протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 ноября 2015

Фонограмма

 

Евр., 12, 6-13; 25-27

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

 

25Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

26Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

27Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

 

 

Мф., 8, 23 –27

23И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

 

Еф., 2, 4 –10

4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- 6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

Лк., 16, 19-31

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

…говорит о мировой проблеме, которая с начала 90-х пришла и в нашу страну. Это социальное неравенство, выделяющее людей, необычайно богатых, и людей, необычайно бедных. И, конечно, мы часто слышим голоса: «уж, эти бедные люди, они сами виноваты, они выпивают, и сколько им не дай, они все пропьют. Лучше дать им возможность как-то подработать (как говорится, дать им не рыбу, а удочку, чтобы рыбу ловить)» и т.д. Но проблема ведь все равно остается. И хотя многими людьми предпринимаются попытки к ее разрешению, проблема остается. И при этом мы слышим, конечно, много таких голосов: «что этим людям помогать, они сами виноваты, они все пропьют, это бездонная бочка» и т.д., но Господь нам говорит здесь все-таки о другом.

И этот эпизод напоминает мне известный торг Авраама с Богом, вскоре после того, как Бог явился ему в виде трех путников. Авраам их принял с горячей любовью, и эти путники сказали, что через год придем, и у Сарры будет сын. А после этого Господь говорит: «Утаю ли от Авраама, что хочу сделать?» Потому что рядом были грешные города Содом и Гоморра. И вот вопль об их безобразиях достигает неба. И Господь говорит: «пойду посмотрю, точно ли так»? И решает, что достойны они уничтожения. И говорит это Аврааму, призывая его как-то отреагировать на это решение Божие, на этот Его замысел. И Авраам вопрошает Господа: «Господи, может быть, не все в этом городе грешные? Может быть, там найдется пятьдесят праведников? И неужели ради них Ты не пощадишь весь город? Судья неба и земли может ли поступить так несправедливо? Может, Ты сохранишь город ради пятидесяти?» Господь ему отвечает: «Да, ради пятидесяти сохраню». Авраам дерзновенно спрашивает: «Господи, вдруг до пятидесяти не достанет пяти? А только сорок пять будет?» Господь говорит: «Пощажу ради сорока пяти». Авраам и далее дерзает: «Вот, я прах и пепел, обращаюсь к Владыке мира, а если сорок пять не найдется, а будет только сорок?» «Пощажу и ради сорока». Ну, и далее Авраам доходит до десяти. Последний раз спрашивает: «А если десять там все-таки есть?» «Ради десяти пощажу». Потом Авраам перестает спрашивать. Но там и десяти не нашлось, а нашелся только один Лот, которого Господь выводит. А города были преданы уничтожению.

И когда мы об этом вспоминаем, то действительно нередко получается так, что мы видим людей, да, вот этот выпивает, этот стоит просит, но, наверное, тоже прогуляет и все такое. Но все же возникает мысль: а если среди них действительно есть люди, которые нуждаются? Действительно есть люди, у которых так сложилась жизнь, что они оказались выброшенными на улицу без куска хлеба и т.д.? Я всегда вспоминаю, когда мама со мной вернулась из эвакуации. Мне было два годика с небольшим, причем это был январь 42-го года. Какими-то хитрыми обманными путями - вернуться в Москву было нельзя, но она так или иначе чудом пробралась и вернулась. Но, поскольку она не устроилась сразу на работу, карточек не дают, а без карточек ничего нет. И она ходила со мной две недели, просила милостыню. А тогда милостыню не деньгами давали, а кусочками хлеба. Вот. Но потом все устроилось, все слава Богу. Но, так или иначе, этот эпизод был. И так и среди этих людей. Да, конечно, вероятно, многие из них в чем-то виноваты и сами. Люди, которые просят, бездомные и т.д. Но, может быть, среди них есть хотя бы десять, те, которые действительно оказались жертвами социальной несправедливости, каких-то жестоких решений, оказались на улице и т.д., и т.д. Словом, не нам об этом судить, а, наверное, все-таки помогать, помогать по мере возможности. И действительно у нас есть замечательные такие начинания. Есть у нас Вера Возлинская, которая ездит в Тульскую область, помогает, собирает вещи, помогает деньгами, покупает лекарства и т.д. Есть прихожанин по имени Емельян. Замечательная инициатива – Дом трудолюбия «Ной», по образцу домов трудолюбия Иоанна Кронштадского. Собирает людей вместе, людей с улицы, причем люди пьющие (но там «сухой закон» и все такое), и они вместе работают. И опыт показывает, что когда эти люди оказываются в общине, то многие из них становятся на путь реабилитации и социализации. Конечно, не все могут принимать в этом участие, не у всех у нас есть такие таланты. Но помочь материально мы можем. Иногда меня спрашивают: «А входит ли эта помощь нищим, бедным, в кружку милосердия, в десятину?» Ну, должен вас огорчить: не входит. Десятина – все-таки на храм. Слава Богу, люди жертвуют. Но и не только жертвуют, но и трудом помогают. Вчера много людей пришли, убирались в храме. Всем низкий поклон и благодарность, потому что у нас будет престольный праздник в следующую субботу.

И, по-видимому, здесь главное – все-таки не быть равнодушным к этому. Главное - по возможности, все-таки помогать. Главное – чтобы сердце наше как-то тронулось. Потому что, конечно, нам Евангелие дает какие-то абсолютные пожелания: просящему у тебя, дай; от хотящего у тебя занять, не отвращайся; дал взаймы, не требуй назад. Но, конечно, большинство из нас, наверное, не сможет этого сделать. Но, тем не менее, это некий идеал, который мы, если не исполнять, но как-то ориентироваться на это следует. Потому что, никто из нас, здесь стоящих, не так беден, как этот Лазарь. Никто так не богат, как этот богач. Мы где-то посредине находимся. Но по сравнению с Лазарем и многими этими бездомными мы просто шикарно все живем. Крыша над головой, тепло, как-то еда есть и все такое. Так что, давайте об этом подумаем, потому что Господь говорит: «если у них есть Моисей и пророки, то они и должны их слушать». Вот и мы должны слушать, потому что это все уже есть в Ветхом Завете - милосердие. «Вот, человек, что ожидает от тебя Господь, - говорит пророк Михей, - чтобы ты поступал справедливо, любил дела милосердия и смиренномудро ходил перед Богом твоим».

 

Аминь.