протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 ноября 2015


 

Гал.6,11-18

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Лк.8,5-15

5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нам предлагается евангельское чтение – притча о сеятеле. И мы понимаем, что она была сказана тогда, в основном, тем людям, которые либо принимали, либо не принимали проповедь Господа Иисуса Христа, или принимали по-разному. И, в то же время, по отношению к нам, мы понимаем, что, во-первых, огромное значение Священного Писания, того слова, которое говорит Сам Господь, того слова, которое Бог говорил мудрецам, пророкам, которое Священное Писание нам сохранило, и которое для нас имеет огромное значение, о чем мы всё время и говорим на наших таких встречах.

Но я думаю, что для нас сейчас важен и еще один аспект этой притчи: что эти разные участки почвы – это не только разные люди, это – разные части нашего сердца. Что где-то мы слышим слово и проходим мимо – похищает дьявол. Нам оно не нравится, мы от него отходим, отворачиваемся, как будто его и не было, ну так, что-то – может, когда-нибудь поймем. Другие слова подавляются неглубиной нашего сердца, по поверхности скользят, не проникая в глубину, не прилагая к своей жизни. Третья часть нашего сердца несет в себе терние – разные заботы житейские и прочее-прочее, семя всходит, его подавляет терние, и оно не приносит плода. И какая-то часть сердца приносит вот этот сторичный плод. Поэтому нам, конечно, важно, чтобы вот эта часть плодородная нашего сердца расширялась за счет поглощения других участков, которые имеют эти недостатки.

И апостольское чтение, которое предшествовало евангельскому, содержало в себе удивительные слова, совершенно революционные слова апостола Павла, который говорит, что “для меня не имеет значения ни обрезание, ни необрезание” – то, по чему все окружающие его люди понимали, что главный признак принадлежности к избранному Богом народу это – обрезание. И апостол уделяет этому огромное внимание в других посланиях, потому что это действительно было таким фундаментальным основанием принадлежности к единобожию, иудаизму. И в каких-то случаях даже Павел сам обрезал своего ученика, потому что знали, что отец – эллин, чтобы это не вызывало смущения в народе.

Но несмотря на это, он говорит, что “это для меня ничто не значит, ни обрезание, ни необрезание, но новая тварь во Христе. И хвалиться буду не этими, внешними в конце концов, признаками, а тем, что меня Христос спасает, и для меня Он – всё”. Вот это для нас такое напутствие на всю историческую жизнь Церкви. Потому что, действительно, имеют значение какие-то внешние обряды, они вызывают у нас определенные ассоциации, эмоции и так далее. И когда мы попадаем в другие условия, например, вместо храма вот в этот зал, где могут быть дискотеки, танцы, пляски, а мы тут молимся. Правильно! Так что сильнее – наша молитва, наши таинства, или эти танцы-пляски? Конечно, наша молитва и таинства сильнее! Не они будут осквернены тем, что здесь в другие часы происходит, а, наоборот, мы освятим это место. Для нас сейчас, пока мы здесь, оно для нас свято. Господь присутствует среди нас.

Это касается не только этого внешнего обстоятельства, но и многих-многих других обычаев, традиций, форм, обрядов и так далее. Нужны ли они? Безусловно! Безусловно нужны. Потому что они предохраняют нас от внешнего воздействия, они помогают нам внутри хранить благоговение, помогают духовно возрастать, всё правильно. Но мы знаем, что многие животные для того, чтобы защитить себя, они имеют прочный панцирь. Черепахи, например, все их знают как трудно до нее добраться, но в то же время черепахи – крайне неуклюжие животные, и эта внешняя защита сдерживает их развитие, движение, эволюцию и так далее.

Но есть другой путь, которым пошли позвоночные – внутренний жесткий стержень, который сохраняет крепость, и не стесняет движения и прочего. И этот твердый стержень – это для нас и есть этот образ, чтобы хранить его в себе, а не внешние признаки, за которые если мы будем держаться, которые как раз и будут вот этими камнями, этими терниями, которые не позволили иудаизму проникнуть к самому главному.

Конечно, нужны внешние формы, какие-то правила. Отец Александр Мень говорил: для того, чтобы напиться воды, нужен стакан, какая-то форма нужна. Но стенки стакана могут быть такими толстыми, что там для воды уже не останется места. Так что эту опасность надо всегда помнить.

Так что будем идти за Христом и расширять те участки нашего сердца, которые приносят плод сторичный.

Аминь!