протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 июля 2015

Фонограмма

 

 

 

Рим.15,1-7

1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

 

Мф.9,27-35

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Я вчера слушал одну занятную передачу по «Эху Москвы», в которой обсуждался вопрос: как много мусульман вышло на праздник окончания поста (ураза, кажется, называется), и как это, наверное, мешает людям проезжать, ходить и так далее. Колокольный звон, наверное, тоже мешает. И вообще, многие люди идут по улице, крестятся, крестики надевают – демонстрируют свою принадлежность к христианству. Кому это мешает, как вы думаете? И просят позвонить, как на многих радиостанциях есть такой метод: если Вам это мешает, то позвоните по такому-то телефону, если Вам это не мешает – то позвоните вот по такому-то. Ну, я так оптимистически сказал: “Ну, процентов 15, наверное, все-таки найдется тех, кому помешает”. Я недооценил нашу публику. Оказывается, мешает это 75 процентам! Три четверти недовольны тем, что колокола звонят, люди ходят, крестные ходы с крестами, и так далее – им это мешает. Ну, что делать.

Недавно мы с вами читали Евангелие об исцелении гадаринских бесноватых. И, помните, это кончилось тем, что бесноватых исцелили, свиньи в море бросились, а жители вышли и стали просить Иисуса: “Отойди от нас. Отойди. Нам лучше жить как мы жили. Пусть там бесноватые бегают, зато свиньи с нами и вообще как-то спокойнее жить”. А вот в сегодняшнем евангельском чтении мы опять видим, что Господь исцеляет слепых, возвращает речь немому, и уже перешли к другому приему: “Это Он делает силою князя бесовского, не иначе”. Так что всё это под каким-то подозрением. То есть уже просто клевета. И не со стороны внешних, так сказать, язычников, а уже изнутри. Из того общества, в котором Господь Иисус живет.

Нам это хорошо знакомо. Когда мы кормили лет пятнадцать бездомных, то в конце концов Мэрия потребовала это прекратить: антисанитария, и так далее. Но на самом деле истинной причиной было множество жалоб, которые поступали из окрестных домов. Хотя эти бездомные находились здесь, около храма, никак это вроде их и не травмировало, но они мимо проходил, видели какие-то люди такие, плохо одетые, и так далее, как-то это их раздражало, видимо. Как вообще раздражает, когда кто-то пытается что-то хорошее сделать, что-то плохое исправить – лучше, чтобы этого не было. И всякие жалобы, и так далее. Ну, потребовали, пришлось приостановить, во всяком случае пока. Я думаю, может, когда закончат дом прихода, может, мы попробуем это возобновить.

Но, во всяком случае, мы видим, что состояние нашего народа действительно трудное и тяжелое. Вот как Господь смотрит на народ и говорит, что они “изнурены и рассеяны как овцы, не имеющие пастыря”. Ну действительно, это не только сейчас. Не только сейчас множество бездомных, больных, одиноких, брошенных и так далее, с несложившейся жизнью, и прочее-прочее. Это во все времена. А Господь нам говорит о том, что проблема наша заключается не столько в том – что нам есть и что пить, сколько в том – для чего нам жить. Потому что, когда человек знает «зачем», то возможно любое «как», говорил один из мировых психологов. Когда человек знает, для чего он живет, если у него есть замечательная цель, то он преодолевает множество трудностей и препятствий, как-то они его не ломают.

И вот, приходит Мессия. Пастырь добрый. И говорит нам о том, что есть другое Царство, Царство Небесное. “Приблизилось Царство Небесное к вам”. И, действительно, вы можете в него войти. При этом не надо иметь, как говорится, “верхнее” образование, не надо быть богатым, способным – любой! “Блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды”, и так далее – они войдут в это Царствие, не после смерти только, а уже сейчас войдут, начнут жить другой жизнью. И вот Господь и становится этим Добрым Пастырем, Который всегда рядом с нами.

