протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 августа 2015

Фонограмма

 

 

 

1 Кор.,16, 13-24

13Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14Все у вас да будет с любовью.

15Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́.

23Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

 

 

Мф., 21, 33 -42

33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вот мы сейчас еще раз слышали большинству из вас, конечно, хорошо знакомую притчу, которую обычно называют «о злых виноградарях». Понятно, что эта притча, как и всякая другая, имеет много планов, и толкование ее многообразно. Понятно, что прежде всего это пророческая притча о судьбе Самого Господа Иисуса Христа. О том, что Его отвергнут, Ему не поверят, что Он – Мессия, Спаситель. И предадут жестокой смерти, жестокой казни, как еретика, богохульника. Понятно, что речь идет о долготерпении Божием. Настолько Господь верит в человека, что вот этим виноградарям, несмотря на такое их жестокое отношение к слугам, к тем, кто посылается к ним, к посланникам хозяина виноградника, который посылает даже своего сына, надеясь, что тут-то они, наверное, все-таки покаются. Но этого не происходит, и предают его жестокой смерти.

Но понятно, что виноградник, так прекрасно устроенный хозяином, это не только Дом Израилев. Понятно, что это весь мир, куда Бог поместил человека. Мы знаем начало Книги Бытия, где говорится о том, что Адам помещается в некое прекрасное место, в Эдемский сад, хранить и возделывать. Значит, прежде всего надо хранить то прекрасное место, тот прекрасный мир, куда Господь нас поместил. И возделывать. То есть, человеку дается полное право и силы для того, чтобы он этот мир использовал, приспосабливал для своих нужд. А что человек с этим делает? Понятно, что когда мы смотрим на историю, это – сплошные войны, предательства, голод, социальное неравенство. Одни отдыхают, путешествуя на роскошных громадных яхтах, стоящих миллионы долларов. А другим нечего есть, умирают с голода. И из насиженных мест, за собранные крохи, за 200-300 долларов, жители Центральных Африканских Республик платят всяким проходимцам, чтобы пересечь Сахару, потом Средиземное море, оказаться где-то там в Италии, а потом в Европу. Дескать, там можно жить. И какие трагические события это все сопровождают: гибель людей в Средиземном море на утлых суденышках. Или люди задыхаются в этих автомашинах, как недавно произошло. Конечно, все слышали об этих трагедиях. Вот, что делает человек. При всем при том, мы знаем, специалисты подсчитали, что Россия наша, например, по своим ресурсам может спокойно прокормить полтора миллиарда человек. А мы, со своими ста с небольшим миллионами, 70% продуктов закупаем. И мало того, что закупаем, продукция еще и подвергается уничтожению (по всяким политическим, экономическим и прочим целям). Впрочем, к сожалению, уничтожают не только у нас. Я знаю, что в Европе на протяжении многих лет уничтожается часть продукции, чтобы держать соответственно высокие цены, в то время, как масса людей голодает. Вы знаете, что происходит в Африке – такое нестроение ужасное. Моя дочь была там, год работала врачом в Конго. Она говорит, что там такая земля, которая может 4 раза в год собирать урожай. Несметные богатства недр. И тем не менее, такой голод. От нестроения человеческого. 

Что с этим делать? Ясно, что человечество больно. Чем больно? Прежде всего, неблагодарностью. Неблагодарностью за то, что Бог дает каждому из нас, каждому народу, каждой стране. И вместо этого – одни имеют с избытком, а другие еле-еле концы с концами сводят. Я сейчас читаю воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева и то место, где он рассказывает о блокаде в Ленинграде. Какое ужасное состояние людей, когда люди делят плиточки столярного клея, чтобы сварить какой-то ужасный суп из них с опилками. Через день будут есть. А, может, через два. И растягивают этот суп. До марта 42-го года, в феврале, все больше мужчины умирали раньше женщин. А в марте стали умирать уже женщины. Это ужасный голод. По разным оценкам, по официальным данным 600 тысяч погибло; по другим данным – более миллиона. И я подумал еще о том, что мы просто знаем об этом голоде, об этом ужасе в Ленинграде, потому что масса свидетелей. Но ведь мы знаем о том, что был голод в 20-х годах, в начале 30-х. И после войны, когда гибли миллионы людей. И мы ничего не знаем про то, как это было. Так же, конечно, ужасно, как в ленинградской блокаде.

И вот, эти злые виноградари – это есть все мы, это есть мы, люди. Это важно осознать. А почему так? Причина очень проста, она рассказывается в третьей главе Книги Бытия: когда человек решает быть, как боги. Самому решать, что есть добро, что есть зло. И из-за этого человек оказывается в таком ужасающем тупике. Что мы можем и должны делать? Прежде всего, быть благодарными Богу, ценить то, что мы имеем. В утренних молитвах есть замечательные слова, когда благодарим, что «мимошедшее время нощи сея ты дал мне, Господи, без напасти прейти от всякого зла противна». Очень жаль, что многим людям трудно читать утренние и вечерние правила. Они говорят, что «неужели все читать? Я вот прочел немножко». «Ну, как немножко?» «Ну, вот, «Отче наш». Конечно, «Отче наш» - прекрасная молитва. Но ее мало! Мы, люди, с вами так устроены, как Господь сказал: «О, косные сердцем, медлительные, несмысленные (то есть, глуповатые, и медлительные сердцем), чтобы верить всему, что написано в Писаниях». Вот жалко потратить 10-15 минут всего. Но вдумчиво войти в это. Тем самым сразу создается настроение нашего сердца на предстоящий день. Чтобы быть прежде всего благодарными Богу за то, что крыша не обвалилась, что бомба никакая не упала, что газ не взорвался и т.д. Все это ведь может быть вполне. И вот этого, конечно, не хватает всем людям. И так важно ценить все то, что мы имеем.

Конечно, важно и другое – то, чем заканчивает Господь эту притчу: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» Речь идет о строителях Дома Израилева – первосвященниках, пророках и т.д. Но речь, конечно, не только об этом. Иисус – вообще есть тот камень, на котором мы призваны созидать свою жизнь. И как мы, к сожалению, далеки от этого. И поэтому нам важны те слова, которыми начиналось сегодняшнее Послание (где Павел пишет коринфянам, и тем самым, конечно, каждому из нас): «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью». Вот чего нам прежде всего не хватает – это любви. Всякое осуждение, всякое превозношение, гордыня, обиды, саможаление и т.д. – все это произрастает из отсутствия любви к Богу и ближнему.

 Давайте себе на сердце положим, что эта притча в какой-то мере относится и к каждому из нас. Что каждый из нас тоже в какой-то момент свой жизни был вот этим самым злым виноградарем. И будем познавать, что есть воля Божия, о которой апостол говорит, что она благая и совершенная. 

  Аминь.