протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 сентября 2015

Фонограмма

 

 

 

2 Кор 1:21-2:4

21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2

1Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

 

Мф.22,1-14

1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14ибо много званых, а мало избранных.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вы помните, вероятно, что в прошлое воскресенье было евангельское чтение о злых виноградарях, в котором хозяин насадил виноградник, поставил все необходимое для сбора плодов и получения вина, но, когда пришло время плодов, то виноградари не стали их давать, и даже когда послал своего сына, надеясь, что сына устыдятся, то решили, что “это наследник, убьем его, а виноградник тогда нам достанется”.

Понятно, что речь идет о том же, о чем рассказывает третья глава книги Бытия. Когда человек, отворачиваясь от Бога, поддается искушению быть самому как бог – всё решать самому, знать что добро, что зло, как надо всё делать, самому всё решать и завладеть миром, стать вместо Бога. Такое искушение человекобожия, оно постоянно посещает те или иные цивилизации, когда мерой всех вещей становится не откровение Божие, а сам человек. И, к сожалению, это заканчивается весьма печально. Возникает вера в то, что прогресс науки, техники даст замечательные плоды, удастся накормить всех голодных, направить все природные процессы куда нужно, люди все будут счастливы… Так думали весь XIX век, когда были открыты и пар, и электричество. И, казалось бы, такой замечательный прогресс, вот-вот уже наступит благоденствие.

Но мы знаем, что начало ХХ века было отмечено страшной мировой войной, о которой сейчас, оглядываясь на 100 лет назад, мы даже не очень понимаем – что собственно было делить? Войну затеяли европейские христианские страны. Убили с каждой стороны миллионы людей, вообщем-то всё пришло к тому же самому, но только как следствие войны возникло два тоталитарных режима: большевистский в России и нацистский в Германии. И началась еще более страшная Вторая мировая война.

Так что вот это желание построить по-человечески, на наше усмотрение, заканчивается трагедией, заканчивается Освенцимом, ГУЛАГом, и так далее. А вырастает это из одного простого страшного заблуждения, когда Маркс говорил, что все философы старались объяснить мир, а его надо изменить. Мир устроен неправильно, Бог сделал плохо, а вот мы сделаем гораздо лучше и будет всё хорошо. Отнимем у богатых, разделим, ну и так далее. Что из этого получилось – ясно.

Сегодня притча, в общем-то, примерно на эту же тему – о званых на вечерю. Некий богатый человек готовит брачный пир для своего сына, всё готово, призывает гостей: “Всё, что я готовил, вся еда, все тельцы заколоты, всё приготовлено – приходите на брачный пир”. Они стали отказываться. Кто пошел на торговлю свою, кто на что, вообщем – некогда. А иные более того – тех посланников побили, и даже кого-то убили. Разгневался хозяин, послал войска и наказал этих убийц. Ну, понятно, что эта фраза у Матфея как бы реминисценция этой пророческой притчи о страшном подавлении иудейского восстания в 70-м году нашей эры – разрушение Иерусалима, страшные жертвы, гибель и так далее.

Итак, мы видим, что приходит истина, но люди, вместо того, чтобы ее принять, отворачиваются от нее. И тогда истина, которая была принесена народу, который был призван стать вдохновителем, духовным вождем других народов, подвергается этой страшной трагедии. Конечно, Господь говорит устами апостола Павла, что отвержение Израиля произошло до времени, пока не войдет полное число язычников. Но эта притча, конечно же, не только для народа израильского и его духовной катастрофы. Конечно, эта притча и для всех народов, в том числе и для тех, которых звали с самых разных улиц, с распутий и так далее, всех нищих, убогих, всех зови, все пусть приходят. Все вроде бы пошли. Но заканчивается притча такой загадочной сценой, когда вышел царь посмотреть на пирующих, и увидел человека в небрачной одежде. И говорит: “Как ты вошел сюда в небрачной одежде?”. Он молчит. “Возьмите и выбросите его во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов”.

Окончание какое-то совсем непонятное. Как же так? Если звали с улиц, с каких-то мест неблагополучных – откуда же там брачная одежда? В чем же проблема? Я думаю, что главная все-таки проблема в этой притче не в том, что он был не так одет, а в том, что когда его царь спрашивает: “Как ты вошел сюда?” – он молчал. Это мне напоминает продолжение сцены, которую я уже упомянул, из третьей главы книги Бытия, когда Бог спрашивает Адама: “Где ты?” – “Я наг, я спрятался”, и так далее. “А почему ты узнал, что ты наг? Не ел ли ты от того дерева, от которого Я запретил тебе есть?”. Что говорит Адам? Ему предоставлялась прекрасная возможность сказать: “Господи, прости, я нарушил этот обет и оказался такой нищий, нагой, убогий”, и так далее. Что говорит Адам вместо этого? “Жена, которую Ты же мне дал, дала мне и я ел. Я тут ни при чем”.

