протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 ноября 2015

Фонограмма

 

Еф.2,14-22

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

 20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 

Лк.8,26-39

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

К сегодняшнему евангельскому чтению в Патриаршем календаре есть несколько слов Святейшего Патриарха Кирилла об этом чтении о гадаринском бесноватом. Вот что говорит глава нашей Церкви. «В каждый момент истории род человеческий сталкивается с тем самым вызовом, который был брошен гадаринским жителям. И отвечают люди по-разному. Одни с радостью открывают свое сердце Господу, идут навстречу Ему, стремятся изменить свою жизнь. Но есть и те, которые говорят, если не словами, то мыслями: “Уйди от меня”. А если и не говорят, то сами поворачиваются к Богу спиной. Не потому что они испугались, не потому что они поражены чем-то, а потому что привычный образ жизни мешает принять божественный вызов. И если с сокрушением свидетельствовать перед Богом: “Нет сил оставить грех, Боже, милостив буди мне, грешному”, у них остается надежда на спасение. Но те, кто говорят: “Я прав, я не хочу слышать этот божественный голос” они повторяют то, что сделали жители гадаринской местности».

Вот мы с вами вчера были свидетелями трагедии, которая произошла в Париже. Видим, как те люди, которые находят приют в этой гостеприимной стране прекрасной, с древней замечательной культурой, или их близкие, родственники устраивают такие террористические акты, убивают, расстреливают ни в чем ни повинных безоружных мирных жителей. И, несмотря на их гуманное отношение к беженцам, к бедным – там ведь очень большие льготы этим арабским женщинам, которые имеют кучу детей. На каждого ребенка дается столько пособия, что вполне, имея двух детей, уже можно и не работать. А у них этих детей еще больше.

Но кроме этого гуманного отношения, к сожалению, современная Европа мало что дает этим людям, приезжающим в нее. Ничего не предлагает, кроме благополучного устроения земной жизни. И мы знаем, что, к сожалению, даже при образовании Совета Европы, декларация Совета Европы, которая говорила о тех основаниях, на которых будет это строиться, исключила всякое даже упоминание о христианстве. Это, конечно, невероятно странно, потому что конечно вся Европа, она строилась именно на христианской основе. Потому что, конечно, те ценности, которые сейчас называют общечеловеческими, гуманными и так далее, они ведь принесены в мир именно христианством.

И получается так, что тем людям, которые приезжают в страны Европы, ничего в сущности не предлагается по-настоящему духовного содержания. И получается так, что вот это неприятие чужого: чужой язык, чужая культура – порождает гнев, порождает агрессию, и вот то, свидетелем чему был Париж вчера, а мы из средств массовой информации об этом узнаём.

А ведь основание для единства людей одно, и мы это знаем. Основание – Христос. Он есть тот камень, который отвергают строители разных стран, и древнего Израиля, отвергают строители нынешней Европы… А ведь кроме этого основания нет другого. И в сегодняшнем послании к Ефесянам об этом говорится: “Он есть мир наш, сделавший из обоих одно”. Апостол Павел говорит о народах Греции, Римской империи и Иудейском народе. “Он есть мир наш… и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею… дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир”. А если мы забываем про этого нового человека, если забываем про это основание, то на чем мы в сущности можем строить? Что мы можем предложить этим людям, которые приезжают в чужую страну, в чужую культуру, кроме благополучия, которое далеко не всегда устраивает человека. Тем более что разница в благосостоянии оказывается часто огромной.

И вот, естественно, что в эту духовную пустоту устремляются вот такие же бесовские силы, подобно этому гадаринскому бесноватому, которые в данном случае причиняли вред только этому еловеку, остальные боялись, пугались, близко не подходили. Но когда этим захвачены целые народы, тогда действительно возникает такой страшный источник террора, зла, насилия, которое мы видим сейчас на Ближнем Востоке. И эти силы, которые разрушают страны Ближнего Востока, Сирию, Ирак и прочие, они устремляются и в Европу. Причем несут идеологию, которая оказывается очень привлекательной для современной молодежи даже западных стран. Даже не только из России десятки людей, молодежи едут туда (одну студентку задержали где-то на границе с Турцией), из других стран. Причем не арабского происхождения, а вполне европейского! Потому что вот эта идея разрушения, а вот потом (такая утопия), потом мы создадим прекрасный мир, где все будут счастливы и богаты и прочее, прочее. Строится на этой порочной идее. Но сначала мы всё разрушим.

