протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 октября 2015

Фонограмма

 

 

 

Гал., 2, 16-20

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Мк., 8, 34 – 9, 1

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

 

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

Мф., 18, 23-35

23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день обозначается в церковном календаре как «Неделя по Воздвижении», то есть воскресение, которое следует за праздником Воздвижения Креста Господня. Это второй праздник церковного года. Первый – Рождество Богородицы. И затем, через восемь дней, праздник Воздвижения Креста Господня – воспоминание о нахождении этого Креста, который по преданию был найден царицей Еленой в 325-ом году, в начале IV века, когда христианство перестало быть гонимой религией и при Константине стало даже государственно исповедуемой религией. И вот этот крест был найден, и чудесное событие сопровождало узнавание, что именно этот из трех найденных крестов был тот, на котором был распят Господь. Его возложили на проносимого мимо умершего человека, и он воскрес. И вот это чудесное событие послужило тому, что Крест поставили пред всеми, и весь народ поклонялся ему. А сам праздник был установлен спустя уже 10 лет, когда было тридцатилетие царствования Константина, окончание строительства храма Воскресения Господня на месте распятия Христа, на месте Голгофы и пещеры, в которой был захоронен Господь, и где Он воскрес. И до сих пор этот храм сохраняется как храм Воскресения Господня.

И вот это чтение, оно полагается в воскресение, которое следует после этого праздника. И настолько большое значение, естественно, Церковь придает этому событию,  что есть специальное чтение за неделю до Воздвижения, и через неделю после Воздвижения. И мы слышим знакомый нам текст о том, что Господь говорит идущему за Ним народу: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя, возьмет крест и следует за Мной». Конечно, для правильного и глубокого понимания этих слов необходимо вспомнить тот текст, который идет перед этим. Перед этим Господь спрашивает своих учеников, за кого принимают Меня люди? И, вы помните, они говорят: один – за Иоанна Крестителя воскресшего; другой – за Илию, еще одного из пророков. «А вы за кого Меня принимаете?» И Петр, вдохновением, благодатью Святаго Духа восклицает: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго!» И Господь говорит: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь (то есть, не человеческое рассуждение, соображение) открыли тебе, но Отец Мой, Который на небесах». И после этого, сказано, Господь стал учить учеников Своих, что Ему надлежит много пострадать, быть убиту язычниками и в третий день воскреснуть. Как бы после того, как ученики усвоили таблицу умножения, Учитель переходит к более сложным вещам и говорит им об этом. Так Господь говорит Своим ученикам о той жертве, которую Он приносит за мир, чтобы изменить мир радикально. А Петр, отозвав в сторонку, говорит: «Учитель, да не будет этого с Тобой! Сжалься над Собою!» И вдруг слышит грозные слова: «Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн. Ты думаешь не о том, что Божие, но о том, что человеческое». И за этим как раз и следуют эти слова к народу: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест, и иди за Мной». То есть речь идет о том, что Петр, как и большинство людей в Израиле того времени, ожидал Мессию, как политического вождя. Прогонит римлян, восстановит царство Израиля от Средиземного моря до Красного, и т.д. Весь Ближний Восток будет Израильское царство, все будут поклоняться. Народ к этому готов совершенно. И действительно мы знаем, что в 70-м году, то есть спустя примерно 20 с небольшим лет после распятия и воскресения, было иудейское восстание, которое было жестоко подавлено римлянами. И в словах Петра - то же самое убеждение в том, что надо прогнать. Народ весь к этому готов, народ готов к восстанию, лишь бы был подходящий вождь, который видит людей насквозь, знает их сердца, и в нужное место поставит нужных людей, и тогда победа будет обеспечена. Все живут воспоминаниями о Маккавейском восстании, когда действительно владычество одного из последователей Александра Македонского было свергнуто, и установилось на некоторое время независимое Иудейское царство. А тут, при таком замечательном вожде, конечно, успех будет несомненен. Но Господь отвечает ему: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн». Потому что то, о чем ты думаешь, это временный, так сказать, косметический ремонт неблагополучного мира. А то, что Господь несет, это радикальное изменение мира, о котором говорит пророк Иезекииль: «Я возьму из груди вашей сердце каменное и вложу сердце плотяное». Сердце живое, чувствующее, любящее и Бога, и ближнего. В этом проблема каждого из нас, чтобы превратить свое сердце из каменного в плотяное. И проблема эта решается только именно отвержением себя, своих представлений. Петр полагает, как и большинство людей, что политическими всякими изменениями (не эту партию, а вот эту; не этого человека, а вот этого поставить во главе государства), вот тут-то все как раз и изменится, настанет вожделенная свобода, всяческие благополучия и т.д. Но идет революция за революцией, сменяется президент за президентом, а в общем-то меняется мало что. И мы видим, что даже самые лучшие намерения - одного тирана свергли в одной стране, хаоса стало больше; в другой стране другого тирана свергли – хаоса стало еще больше; сейчас третьего собираются свергать – и неизвестно, что еще будет, может, еще хуже станет. И так далее. То есть, политические решения, они не то, чтобы не нужны, но они не приводят к радикальным изменениям. Радикально меняется только изнутри, из человеческого сердца, которое из каменного должно стать живым, плотяным сердцем, любящим Бога и ближнего.

