протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 октября 2015

Фонограмма

 

 

 

Гал., 1, 11-19

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Лк., 6, 31 – 36

31И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Я недавно слушал аудиозапись нашего прихожанина (к сожалению, скончавшегося прошлым летом) Евгения Борисовича Пастернака, сына великого русского поэта. И вот он вспоминал одно высказывание отца и говорил так: «Мой отец считал, что доброта – это не прирожденная склонность человека, а то качество, которое воспитывается в его душе сознательно, и как его святая обязанность». То есть, мы должны учиться добру. Мы должны это в себе культивировать, воспитывать. И наша, собственно, вся христианская жизнь и есть научение вот этому самому добру.

И вот отрывок, который вы сейчас слышали, это часть Нагорной проповеди, которую излагает евангелист Лука. О чем этот отрывок? Апостольское чтение начиналось словами апостола Павла: «Евангелие, которое я вам проповедую, не есть человеческое». То есть, это не людьми придумано. Люди это не могут придумать: чтобы мы любили врагов; чтобы мы давали взаймы, не ожидая возвращения наших денег, и т.д. О чем этот отрывок? Этот отрывок, пожалуй, о главном свойстве Бога, которое называется словом «щедрость». Этот отрывок о щедрости. И задачей Иисуса было – не снабдить Своих последователей новым уставом, перечнем того, что нужно делать, и чего делать нельзя. А Иисус хотел вселить в человеческие сердца духовную радость и подавал пример. Евангелие не только в этом месте это говорит, а и в других местах. Вспомним притчу о работниках одиннадцатого часа. Люди, которые пришли в виноградник в конце рабочего дня, а получили столько же, сколько и те, кто работал целый день. И не случайно об этом вспоминает Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове (Пасха – величайшая радость) и говорит: «Придите все: воздержанцы и ленивые, постившиеся и не постившиеся». Конечно, нас удивляет, как это вообще можно не поститься, отступить от церковной дисциплины и т.д. Но христианство и есть такой странный, противоречивый, нелогичный баланс между, с одной стороны, самодисциплиной, и, с другой стороны, щедростью Бога, которой, конечно, мы призваны не злоупотреблять. Но вот этот баланс, который невозможно передать словами, невозможно вписать в какой-то устав, и, тем не менее, именно это нам Бог и предлагает.

  Бог щедр ко всем людям, даже излишне щедр. У Него много благ, и все могут пользоваться ими, достойные и недостойные. Наслаждаться красотой моря могут люди, которые приехали, собрав деньги, на свои скромные средства. И проезжающие мимо на роскошной яхте. Всем Господь дарит эту красоту Своего мира! Лишь когда люди поймут, с каким Богом они имеют дело, у них появится возможность воспроизвести этот образ и в своей жизни.

Этот перечень наставлений говорит о том, каков Тот Бог, в Которого мы верим. И о том образе жизни, который должен стать следствием этой нашей веры. Именно щедрость. К сожалению, сменявшие друг друга поколения христиан мало знали о том Боге, о котором говорил им Иисус. Желание человека - всегда уместить все это в какой-то списочек: первое, второе, третье, и т.д. И здесь, конечно, есть и известная эволюция, потому что то, как описывает Лука эти слова: Иисус поднимается на гору, избирает учеников (с этого момента начинается уже активная проповедь не только Его, но и учеников) и потом спускается к народу и говорит вот эти слова. Понятно, что здесь параллель с Моисеем, который со скрижалями сходит. Но там четкие десять заповедей. Но и в них тоже есть моменты, которые невозможно прописать. «Не пожелай то, что есть у ближнего», «помни день субботний», и т.д. Все это уже предоставляется человеческой чуткости, человеческому творчеству, интуиции, как конкретно это делать в нашей жизни. И похоже, что под именем Иисуса часто поклонялись какому-то мрачному, скупому Богу, единственная забота Которого – сделать жизнь людей трудной, а спасение почти невозможным. Это опять же не значит, что мы должны распуститься, все тормоза отпустить, и делать, что хочешь.

Этот отрывок опровергает древнюю идею, согласно которой все религии в действительности одно и то же. Идея, которая чрезвычайно живуча, что все это – вариации одной и той же темы. А вот мы видим, что нет, конечно, это неправда. Нигде больше мы не найдем того, что щедрость является лейтмотивом, главной, так сказать,  мелодией христианской жизни. Мы понимаем, что иудаизм – это 613 заповедей и различные тончайшие толкования, ко всяким случаям жизни объяснения. Ислам – это абсолютная покорность Богу. Конфуцианство – устройство домашнего быта, чтобы все было вежливо, хорошо. В буддизме - вообще уход от этого злого мира, ничего с ним не поделаешь, нужно переключиться на другое, в нирвану, и все в порядке. И только христианство это соединяет, и домашние дела в том числе. Сам Господь работает плотником (как вот сейчас строят наш дом прихода, никак не закончат). Так же Господь трудился. Матерь Божья мела пол, мыла посуду, у Нее же не было служанок. И тем самым освящается труд всякий - домашний труд, труд хозяйки. И когда женщина не успевает из-за большой семьи (маленькие дети и т.д.) помолиться - все равно этот ее труд, эта ее самоотдача, щедрость ее сердца становится ее молитвенным приношением Богу.

И вся жизнь Иисуса была бьющей через край щедростью, даром всего того, что Он имел, тому, кто в нем нуждался. Он продолжал любить, прощать даже Своих палачей. Эти наставления имеют две особенности: они просты, ясны, и четки – нет ничего сложного. И вторая особенность – им крайне трудно следовать. Но главная цель того, что мы напоминаем себе за Чтением на Литургии, чтобы мы не забыли, Каков в действительности наш Бог.

Аминь.