протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 июля 2015

Фонограмма

 

 

 

2 Кор., 11, 21 – 12, 9

21К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

22Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

23Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

24От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

25три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

26много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

27в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

28Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

29Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

30Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

31Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Глава 12.

1Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),

4что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

 

Рим., 12, 6 - 14

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;

8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

 

Мф., 16, 13 - 19

13Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

 

Мф., 9, 1-8

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мы с вами всегда, конечно, помним, что главный наш праздник – Пасха, Воскресение Господа Иисуса Христа, Иисуса из Назарета. Победа над смертью и дарование нам этой надежды воскресения, которое мы в Символе веры и выражаем словами: «Чаем воскресения мертвых, и жизни будущего века». И вот вслед за этим главным праздником идет празднование схождения Святаго Духа на апостолов, Пятидесятница. То есть, особая благодать, особое действие Божие через Духа Святаго, Который подвигает апостолов на продолжение этого служения, на то, чтобы эта Весть разнеслась по всему миру, как Господь и заканчивает Евангелие: «Идите, проповедуйте всей твари». И вскоре за праздником Пятидесятницы мы празднуем память всех святых, как бы вспоминая тот плод, который принесла Церковь, принесли люди, которые искренне шли за Христом, служили Ему и ближним, вспоминая те плоды, которые они принесли.

А вслед за этим начинается Петровский пост (который как раз заканчивается в сегодняшний день) – как бы подготовка к тому, чтобы мы должным образом восприняли значимость двух замечательных учеников Христа, Петра и Павла. При этом мы из Евангелий и Посланий знаем о том, что обращение Петра, избрание его было именно при жизни Христа. Это было личное знакомство, личное знание Христа. Иисус избирает не каких-то необычайно ученых людей, не каких-то людей, необычайно сильных, мужественных, знатных, богатых. Нет! Он избирает самых простых людей. Почему так? Потому что, если избирать таких особо выдающихся, то каждый мог бы сказать: «Ну, это совершенно особые люди, куда нам до них». Избирает простых людей. Вот, Петра. Простой рыбак, наивный, порывистый, часто ведет себя действительно, как ребенок. Когда поймали много рыбы, он говорит: «Господи, выйди, я грешный человек, мне даже как-то неловко быть с Тобой в одной лодке». И в то же время он может как-то испугаться, давать какие-то грандиозные обещания: «Умереть за Тебя готов!», а через пару часов уже говорит: «Нет, нет, я не знаю этого Человека», и все такое. То есть, избирает такого человека, как мы с вами, подобного нам. И его ставит во главе. Почему? Именно потому, что он узнает благодатью Божией, силой Божией Его. Сердце его при всей простоте, неразумности, открывается Богу, и входит вот это знание, что да, перед ним Христос, Сын Бога Живаго, Мессия. Потому что на протяжении многих лет иудеи ожидали Мессию. Но часто это заслонялось всякими фольклорными представлениями. И мы знаем, что и сейчас иудеи, не принявшие Христа, ожидают все-таки еще Мессию, другой какой-то Мессия придет. Они ждут это, благочестиво соблюдают закон. Как говорит апостол Павел: «… силясь своею силой правды достичь». Но это уже отдельная тема. Во всяком случае, вот Он пришел, и Петр Его узнает: «Ты – Христос, Мессия, Сын Бога живаго». А Господь ему говорит: «…не плоть и кровь (то есть, не простое твое человеческое, мудрость житейская) тебе открыли, а Отец Мой, Который на небесах».

И заканчивается Евангелие от Иоанна - последнее, четвертое Евангелие – заканчивается именно этим воззванием, вопросом к Петру (как бы подчеркивая, что же самое главное в ученичестве): «Любишь ли ты Меня?» И трижды Петр отвечает: «Да, люблю». Это, конечно, завет всем нам. Самое главное – любовь ко Христу. А чтобы любить Христа, конечно, нужно знать о Нем. Знать из Евангелия, знать из Деяний, знать из Посланий все то, что там сохранилось. Узнавать Его из писаний святых отцов, из писаний последующих замечательных христианских наставников, пастырей и учителей. Все это нам дано для того, чтобы это приблизилось к нам. Почему мы почитаем святых? Особенно близких к нам, к нашему времени – Матрону московскую, и других, близких к нам святых, новомучеников? Потому что это люди, близкие к нам. Конечно, можно читать замечательных святых I, II, IV, VIII-го века и т.д.. Но тут можно сказать: «Ну, это все далеко от наших условий». Но мы видим, что рядом с нами – Серафим Саровский жил в XIX веке, современник Пушкина. Читаем Пушкина, наслаждаемся стихами, вспомним, что и Серафим Саровский жил в это же время. И другие, которые жили в советское время, во время гонений, притеснений. И, тем не менее, были замечательными примерами вот этой веры.

