протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 сентября 2015

Фонограмма

 

 

 

Флп.,2, 5-11

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

 

Лк., 10, 38 -42

38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

Лк., 11, 27 -28

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

Лк., 1, 39 -49, 56

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

 

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний праздник – первый двунадесятый, то есть один из двенадцати праздников церковного года, который, как вы все, конечно, помните, начинается 1 сентября по старому стилю или 14 сентября по новому стилю. И это древняя традиция, так же, как и древнееврейский календарь тоже начинает отсчет от Нового года, который называется Рош Ха-Шана, который тоже начался 14-го числа. Так что, мы все идем в соответствии с этой древней традицией. Но первый праздник церковного года, как и мы рождаемся, начинается тоже с воспоминания Рождества Пресвятой Богородицы. Когда мы задумываемся над историей праздника, то, конечно, наше внимание останавливается на том, что праздник, собственно говоря, утвердился уже в четвертом-пятом веке повсеместно. До этого, когда церковь была гонима, конечно невозможны были какие-то Соборы, невозможен был единый устав, календарь и все прочее. Все эти христианские общины, которые более или менее, конечно, знали друг друга, поддерживали контакты, все они жили местными преданиями. Хотя понятно, что Евангелия (те четыре, канонические) именно в этот момент, в течение первых трех-четырех веков, как бы адаптировались, признавались всей Церковью. Но осознание всей той истории новозаветной, которую мы сейчас знаем, той огромной роли, которая принадлежит Богородице, происходило не сразу. Потому что, естественно в условиях гонения Церкви невозможно было это сразу все осознать. И смотрите, даже на протяжении семи Вселенских Соборов Церковь формулировала, кто есть Христос, Его Богочеловечество. Настолько это было непросто усвоить. И отрабатывала эти догматы, которые и составляют как бы такой фундамент, такой внутренний стержень жизни Церкви.

Как говорил один из богословов, что свобода изъявления Церкви и ее творчества возможна тогда, когда есть этот твердый, внутренний как бы хребет. Так сказать, внутреннее основание. Когда он твердый, как сталь, тогда внешне Церковь может проявлять себя по-разному, искать разные пути, свободы и т.д. Как приводил хороший образ отец Александр Мень, что, конечно, должны быть внешние формы. Подобно тому, как некоторые животные защищают себя панцирем, скажем, черепахи и прочее, панцирь которых защищает их надежно, но мешает двигаться. А другие, позвоночные, избрали другой способ – внутренней твердости нет, которая хранит форму, но позволяет свободно передвигаться. Вот примерно такую же роль играют догматы в жизни Церкви. И возникали они, конечно, не сразу. Осознание происходило позже и позже. Но это не означает, что мы уже все познали и все нам ясно. Потому что в каждой новой эпохе, каждое новое время требует своего языка и своих размышлений над всеми этими замечательными событиями.

И вот эти песнопения складывались постепенно. И то, что мы сейчас имеем, сложилось где-то к восьмому-десятому веку. Поэтому нам всегда важно обращать внимание на тропарь и кондак праздника, потому что в них как бы сформулировано, как бы отлилось в окончательную форму, то представление и значение празднуемого события. И вот тропарь Рождества Богородицы, сегодняшнего праздника – напомню вам его в русском переводе: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушил проклятие (то есть, то проклятие, которое человек понес за грехопадение, за то, что отвернулся от Бога, сам хотел стать, как Бог), дал благословение, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную». Вот почему нам так важно рождение Богородицы – потому что из Нее воссияло Солнце правды.

Кондак всегда тоже продолжает раскрытие сути праздника. Иоаким и Анна освободились от поношения бездетности. В то время, вы помните, что бездетность считалась явным знаком того, что эта супружеская чета не получает Божьего благословения. Хотя мы знаем, что с течением времени эта бездетность, как страшное пятно, преодолевалась: как у Авраама и Сарры, так же и у Иоакима и Анны она преодолелась с рождением Девы Марии. «Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность. А Адам и Ева - от смертной гибели святым Твоим рождением, Пречистая. И празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицают: неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей». Вот это тоже как бы символика: что неплодность по благословению Божию приносит несравненно даже больший плод, чем даже обычное рождение.

И сегодняшний праздник, конечно, нас побуждает ко многим размышлениям. Вот лишь некоторые из них. Дева Мария родилась как заключительное звено в длиной цепи, цепи людей: мужчин и женщин. Цепи, в которой люди боролись за чистоту, боролись за веру. Они боролись не против кого-то, но против самих себя, для того, чтобы в них восторжествовал Бог. И тем самым они подготовили наследницу своего рода, которая должна была родиться, и быть таким ребенком, который изберет добро с самого начала. И сегодня начинается преодоление того разделения, которое было между Богом и человеком с момента падения. И Матерь Божия становится мостом между небом и землей. Станет дверью воплощения, дверью, раскрывающейся на небо. Потому что от Нее рождается Тот, Высочайший, и ныне готовится переселиться с неба на землю, готовится воплотиться, «зрак раба принять», как мы читаем в Послании, отрывок которого слышали перед Евангелием. «Умалил Себя, зрак раба приим, в подобии человечестем быв». И там такие слова есть, что Он не искал, как Адам, хитростью равенство Богу: отвернулся съесть плод запретного древа. А умалил, принял образ раба. И Он уже заранее готовит Себе путь, место обитания, престол воплощения, как говорят богословы. И, как говорит паремия, «Премудрость готовит себе новый дом – Пречистую Деву». Премудрость – то есть та Мудрость, Которая создает это мир.

Иоаким и Анна в своем благочестии не считали себя лучше других. И если бы они считали себя лучше и не смирялись, это было бы неугодно Богу. Они не переставали терпеливо переносить свою скорбь. И именно поэтому Господь и дал им вот такое вознаграждение. Так что все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано и получено от Него в дар, который нужно преумножить и возвратить Ему. И хотел бы обратить ваше внимание на то обстоятельство, что этот праздник нас научает и постоянно говорит нам о смирении. Когда мы читаем про посещение праведной Елизаветы, то Мария говорит: Господь призрел на смирение рабы Своей. И вот в отрывке из Послания, которое мы сейчас слышали, про Господа мы тоже слышим: смирил Себя, послушлив был даже до смерти. И нам важно понять, что это одно из важнейших качеств, которые ожидает Бог от человека, - смирение. Но нам нужно правильно понять, что это значит. Не обывательское понимание – забитость, «сидение мышкой в углу». А смирение - это значит не помышлять о себе. Смирение, которое раскрывает все наши внутренние способности именно навстречу Богу, чтобы Он в нас действовал. «Господи, не как я хочу поступить, но как Ты». Когда появляется какая-то трудная ситуация мы всегда можем просить: «Господи, дай мне отреагировать на нее не так, как мне хочется, по моему греховному неразумию, а как Ты от меня хочешь. Всели в меня именно это настроение и эти мысли».

Вот давайте об этом думать, потому что несмирение, противоположное ему, - это гордость, это корень всех падений. И над этим очень важно размышлять и понимать, не просто так поверхностно называть, а понимать, что стоит за этими словами. И помнить, что смирение красной чертой проходит через всю Библию. Подчеркивается, многократно говорится о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Не сразу – после трудов, терпения, страданий. Но все это превосходит и окупает все те страдания, через которые человек неизбежно проходит.

Аминь.