протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 июля 2015

Фонограмма

 

 

 

1 Кор., 1, 10-18

10Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

 

 

Мф., 14, 14 -22

14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18Он сказал: принесите их Мне сюда.

19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение о насыщении пяти тысяч, вероятно, большинству из вас хорошо знакомо. Но, быть может, не все помнят, за каким событием последовало это насыщение. А событие было чрезвычайно трагичным. Этому предшествовала казнь Иоанна Крестителя (мы это вспоминаем в отдельный день, 11 сентября, день усекновения главы Иоанна Предтечи), когда на пиру дочь Иродиады, второй жены Ирода, в награду за свою пляску потребовала головы Иоанна Крестителя. И Ироду было неудобно – он ей пообещал до полцарства, и поэтому он послал оруженосца, тот отсек голову и на блюде принес девице. И ученики Иоанна пришли к Иисусу и рассказали об этой трагедии.

И Господь, понимая, что погиб Его близкий родственник и Его сподвижник, и что, по-видимому, понимая, что такая кончина ожидает и Его Самого - он перед Ним идет и в жизни, и в смерти – удаляется с учениками, чтобы побыть одному, все это как-то обдумать, все это внутренне пережить. Но народ бежит за Ним. И вот Он приходит в это уединенное место и видит, что Он там совсем не один с учениками, а множество этих людей. Ну, представим себе, когда у нас какое-то случилось горе, мы решили где-то уединиться, может быть, в каком-то небольшом храме, в каком-то месте. И вдруг там праздничная толпа приходит, может быть, свадьба или что-то в этом роде. Да еще мы им как-то нужны, и т.д..

И тем не менее Господь отнесся к этому совсем по другому, не так, как мы бы к этому отнеслись. Он Свою печаль превратил в сострадание, в сострадание к тем людям, о которых в отрывке прошлого воскресения говорилось, что «они были как овцы, не имеющие пастыря», были рассеяны. Ученики тоже беспокоятся об этой толпе, которая пришла. Время уже позднее, нет пищи. Надо что-то сделать, может быть, послать их в соседнее селение, чтобы они купили там себе пищи. А Иисус неожиданно говорит им: «Вы дайте им есть». Но они отвечают: «У нас только пять хлебов и две рыбы, больше ничего нет». Но что это для такого множества? Но они готовы отдать все, понимая, что у них не останется ничего. Отдать все до конца. И вот из этой готовности Господь и совершает чудо. Вот, как совершаются чудеса? Господь видит наше доброе намерение, видит нашу готовность отдать все, что мы имеем. И вот, когда мы это отдаем, то рядом с Иисусом это становится нашим служением. Рядом с Иисусом все наши способности, какие-то наши знания, и доброжелательство, и желание помочь, и чувство юмора, и многое-многое другое положительное, что есть в нас, оно умножается многократно, потому что мы рядом с Иисусом. Иисус принимает наши таланты и делит их так, что их становится много и хватает уже на всех, кто есть рядом. И наше малое становится великим.

И, конечно, в этом эпизоде те двенадцать коробов - это символ возрождения двенадцати колен Израилевых. Возрождение к тому, чтобы быть именно народом Божиим, служить целям Господа. Но заканчивается это тем, что Иисус все-таки уединяется, отпускает учеников, отпускает народ, и уходит один на гору помолиться, понятно, как бы предчувствуя, что события казни Иоанна Крестителя возвещают и Его крест. И, когда мы хотим послужить Господу, отдавать все, мы тоже должны подумать о том, что нередко эта отдача всего кончается той же платой, которую внес Иисус. Но пусть нас это не страшит, а нас воодушевляет та радость и то колоссальное умножение того, что Господь дал людям, и на протяжении многих веков истории становится неисчерпаемым даром для миллионов и миллионов людей.

  Аминь.