И апостола Павла. Ну, с Павлом, так сказать, другое дело. Апостол Павел был человеком образованным, знающим закон. Он и сам говорит, перечисляя свои достоинства, «фарисей и сын фарисея». Жил по самому строгому установлению иудейского закона. И когда пришел Мессия, не поверил в Него. А, ведь собственно говоря, воскресение, о котором и говорили апостолы, это именно и удостоверяло, что Иисус - не просто замечательный, хороший раввин, но Он – именно Сын Божий в этом образе простого плотника. И вот Павел гонит христиан, идет в другие города, берет удостоверение о том, что он имеет право их вязать, вести в Иерусалим, может быть, даже казнить, если не отрекутся, и т.д. И вдруг на дороге происходит обращение. Что-то невероятное, немыслимое. Господь является к нему и говорит: «Ты – Мой избранный сосуд. Ты много знаешь, у тебя замечательная смелость, у тебя замечательные человеческие качества. Но ты заблуждаешься потому, что ты Меня не встретил. Вот, Я вышел тебе навстречу». И Павел спрашивает: «Кто Ты?» И этот голос отвечает: «Я – Иисус, Которого ты гонишь». И Павел из преследователя становится учеником, пламенным апостолом. Вот такое потрясающее обращение! Павел – мистик. В том отрывке, которое вы сейчас слышали из его Послания к Коринфянам, он говорит о том, что «знаю человека, который в теле ли или вне тела, не знаю, но был вознесен до седьмого неба, и слышал словеса, которые невозможно сказать людям». Невозможно – не в том смысле, что это секрет какой-то, государственный, а потому, что люди не поймут, нет слов, которыми это можно выразить. И Павел старается выразить это все. И даже есть такие свидетельства, что Павел как бы горюет, раскаивается: «не все я смог выразить, не так, как надо было бы сказать». Потому что действительно людям это невозможно понять.

И вместе с тем, апостол Павел, переживший такие трудности… Мог бы как жить? Обрел Христа, обрел веру, ну и живет спокойно, шьет эти палаточки. Все, слава Богу, все благочестиво. Нет, он, не оставляя этого занятия, путешествует по разным регионам огромной римской империи. А ведь тогда были опасности на дорогах, на реках. Что значит опасность на реках? Дорога через реку – как перейти? Ну, там, у кого-то обозы, тащат на веревках. А он простой человек, простой скорняк. Как он может перейти? Конечно, опасность. Опасность от лжебратьев. На море, когда буря. Его кормчий не слушается, потому что: «Ну, что там знает, этот человек?» И они попадают в страшную бурю. И бьют его, наказывают. Камнями побивали его трижды, и уже бросали, полагая, что он умер. Господь оживляет его, и он снова идет проповедовать. И в то же время человек этот говорит такие удивительные слова: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью. В почтительности друг друга предупреждайте». То есть, опережайте в почтительности. Не ждите, когда к вам человек расположится: «А, вот, ты Павел, какой хороший человек». «Ну, ладно, тогда уж я обернусь к нему лицом». А даже, когда к тебе с грубостью обращаются, с агрессией. Ответишь агрессией – ничего хорошего не будет, поругаетесь и все. А на агрессию найди какой-нибудь ответ, найди какое-то простое, спокойное объяснение. Или даже какую-то шутку, которая часто разряжает обстановку, даже гораздо лучше, чем часовая лекция. И он же говорит: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны, в нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве; благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте». Вот это удивительно! Гонителей! «Ну, как же так, они враги». А Павел говорит: «Благословляйте, а не проклинайте». А ведь Павел прекрасно знал, что такое гонители, потому что еврейские общины были разбросаны по всему Средиземноморью. Их судьба все время, так сказать, висела на волоске. И до первого века, и после первого века эти общины все время находились под страхом гонений. Придет один халиф, вроде, евреям хорошо. Ничего, так живут, все в порядке. И христианам неплохо. Ну, правда, они граждане второго сорта, налоги в три раза больше платят и все такое. Но хоть не гонят, не убивают. Сменится халиф, другой приходит: «А, эти. Их вообще гнать. Или пусть мусульманство принимают, или мы их там казним на следующий день». Это не только к христианам относилось, к евреям тоже. Павел все это прекрасно знал. И вот в этих обстоятельствах он говорит о том, что «благословляйте гонителей, а не проклинайте». То есть, будете проклинать, вы их не обратите.

Вот, давайте из этого извлекать важные для нас уроки. Понимать, что эти послания драгоценны. Их мало, к сожалению, читают. Они трудные, да. Но сейчас-то, в наше время, множество комментариев. Всегда можно в интернете найти такое-то послание и комментарии к нему. Все можно изучить. Все есть в интернете. Пожалуйста. Вот, давайте об этом с вами помнить. Драгоценный плод, о котором нам сегодня Церковь напоминает, чтобы он тоже лег в наше сердце. Как те учителя, которые ведут нас за Христом. Которые сами познали Христа так глубоко, что невозможно выразить. Идти за этим познанием. И наша жизнь будет становиться другой. У нас появятся силы переносить болезни, страдания. Павел тоже говорит (при всех этих приключениях болезнь у него какая-то была; он не говорит о ней из скромности; полагают, что это была болезнь глаз, частая на Востоке): «Трижды молился, но Господь меня не исцелил, а сказал: достаточно тебе Моей благодати, ибо сила Моя в немощи совершается». Когда придет здоровый, сильный человек, будет проповедовать Христа – все хорошо: «Ну, это ладно. Конечно, ты здоровый, и ты благодаришь». А когда проповедует Христа такой человек! Вот мы знаем, недавно в газете «Крестовский мост» рассказывалось о человеке по фамилии Похилько, о том, что он, родившийся без ног, и на коленях, на протезах на Эверест поднялся. Верующий человек. У него пальцев нет, так он к рукам кисточку привязывает и пишет иконы. Вот такой человек, с такими недостатками! А мы сетуем, что то болит, другое болит. Конечно, это плохо, когда болит. Кто говорит? И молимся об исцелении.

Пусть для нас эти примеры будут опорой в нашей жизни.

 

Аминь.