это не так важно. Важно, что Иисус приходит в языческую страну, исцеляет людей, одержимых бесами, а народ этой страны просит отойти от их пределов.

Какие же главные темы вот этого короткого рассказа? Я думаю, прежде всего, вот эта страшная сила, сопротивляющаяся Богу. Сила, которую мы называем сатаной, бесами. Она является источником зла, не меньшим, чем наше человеческое зло. Помню, как отцу Александру Меню задали вопрос: «Существует ли дьявол?». Он ответил кратко: «Увы!». Так что эта сила реально есть, и мы это видим.

Вторая тема – любовь Иисуса к человеку, Его власть над злой силой.

И, наконец, третья тема – это нежелание языческого общества принимать Иисуса, принимать эти чудеса, и отойти от этого подальше.

Конечно, перед нами стоит вопрос: а почему собственно говоря Иисус позволил бесам войти в стадо свиней? (Они сказали: «Не повели нам идти в бездну, но позволь нам войти в стадо свиней»). Иисус позволяет, и стадо бросается в море и гибнет. Думаю, что это именно для того Иисус совершил, чтобы нам была понятна вот эта страшная сила, которую мы называем темной силой, бесами, много разных названий. Мы понимаем, что за этим стоит нечто темное, сопротивляющееся Богу, всякому добру; несущее разрушения, несущее беснование человеку, когда овладевает им гнев, ярость, алкоголь, наркотики, и так далее.

Неслучайно один из своих самых политизированных романов Федор Михайлович Достоевский назвал «Бесы». И вы, конечно, помните, что в качестве эпиграфа он избирает во-первых вот это повествование, которое мы сейчас слышали, а во-вторых – стихи Пушкина: «Хоть убей, следа не видно, сбились мы, что делать нам? В поле бес нас водит видно, да кружит по сторонам. Сколько их? Куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?» Ну, вы помните, конечно, эти стихи.

Но, так или иначе, эта сила существует. И Достоевский написал этот свой роман в 1871 году (то есть, он уже был издан), то есть, конец 60-х годов. Казалось бы, после реформы, отмены крепостного права, освобождения крестьян, казалось бы может налаживаться жизнь, но вот наиболее радикально настроенные левые круги просвещенной интеллигенции стояли за такие радикальные решения: есть некое прекрасное будущее, ради него надо поднимать народ, ради него совершать убийства (что, собственно, и становится темой романа «Бесы», когда вот этот кружок революционеров, чтобы их сплотить, связать друг с другом, насадить страх, совершают вместе убийство, руки, так сказать, запачканы кровью, вот, они теперь вместе будут совершать дальнейшие кровавые злодеяния, чтобы возмутить, поднять народ). Примерно та же тема в более мягком романе Гончарова «Обрыв», он за два года до этого был издан, так что мы видим, что самые мудрые люди культурного мира понимали – что грозит России.

И, мы видим, что, тем не менее, эта угроза возрастала, тем не менее, общество не вняло этим предупреждениям, и всё это кончилось катастрофой 1917 года, когда целиком Россия распалась, и после Февральской революции затем последовал Октябрьский переворот, и готовящееся было Учредительное Собрание, избранное многочисленными земствами со всякими многочисленными процедурами сложными, фактически оказалось уже излишним. Вот такая совершилась трагедия в нашей стране. И мы знаем чем это кончилось. Мы знаем, что вслед за этой утопией, осуществление всякой утопии стоит множества крови и человеческих жизней. Мы знаем, что было падение культуры, гибель миллионов людей и дальнейшие страшные события в России XX века.

Причем мы видим, что вообщем-то страна наша, конечно, в основном в этом не покаялась. Слава Богу, конечно, что открылись церкви, что появились несколько партий, и так далее. Но вот мы видим, что сейчас опять стремление восстановить памятник Дзержинскому на Лубянской площади. И, понятно, что это восстановление будет означать одобрение, уважение к методам насилия, к методам принуждения, расстрелы, допросы, пытки, и так далее, и так далее. Как бы утверждается: всё это должно быть, иначе порядка не наведешь.

Есть замечательная поэма Алексея Константиновича Толстого «История государства Российского», там всё время идет таким рефреном строчка: «Земля у нас богатая, порядка только нет», и всякие там вспоминаются эпизоды. Вспоминается эпизод про Ивана Грозного, там такие есть строчки: «Иван Василич Грозный ему был имярек за то, что был серьезный, солидный человек. Приемами не сладок и разумом не хром, такой навел порядок – хоть покати шаром». Ну, понятно, что примерно такой же порядок был во время правления Сталина. И хотя говорят, что он принял Россию с сохой, а отпустил с атомной бомбой, это всё конечно пропаганда, потому что далеко не с сохой, Россия находилась на необычайно быстром экономическом подъеме в начале ХХ века: подъеме культуры, промышленности, гражданского общества, и так далее. Но всё, к сожалению, так обрушилось.