И Он обращается к Своим ученикам (то есть, и к нам с вами тоже) и говорит: “Посмотрите как много жатвы” (жатвы не в том смысле, что вот сейчас пожнем, будем богаты, как хорошо… Нет! Жатвы именно в этой нужде человеческой). “Жатвы много, а делателей мало. Молитесь Господину жатвы, чтобы Он послал делателей на жатву Свою”. Ну, ученики очень скоро, конечно, поняли, что это они и есть эти самые делатели, которые призваны идти вот на эту жатву. Понятно, что вслед за учениками идем и мы с вами, и Господь в Послании сегодняшнем к римлянам нам говорит: “Вы сильные должны носить немощи немощных, и не себе угождать”. Вот это и есть работа жателей, это есть наш с вами труд.

Мы понимаем, что ситуация изменилась по сравнению с началом 90-х, когда масса людей шли, принимали крещение… У нас сейчас, когда люди приходят на катехизацию, с каждым годом всё меньше и меньше людей, которые именно действительно готовятся к крещению. Поначалу было 35-40 человек крестили, как в Киеве, в крещении Руси. А сейчас – 3-4-5 человек. То есть, как правило, взрослые уже крещеные. Ну, действительно, 25 лет уже свободы Церкви, уже поколение выросло за это время. Которым сейчас 25 лет, их в детстве крестили в большинстве своем. Так что у нас бОльшая проблема в воцерковлении.

И, конечно, не только эта проблема – помощи тем, кто нуждается. Проблема с тем, чтобы идти и понимать, что Господь нам открывает какие-то новые пути в нашей жизни, что цель человека не только в том, чтобы обязательно был муж, дети, и так далее. И если нет детей – ну всё, смысла в жизни нет. Это неправда! Это неправда. Множество людей, и женщин одиноких избирают путь служения Господу, и это дает им силы и дает радость жизни. Нельзя сводить всё только к одному. Неслучайно Господь говорит: “У оставленной больше детей, чем у имеющей мужа”. Детей, конечно, не биологических, а духовных, это может быть не менее важно. Так что необходимо об этом думать.

И это служение помощи, оно продолжается. Вы, наверное, знаете о таком человеке по имени Емельян, который организовал 6 домов (!), где принимают бездомных, где они вместе живут, вместе работают, что-то там зарабатывают, где-то их там обманывают наполовину, денег не платят, и так далее, но, тем не менее, это существует, и это человек, который всё это несет на себе.

Вы знаете, конечно, что у нас есть Вера, которая ездит в Тульскую область в деревню, тоже собирает и продукты и деньги, помогает там, в этой деревне с своеобразным названием Хитровщина, проживают эти люди, но они совсем не хитрые, они нуждающиеся. Они там курочек пытаются завести, всё такое…

Так что помощь такая есть, и не каждый может быть может принять участие и физически кому-то помочь, но пожертвование на дела милосердия (там кружечка висит в притворе) всегда будет тоже ваше участие. Пусть это будет совсем немного, но когда много людей – из этого будут складываться большие суммы. Интересно, что на многие проекты такого рода, люди, которые этим занимаются, они свидетельствуют о том, что больше всего собирается от людей среднего достатка, не за счет больших сумм, а за счет их большого числа. Небольшие суммы, но когда много людей – всё это собирается.

И потом – в принципе наше отношение к ближнему. Как много людей, которые говорят: “Ну, этот человек мне не интересен. Этот человек мне не нравится – то, сё, масса причин”. А ведь тут совсем другой должен быть подход. Что если тот человек оказался рядом со мной – на одной работе, в одном приходе, мой родственник, и так далее – вот Господь мне его дал, а не тех, кто мне приятны. Господь неслучайно говорит: “Если любите любящих вас – что особенного делаете, и грешники любящих их любят. А вы благословляйте даже гонящих вас, любите враги ваши”. Поэтому мы призваны даже людей, может быть, не очень приятных и всё такое… Мы можем себе представить, чтобы Серафим Саровский какому-то человеку, который пришел к нему, сказал: “Ты мне несимпатичен, не буду с тобой говорить”? Мы не можем себе этого представить, верно? Следовательно, и наше призвание именно к этому, вот эти самые слова. Помнить, что мы делатели на этой самой обильной жатве, которая перед нами.

Аминь!