протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 октября 2015

Фонограмма

 

 

 

2 Кор 11:31-12:9

31Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Глава 12.

1Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),

4что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

 

Лк.5.1-11

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение имеет немало всевозможных толкований и размышлений. Одно из них, например, о том, что Петр вначале дал Иисусу свою лодку, откликнувшись на Его просьбу, а затем получил нечто гораздо большее, такой огромный улов рыбы. И нередко за этим следует, особенно в протестантских проповедях, пожелание давать первыми. Даём первыми Богу, жертвуем на храм, на какое-то дело – и Господь нам обильно воздает. Другие размышления говорят о том, что, если бы Петр в каком-то, скажем, видеофильме, увидел – что последует за этим его призванием, его дальнейшая судьба – быть может, он еще энергичнее просил Иисуса выйти из его лодки. И много разных других.

Но мне кажется наиболее близким и важным для нас размышление митрополита Антония Сурожского об этом евангельском тексте, в котором он говорит о том, что эти слова Петра: “Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный”, повергают его в благоговейный трепет – насколько мы запросто приходим в храм, подходим к Святым Тайнам, прикасаемся к тексту, молимся. Насколько у нас отсутствует вот это, как Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, “благородное чувство дистанции”, которое присутствовало в сердце Петра. Он понял вдруг, что рядом с ним нечто явно величественное.

И мы часто сетуем, или, во всяком случае, огорчаемся, как на нечто досадное, что мы не чувствуем благодати, придя в храм; что идут молитвословия, а мы остаемся глухими, окамененными сердцем. Причем так, что как бы не мы в этом виноваты, а это Господь что-то не дает, не открывает нам. Это как-то незаслуженно для нас. А между тем важно подумать – перед Кем мы находимся, почувствовать вот эту дистанцию, Творца всего. Многие, наверное, переживали такое чувство страха высоты, когда мы смотрим, скажем, вниз (я уж не говорю – с дерева, на дерево мало кто залезает у нас в наше время), а скажем с высоты 15-ти этажей смотрим вниз, особенно если стоим на краешке балкона – ой, какие люди все маленькие, как мы высоко, и так далее. Страх. Страх высоты.

Те, кто бывали в горах, тем более – величие гор. Самолетом тоже понятно, все летают, боятся, потому что далеко падать, и так далее. Вот такой трепет благоговейный. Я уж не говорю, когда мы подумаем о тех расстояниях, которые отделяют нашу крошечную планету от всевозможных галактик – тысячи световых лет! Свет 300 тысяч километров в секунду, практически мгновенно распространяется по всей Земле, иначе мы не могли бы говорить по телефону вполне без всяких перерывов – с Австралией или Новой Зеландией. А это 300 тысяч – с такой скоростью – километров в секунду такой сигнал доходит до нас за тысячи, миллионы световых лет! Вот эти гигантские пространства, сотворенные Господом!

И вот Он приходит к нам, как один из нас. И поэтому так важно ощущать этот трепет. Так важно быть внутренне готовыми вот к этому молчанию, и тем не менее не терять вот это чувство дистанции, не терять чувства величия Господа к нам. Как важно быть готовыми к этому, потому что ведь когда мы приходим, скажем, на какую-то выставку и когда мы не очень ориентируемся в данном виде искусства, в этом жанре – то мы же не удивляемся тому, что мы не все понимаем! Ходят люди, восхищаются, конференции, что-то много говорят… А мы пришли и ушли. Или какую-то оперу новую – даже слов не разберешь, хотя всё на чистом русском языке поется.

И тем более, когда мы приходим в храм, со всеми нашими недостоинствами, с нашей постоянной озабоченностью, всем прочим… Конечно, мы кажемся себе глухими. Но если в нас будет вот это благоговение, вот это чувство дистанции, то насколько мы будем внутренне чувствовать, понимать – куда мы пришли.

Вот давайте вынесем это размышление владыки Антония из сегодняшнего чтения, чтобы действительно понимать – как важно нам быть готовыми. Готовыми к молитве, к посещению храма, к причастию. Как важно нам вот эти слова, которые поются: “Всякое ныне житейское отложим попечение” – как важно действительно отложить, хотя бывает наоборот, когда это слышишь – ну да, попробуй об этом не думать, раз тебе напоминают как раз! И, тем не менее, отвлечься. Иметь это важное для человека свойство переключаться. Переключаться с одних предметов на другие, с одного дела на другое.

Давайте об этом подумаем, и пусть это чувство благоговения, чувство этой дистанции всегда живет в нас, когда мы обращаемся к Богу.

Аминь!