протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 сентября 2015

Фонограмма

 

 

 

1 Кор.1,18-24

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.

19Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

23а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

24для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

 

Ин.19,6-11;13-20;25-28;30-35

6Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа.

14Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.

27Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний праздник Воздвижения Креста Господня восходит к 1-ой половине IV века. Когда император Константин, получив удивительную поддержку в гражданской войне в борьбе за римский престол, увидел знамение на небе в виде креста и в сердце своем услышал слова: “Сим победишь”. Конечно, он прекрасно знал, что в Риме имеется всё больше и больше христиан, что те гонения, которые воздвигали императоры, безуспешно старались уничтожить эту, как им казалось, зловредную ересь. И он понимал, что всё больше и больше людей становятся христианами, и что среди них лучшие чиновники, лучшие работники, лучшие воины, и понимал, что невозможно всех уничтожить, и всерьез задумался над тем, чтобы отменить эти гонения. И действительно, в 313 году был издан миланский эдикт, который разрешал христианство как дозволенную религию, наряду с другими.

Обращение императора заняло много времени, но уже в 325 году он по совету своих друзей-епископов христианских издает указ о созыве I-го Вселенского Собора. И приезжают епископы из разных мест Римской империи, совсем недавно еще пережившие гонения, у многих даже еще были на телах следы мучений. И вот на этом Соборе утверждается первые семь пунктов нашего Символа веры, утверждается единосущее Господа Иисуса Христа Творцу, Богу. Что Он не просто подобен Отцу, как утверждал Арий, и через Него созидался мир, а Он имеет единую с Ним сущность. Он – истинный Человек, но также и истинный Бог.

И вот это утверждение, оно шло на протяжении истории и в дальнейшем, но для императора Константина уже это было важным, чтобы соединить разрозненные мнения, представления, соединить в одно правильное учение. Интересно, что сам он еще не был даже крещен в это время, так что ясно, что его обращение, его путь к крещению был продолжительным. Но уже состоялась победа христианства, оно было признано. Победа не в смысле что люди все стали христианами, а в том смысле, что оно перестало быть гонимым, получило свободу проповеди, свободу строительства храмов, и так далее.

И вот в этом же году мать императора Константина, царица Елена, направляется в Иерусалим, и там с помощью местных жителей решает снести храм богини Венеры, построенный именно на том месте, где была Голгофа, было распятие, где было погребение тела Христа, затем воскресшего. И действительно находит все эти останки и один из трех крестов, которые по обычаю бросали в братскую могилу. И один из этих трех крестов приложили, как говорит Предание, к проносимому мимо умершему человеку, и он воскрес, совершилось необыкновенное чудо. И поэтому на следующий день Патриарх Макарий, иерусалимский Патриарх, и свита царицы Елены постановили поднять этот Крест выше, чтобы все видели: люди, епископы съехавшиеся на Собор Тирский.

И вот это празднование и дало начало этому празднованию Воздвижения Креста Господня, который потом установился как второй двунадесятый праздник церковного года. “Двонадесять”, церковнославянское слово, в переводе означает просто “двенадцать”, то есть выделяется двенадцать событий, которые наиболее важны для нашего церковного годового круга. Понятно, что двенадцать – это число связано с двенадцатью коленами Израилевыми, двенадцатью апостолами… Понятно, что число это имеет древнюю символику.

Итак, мы сегодня празднуем второй праздник церковного года. И мы видим, что церковный год, он как бы символизирует круг нашей человеческой жизни. Он начинается с празднования Рождества Пресвятой Богородицы (в понедельник на этой неделе мы праздновали, 21-го сентября, по новому стилю) – первый праздник церковного года. А сам церковный год по древнему библейскому древнееврейскому календарю мы так же начинаем с 1-го сентября, по нашему новому стилю – 14 сентября.

И вот это для нас, конечно, очень важная символика. Как и жизнь наша начинается с рождения – Рождество Богородицы. А следом за этим – вот этот праздник Воздвижения Креста Господня. И это очень важно, потому что тем самым календарь дает нам ответ на естественный вопрос человека: “А для чего мы рождаемся в этот мир? Для чего мы обретаем жизнь?” Как мы в молитве на литургии слышим: “из небытия в бытие” всё приводит Бог, каждого из нас. Из небытия. Для чего?

И ответ, множество ответов мы находим в Евангелии (ответ собственно один, разные его формулировки). В Евангелии от Иоанна мы читаем: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Жизнь вечная – вот для этого и создается человек, чтобы он имел жизнь вечную.

Тем самым, вот это желание каждого существа, каждого живого организма, продолжать жить, в человеке получает осмысление – для чего жить? Для Вечности. И в биологическую жизнь мира вносится смысл. В каждого из нас вложено вот это желание вечности, неуничтожимости. Каждому из нас трудно, страшно тяжело представить – вот меня не будет. Как же так? Я не буду наслаждаться, радоваться всему: мудрости мира, жизни? Меня не будет. Впрочем, так же трудно представить себе – а какая будет жизнь после смерти тела. Но, так или иначе, в христианстве мы получаем этот ответ.

И вот, это свойство живого, и вместе с тем нам этот праздник говорит о том, что да! в жизни неизбежно страдание. Движение к любой цели, движение вверх всегда требует усилий. Не требует усилий только падение вниз и уход с дороги, а движение вверх всегда связано с усилием. Всякое создание нового, чего-то трудного, прекрасного, муки творчества – те, кто этим занимался, прекрасно знают, что всегда лучшее создается. Женщина дает новую жизнь, тоже переходит через страдания на грани смерти, на грани жертвы собственной жизни.

Но у язычников часто такое представление господствовало, что вся жизнь – это некий круг. Замыкается, вот этот круг – одно и то же. И всё одно и то же, всё повторяется. И даже интересно отражение этого в самых разных отраслях жизни той цивилизации, когда знаменитый греческий врач Гален, продолжатель известного врача Гиппократа (врач V-го века до н.э., успешно лечивший), он заключает свой труд, что он собрал в своем труде всё, что было достигнуто медициной и ничего больше никогда уже не будет, на этом медицина закончилась. Вот такое было наивное представление, сейчас мы, конечно, только улыбаемся по отношению к этому. Мы прекрасно понимаем, что каждый год дает нам новые возможности. Но тогда это вполне укладывалось в мироощущение – что вот достигнуто что-то, всё! на этом всё закончилось.

И вот Библия, это Откровение, разрывает этот замкнутый круг цикличности, и говорит о том, что да! история – это стрела, направленная в цель. Цель – это вечность. Цель – это нечто прекрасное, что нам трудно представить, как и говорит апостол, что “не видел того глаз, не слышало того ухо и не приходило то на сердце человеку – что приготовил Бог любящим Его”. Следовательно, всё, что видели и что приходило на сердце – всё не то. Что-то другое, совершенно на это непохожее.

И нам поставлена вот эта цель – идти за Христом. Несмотря на эти страдания, несмотря на эти муки, несмотря даже на смерть… И поэтому нам необходимо мужество быть. Идти за Христом. Куда? В утренней молитве есть замечательные слова: “идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тебя поет вся тварь во веки веков. Аминь!”