протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 октября 2015

Фонограмма

 

Гал.2,16-20

16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

Лк.7,11-16

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Все мы, когда задумываемся над таким страшным явлением как смерть, понимаем, что это самое печальное, самое ужасное, с чем человек встречается в жизни. Потому что это нечто противоположное бытию. И Писание нам говорит, что Бог не творил смерти, что это – сопротивление того первобытного хаоса, из которого Бог создает мир. Но это сопротивление как-то продолжается и в жизни окружающего мира, и в жизни каждого живого существа, в том числе и человека.

Один из греческих философов говорил о том, что войны ужасны прежде всего потому, что, в противоположность обычному, когда дети хоронят своих родителей (это обычно), самое ужасное, когда родителям приходится хоронить своих детей. И именно вот эта ужасная сцена описывается в сегодняшнем евангельском чтении.

Город Наин, неподалеку от Назарета, было это всё рядом, и вот выносится сын, и евангелист кратко подчеркивает – единственный сын вдовы. То есть, у нее исчезала всякая надежда ее более-менее благополучной жизни. Она похоронила мужа – человека, ради которого оставила свой дом, семью, отца-мать, и вот он ушел, умер. И теперь умирает и сын, она остается одна. И Господь прекрасно понимает это ее ужасное горе, и говорит ей: “Не плачь”.

Это нам напоминает, конечно, Послание к Солунянам, где апостол Павел, утешая христианскую общину, пишет “не бойтесь смерти, как язычники, как те, кто не имеет надежды. Потому что Господь воскрес, и воскресит каждого из нас”. И вот это страшное событие Господь побеждает Своей удивительной силой, Своим добром. И этот маленький эпизод нам говорит еще и еще раз о любви Бога к человеку, и о Его власти. И вот, Господь говорит этому юноше: “Юноша! тебе говорю, встань!”

Мы знаем, что в Евангелии три эпизода воскрешения мертвых. Два из них – воскрешения именно детей. Дочка начальника синагоги Иаира, и вот это воскрешение сына наинской вдовицы. Господь понимает, что это – самое большое горе, и дает этот знак. И третье – воскресение Лазаря, брата Марфы и Марии, семьи, которую Господь особенно любил. Вот в эти три обстоятельства входит Господь.

И, конечно, это напоминает нам и другой эпизод, который будет далее по евангельской истории, когда будут хоронить Самого Господа, тоже единственного сына вдовицы. И за всем этим стоит воскрешение Самого Господа, и то, что Господь побеждает смерть. И Господь как бы нам всем говорит: “Не плачьте об этом. Я прошел через это, Я знаю – что это такое, и Я это победил”.

И вот в нашей жизни очень важно жить этой победой, жить победой жизни будущего века. Неизбежно каждый из нас встретится со смертью близких, тех или иных наших близких и родных, и неизбежно – со своим собственным концом жизни. И важно здесь не страшиться смерти как язычники. Это не значит – вообще не страшиться. Понятно, что это и мера ответственности, мера оценки всей нашей жизни, это подводит итог, черту как бы нашего существования. Если есть только это, и за этим ничего – становится всё бессмысленным. Но мы знаем, что за этим идет Воскресение Христа. И вот этот день воскресный, и всякое воскресение для нас должно быть наполнено этим воспоминанием. Не просто мы не идем на работу, где-то развлекаемся, и в церковь иногда придем. Не только это, а вот именно вот эта победа над этим страшным роком смерти каждого живого существа.

Господь говорит: “Будет новое небо и новая земля, в которых будет царствовать правда”. Нам трудно себе представить – каким это всё будет. Это невозможно. Как маленькому ребенку невозможно представить какие-то отношения взрослых, науки, устройство мира, и так далее. Нам так же трудно. Поэтому не следует даже пытаться это делать, или, если не получается, как-то в этом сомневаться. Важно нам довериться Господу. Вот это самое главное. Как и в послании апостол говорит, что спасается человек – спасается не просто от грехов и всего-всего, а спасается прежде всего от бессмысленности жизни, если за ней только смерть и больше ничего – спасается верой в Иисуса Христа.

И вот это важно нам проникаться вот этой верой, этой любовью, потому что это самое главное, к чему нас призывает Господь. В последнем отрывке Евангелия от Иоанна, заключительная беседа с первым апостолом, значит, каждому из нас это передается. “Любишь ли ты Меня?”. Причем спрашивается очень тонко так психологически: “Любишь ли ты Меня больше всех других рядом стоящих?”. Кажется немножко самонадеянным ответ Петра: “Да, конечно, я люблю Тебя больше, чем другие ученики Тебя любят”. Но по-настоящему, это действительно настоящее глубокое ощущение любви к другому человеку или к чему-то еще, когда я чувствую, что я люблю больше чем все остальные. Конечно, это может быть только мое такое личное впечатление, но это как бы такая психологическая мера любви. “Любишь ли больше всех остальных?” – “Да, Господи”. Вот это действительно та любовь, которой Господь хочет, чтобы она жила в нашем сердце.

И еще конечно важно и нам учиться обретать такой тон, такую веру, чтобы наше утешение “не плачь” тоже несло такую же силу, которую несло слово Господа.

Аминь!