И вот эта идея – сначала разрушения – очень привлекательна, потому что она дает выход естественной агрессии человека – качества, которое очень легко в человеке пробудить. Трудно стяжать смирение, трудно стяжать терпение, а вот агрессивность – это очень легко, достаточно немножко «завести», а тем более это оправдывается тем, что вот будет прекрасное будущее! Россия прошла уже через этот опыт, начиная с середины XIX века. Достаточно почитать наших замечательных писателей: Достоевского, Тургенева, Гончарова. Достоевский в «Идиоте», а особенно в «Бесах», у Тургенева – всем известные «Отцы и дети», Гончаров «Обрыв». Алексей Константинович Толстой посвящал этому и работы, и сатирические стихи про нигилистов, «у коих трубочисты суть выше Рафаила». Нам сейчас это трудно представить, но тогда, если мы вспомним Базарова, например (все в школе проходили, помнят), то действительно было немало людей, которые считали, что всякая красота – это всё ни к чему, главное – хлеб подвозить и прочее, прочее. И что «разве стук телег, подвозящих хлеб, не важнее всех ваших панегириков и всех ваших молитвословий?» А на это один из героев Достоевского говорит: «Пожалуй нет, потому что хлеб-то подвезут, а всем ли его дадут? И что здесь может перейти от одного насилия к другому, и за этим может стоять какой-то совершенно другой, негуманный строй». Но все эти возражения, все эти образы оказались бессильными, и наступил 17-й год, и мы знаем, чем всё это кончилось. Та же самая интеллигенция, которая всё это поднимала на щит, она же стала первой жертвой.

И вот, Господь напоминает о Себе, напоминает в каких-то редких удивительных чудесах. Наверное, многие из вас читали, сейчас в интернете появились сообщения об одном человеке, который два года работал на этом самом самолете А320, который разбился, был взорван в небе в Синае. Человек, который два года работал там проводником. И вот, за неделю или за две недели до этого события он увольняется. Увольняется по настоянию отца, который во сне видел, что этот самолет взрывается и что он там погибнет вместе с остальными. Он рассказывал об этом по красноярскому телевидению, так что это достоверный факт.

Почему именно этого человека? Почему именно так сложилось? Нам трудно, невозможно на это ответить. Но через это показывается, что есть какое-то иное измерение, через которое нам приходит информация о будущем, часто трагическом будущем. Как бы некоторые божественные намеки. Намеки на то, что есть иное измерение, что не только бомбардировками, ракетами можно усмирить это, а, конечно, и молитвой. Конечно, строя свою жизнь не только на основании благополучного буржуазного сиюминутного существования, а на основании какой-то более возвышенной цели, которая затмит собой вот эти нигилистические цели: давайте всё разрушим, до основанья, а затем… новый мир построим. А построим ли? Остается неизвестным.

Так что нам важно очень понять, что если мы ничего не даем душе: небесного, духовного, позитивного, не даем душе Христа – то в нее входят бесы. И действительно, неслучайно именно вот этот эпизод (стадо устремилось в море, и так далее), взят Федором Михайловичем Достоевским эпиграфом к роману «Бесы» про вот этих людей, которые потом станут революционерами 17-го года.

Вот давайте об этом помнить с вами, понимать ценность той веры, которую Господь открывает нашему сердцу. И я предлагаю сегодня после литургии прочитать акафист святителю Николаю, потому что действительно множество свидетельств и в истории, и в жизни личной каждого из нас (у меня во всяком случае такие свидетельства имеются) этой чудесной помощи, когда не только к Богу обращаемся, а обращаемся к Его святым, которые как бы присоединяются к нам в этой молитве. Потому что вы знаете, что всякого рода предупреждения, о том, что такие теракты возможны не только в Париже, а именно в Москве – как некое возмездие за вмешательство в сирийские дела. Давайте об этом подумаем, с тем, чтобы нам не только помолиться об этом. Сегодня Патриарх благословил во всех храмах совершить панихиду по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях. Это благословение Патриарха, а чтение акафиста святителю Николаю о защите нашего города, нашей страны – это уже будет нашей инициативой для действительно духовной поддержки и изменения духовного климата, в той мере, в какой мы можем это сделать.

Аминь.