Конечно, вот этот рассказ – это не описание какого-то биологического, исторического события. Это описание состояния человека, отвернувшегося от Бога. Начинается с того, что он хочет быть как бог, что-то получается видимо не так и тут же ищется виноватый, потому что виноват не он, а вот этот, этот или тот – масоны, чеченцы, Госдеп, и прочее-прочее. И в этом-то всё и дело. Когда нас Господь спросит – чтобы мы вспомнили, что надо прежде всего принести именно покаяние: “Господи, прости меня, я недостойный действительно войти на этот пир. Но меня позвали, я вошел, надеясь, рассчитывая на Твою милость”. Как в молитве вечерней говорится: “Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея”. Я думаю, что всё здесь дело в этом.

Но, однако, если мы вернемся к этой пророческой притче и вспомним вновь о том, что это непринятие Иисуса, оно закончилось трагедией 70-го года, разрушением Иерусалима, неприятие было не только первосвященниками, фарисеями и так далее, но и народом тоже. Потому что народ встречал Его с радостью: какой чудотворец! всё, что Он творит, так замечательно! на осле въехал, как пророчество говорит! вот сейчас-то Он и возглавит восстание против Рима, с такими замечательными способностями, с таким проницательным знанием людей, поставит нужных людей на нужные места, и всё, мы победим! А что вместо этого? Что-то там поговорил в храме, что-то пообещал, и вот Он распят, избит и бичеван. Всё закончилось, ясно, значит, это лжемессия.

И вот эта трагедия непринятия, трагедия предпочтения каких-то экономических, политических средств преображения жизни человека как раз показывает, что на этих путях нет надежды что-то изменить к лучшему. Скорее, будет еще хуже. Действительно, это восстание закончилось тем, что среди самих восставших началась междоусобная борьба, что убивали тех людей, которые хотели бежать из Иерусалима чтобы спастись от римлян – сами же иудеи восставшие; больше даже было убито не римлянами, а самими этими восставшими между собой. И так далее. Это просто историческая иллюстрация, чем кончаются войны и революции. Закончилось трагедией.

И вот современная ситуация в России, она тоже ставит такую же проблему. Потому что сейчас для нас открыты все пути духовного и культурного возрождения. Открыты все храмы, которые можно только открыть. Но начинаются разговоры: что там 200 храмов, многовато, что надо открывать храмы на 500 или 300 человек. А что для спального района храм на 300-500 человек? Надо на 1000 по крайней мере, а всё равно сопротивляются – с собаками негде гулять, и прочие аргументы.

Книги, которые мы “доставали”, сдавали макулатуру, сейчас – пожалуйста, всё есть. “Архипелаг ГУЛАГ” – пожалуйста, читайте. Что-то еще – пожалуйста. Всё это свободно. Понятно, что трудное положение экономическое. Вообще, надеяться на устройство какое-то земное не приходится, особенно внешними признаками. Но когда изнутри идет преображение – сейчас нам ничто не мешает быть прекрасными христианами: помогать нуждающимся, посещать одиноких, больных, бедных, и так далее. Сколько приходит женщин одиноких с детишками, нуждающихся в помощи! И многие-многие другие. Вот, десятину платят, не фигуральную десятину, а реальную десятину – на это действительно много можно сделать. Вот, в общине Георгия Кочеткова, там очень жестко – десятина так десятина, 10 процентов. И сколько они замечательных дел делают! Вот кому подражать в этом отношении.

Давайте вот об этом подумаем, потому что нам сейчас ничто не мешает быть учениками Христа. Когда Господь посылает учеников на проповедь, Он говорит (в более точном переводе этой концовки Евангелия от Матфея): “Сделайте все народы Моими учениками”. Не просто “научите” – вот, я всё знаю, сейчас я вас научу. А “сделайте Моими учениками. Я буду учить”. Христос учитель ваш. Вот это наша задача – стать учениками Христа.

Конечно, неизбежно ученик ошибается и падает, но он смотрит на учителя и идет за ним. Вот это самое главное – изнутри преодолевать несправедливость и несовершенство нашей жизни. В этом задача христианина. В этом задача каждого человека.

Аминь!