Вот ради этого и пришел Господь. Но этот путь требует жертвы, той жертвы, которую приносит Сам Господь, как бы жертвы мира. Это величайшая тайна, загадка: когда Его крест действительно несет спасение, поначалу еще немногим людям. Но когда мы смотрим, как Церковь прославляет святых, мы начинаем понимать, что, да действительно этот человек из Царствия Небесного, этот человек уже принадлежит Царствию Божьему. И поэтому так важно нам знать святых и почитать, подражать им по мере нашей возможности. И вот перед нами стоит эта задача – осознание того, что Христос пришел не для косметического ремонта, а для радикального преобразования всего мира.

А второе евангельское чтение – о немилосердном должнике. Это рядовое чтение сегодняшнего воскресения. И, конечно, как всегда разные места Евангелия соотносятся друг с другом по той простой причине, что они из одного источника, из уст Христа Спасителя. Спасителя от чего? От бессмысленной жизни. Спасителя от самоуничтожения человечеством друг друга. И вот эта притча о немилосердном должнике. Это как бы то, с чего следует начать это отвержение себя – с умения прощать. Не мстить, не наслаждаться картинами отмщения – «чтобы ему было то-то и то-то», а прощать. И приводится этот яркий пример: один должен тьму талантов, и царь ему прощает. А когда он выходит, спасшись от угрозы продажи в рабство и т.д., находит своего приятеля, который должен ему сто динариев. Сумма довольно большая. Если динарий считать равным оплате одного трудового дня, значит, сто динариев – это оплата ста рабочих дней. Довольно много. Но это не сравнить с десятью тысячами талантов, для которых понадобилось бы несколько грузовиков, как подсчитали сейчас исследователи Евангелия. И тем не менее он его хватает: отдай мне, что должен. И посадил его в темницу и т.д. Конец вы помните. И речь идет, видимо, о самом главном – о том, о чем говорится в молитве «Отче наш». Единственное место, которое Господь считает нужным разъяснить в этой молитве, это слова: «прости нам долги наши, как и мы прощаем». Говоря, что «если не будете прощать должникам вашим, то и Отец ваш Небесный не простит и вам грехов ваших». То есть, прощая, мы зарабатываем прощение себе. Мы освобождаем себя. Мы как бы выдыхаем уже отработанный воздух наших легких, чтобы вдохнуть новый воздух. Вот это нам важно помнить. И с этого начинается отвержение себя. С этого начинается преображение мира – с умения прощать. Потому что, когда нет этого умения – «да, этим надо отомстить; эти такие негодяи, они понимают только теракты, взрывы; выстрелы бы с использованием винтовок с оптическим прицелом по их главарям – а больше, другого языка они не понимают» - вот от этого отказаться. И усваивать другой язык, начав с самых наших близких, с наших семей, с наших близких по работе. Неслучайно в вечерней молитве мы произносим такие слова: «ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче». Каждый вечер мы этими словами заканчиваем свой день.

Давайте об этом с вами подумаем, чтобы те обиды, которые в нас сидят: обиды на родителей, на братьев и сестер – с них начать. Обиды на Господа, что Он не дал мне здоровья, не дал мне семьи, детей, и прочее, прочее. Вот с этого начать.

Аминь.