И, понятно, что противостоять этому восстановлению может только именно покаяние. Кстати сказать, на этом месте можно было бы поставить памятник князю Владимиру, как раз это бы обозначало, что Россия выбирает христианский путь развития, с которого она и начала свою историю как государства христианского. Тем более, что рядом есть Славянская площадь, где памятник Кириллу и Мефодию, как продолжение был бы памятник князю Владимиру, так сказать, ответ России на проповедь этих замечательных равноапостольных святых. Но вот мы видим, что пока это не происходит.

Что этому противопоставить? Понятно – только любовь к Истине. Любовь к Тому, Кто сказал о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». И вот тут мы видим какое-то досадное печальное сходство с жителями этой гадаринской страны, которые просят Иисуса: «Отойди от нас». Нет пока гонений, нет пока ничего такого страшного, но «отойди от нас, мы живем своей жизнью, свиней опять же жалко, утонули», и всё это похоже на нашу жизнь. Вот эти современные средства массовой информации, вся современная цивилизация, музыка необычайной громкости (слава Богу, сейчас потише стала, на наше письмо ответили, отреагировали, что будут стараться потише, надеемся). Интернет, телевизор, всё это делает из человека потребителя этой информации.

Я совершенно не против достижений цивилизации, напротив, интернет и прочее – это замечательное средство получения информации. Любую справочку – несколько секунд, нажал, набрал – и пожалуйста, всё известно. Я думаю, поколение, которое сейчас растет на интернете, оно, конечно, будет сильно от нас отличаться. Им не надо ходить в библиотеку, что-то такое выискивать – всё можно почерпнуть из интернета в очень короткое время. Но, вместе с тем, как всякое изобретение, оно таит в себе и опасности. Здесь всё сводится к возросшей ответственности человеческого выбора – что выбирает человек. Одинаково легко посмотреть какие-то данные культуры, посмотреть шедевры Лувра, Эрмитажа; и одинаково легко сидеть смотреть боевики, детективы, порнографию, было бы желание. Можно сидеть в фейсбуке, обсуждать, ругаться, всё прочее и прочее, там матерно идет, и так далее. Не только бумага, но и интернет всё выдерживает. Так что вопрос нашего выбора – на что мы будем тратить свою жизнь? Что мы выбираем?

И вот тут, конечно, весь вопрос в том – как мы поступим. Как эти гадаринские жители наша Россия? Ведь до сих пор в сущности Евангелие прочли, все четыре, прочли процентов 5 населения (иногда приходят новые люди, спрашиваю: «А Евангелие читали?» – «Нет, так, акафисты, или вообще ничего»). Значит 95% не читали. За 25 лет страна Евангелия пока еще не знает. Причем это в русском переводе, везде продается, всё, проблемы нет. А ведь это основа нашей цивилизации, основа нашей культуры, основание нашей веры. Это именно тот ответ Бога на запросы человека. Замечательно говорил отец Александр Мень, что все прочие религиозные поиски (буддизм, конфуцианство, ислам), всё это вопросы, а ответ – это именно воплощение Сына Божия, это именно Господь, Который единственный из всех основателей религий говорит о Себе: «Я и Отец – одно, видевший Меня, видел Отца». Следовательно, если мы не читали Евангелия, у нас нет представлений правильных о том, каков наш Бог. Что это любящий Отец, Который жертвует Собой ради каждого из нас.

Так что именно, когда мы хотим кому-то помочь прийти к вере, многие неправильно делают: «Ты пойди в церковь». Церковь совершенно не приспособлена к тому, чтобы встречать вновь прибывшего человека, который ничего не знает. Придет – здесь что-то совершенно непонятное происходит. Начинать надо конечно с Евангелия. Это центр, и от него уже идет всё остальное. Это основа. Ведь Господь ученикам говорит: «Идите, проповедуйте Евангелие всей твари» (конец Евангелия от Марка). Вот давайте об этом с вами помнить и помнить об ответственности нашего выбора. Что мы выбираем: Путь, Истину и Жизнь, веру во Христа как Мессию, как единственного, Кто указывает нам правильный путь? Или мы фактически прислушиваемся к словам Маяковского: «Юноша, мечтающий сделать бы жизнь с кого? Скажу не раздумывая – делай ее с товарища Дзержинского». Надеюсь, что мы всё-таки услышим вот этот призыв Евангелия и страна всё-таки изберет путь за Истиной.

Аминь!