протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 декабря 2015

Фонограмма

 

Еф., 6, 10-17

10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

 

Лк., 12, 16-21

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нам предлагается большинству из вас хорошо известная притча, которая называется «о безумном богаче». Ну, с точки зрения мирской, вроде, ничего такого плохого этот человек не сделал. Богатый урожай - надо его собрать, надо его сохранить. «Разрушу свои амбары, хранилища, построю новые», и все такое. А Господь ему говорит: безумный! В нашем просторечии безумными мы называем людей, которые больны, с какими-то психиатрическими проблемами, и тому подобное. А на самом-то деле безумный – это человек, лишенный ума. То есть, человека, который так поступает, избирает такие пути, Бог называет лишенным ума, попросту – глупцом. Конечно, остается и это повседневное значение: безумный, значит человек не совсем здоровый, а не только - не совсем здравомыслящий.

Конечно, понятно, что эта притча необычайно злободневна для всех времен, и, может быть, в особенности, для нашего. Потому что действительно во главу угла ставится доход, прибыль, богатство и т.д. И проблема, конечно, не в самом богатстве, а в том, на что человек его употребляет. Когда человек говорит, что вот, много добра лежит, на многие годы, ешь, пей, веселись. И все! И человек богатеет в себя, а не в Бога. А то, что человек создает для себя в этой жизни, оно такое непрочное. Ведь жизнь-та эта временная. Ведь мы с вами родились не просто для того, чтобы прожить какое-то количество времени. Кажется молодому человеку: ну, 70, 40 лет - когда еще это будет? Это еще далеко. А когда человек приходит к такому возрасту – где-то 60-70 лет, то оказывается вполне, что все это прошло мгновенно. Вчера только кончил школу, институт, женился и т.д., а сейчас уже под 80. И понятно, что в вечность уходит не то, что мы накапливаем и собираем. А в вечность может войти только то, что принесло плод любви. Вот для этого мы созданы – мы созданы для вечности. И собирать надо, как и говорит эта притча – не в себя, а в Бога богатеть. Потому что все, что мы собираем здесь, ничто не перейдет с нами в вечность.

В одной из стихир на отпевании есть такие слова Иоанна Дамаскина, что ничто не уходит туда: ни богатство, ни слава; все остается здесь на земле. И переходит только то, что нам удалось за жизнь посеять в сердцах других людей: радость, свет, благодарность, надежда. То есть, именно то, что войдет с нами в вечность. И поэтому нам так важно понимать, что все материальные блага, они есть лишь средство, конечно, необходимое, но не следует к нему прилепляться и ставить во главу угла, как, к сожалению, это и происходит в большей части мира. И мы видим, что люди, которых мы называем святыми, они как раз жили вечностью. Они несли в себе этот заряд вечности и передавали нам, что это действительно приносит другим людям радость, тепло, свет. И вот Господь нас призывает. Почему и говорится: спасаемся верой. Именно верой в то, что наше предназначение не только для этой жизни, а для жизни вечной.

И в апостольском чтении, которое предваряло евангельское чтение, замечательно это место в Послании к ефесянам, где говорится о том, что «наша брань против духов злобы поднебесной». Ну, там есть такие слова, которые могут быть неправильно поняты: «против властей, мироправителей тьмы века сего». Власти имеются в виду духовные, власти темной силы. Дело в том, что мы должны прекрасно понимать, что в том зле, которое творит человек, не только сам он является источником зла, но источником зла является и духовная сила, которая подходит к нам часто в нелепых мыслях, каких-то неправильных суждениях, в чем-то таком нелепом, и овладевает нами. Мы лишь почва, на которой сеется это зло и дает, приносит свои злые плоды с нашего согласия, с нашей готовности идти за богатством. Неслучайно говорится: сребролюбие – корень всех зол. Это правда, потому что за богатство люди занимают те или иные посты, за богатство люди идут на бесчестные поступки, преследуют справедливые какие-то решения. Словом, все это мы знаем из наших современных газет. Но при этом мы должны понимать, что они же сами тоже становятся жертвами, они в точности сами становятся безумными людьми, которые тратят свою жизнь на зло, на то, что с ними не войдет в будущее. И поэтому так важно нам всегда помнить об этом вечном измерении личности каждого из нас.

  И то, что апостол Павел говорит: облекитесь во всеоружие Божие. Всеоружие Божие - правда, справедливость, знание Слова Божия, любовь к Нему, любовь ко Христу. То, что Господь пришел в мир, как человек, Он тем самым невероятным образом облегчил для человека любовь к Богу, любовь к Источнику жизни, потому что наша брань не против плоти и крови, не против самого человека, но против мироправителей тьмы века сего. Когда нам поступает какая-то мысль дурная, плохая явно, мы должны отдавать себе отчет, что это не просто наши какие-то плохие желания, но и действия каких-то злых сил, которые входят и пользуются нами, как плацдармом для принесения плодов зла.

И Павел говорит: примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять и, все преодолев, устоять. Станьте, препоясав чресла ваши истиною. Что такое истина? Пилат спрашивает Христа скептически: «что есть истина»? Не потому, что он ничего об этом не знает. А Господь о Себе говорит: «Я есть путь, истина и жизнь». Вот нам так важно это понять, принять. Что это не просто фигура речи, а это действительно подлинная истина. Истина – это не что, это не формулировки какие-то, а истина - это Кто. Полнота и истина в живом Христе. Облекшись в броню праведности – именно праведные поступки нас защищают. Потому что всякий неправедный поступок – даже какой-то пустяк, взятый из магазина, какой-нибудь предмет и прочее, он потом причиняет человеку боль, как зубная боль: зачем я это сделал?   Из-за пустяка мы становимся жертвой зла.   И обувши ноги в готовность благовествовать мир – то есть быть готовыми нести вот этот мир, который Господь Христос дает нам. А наипаче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. То есть защищаться – что-то нам приходит на ум: вот надо было так сделать и так сделать. Вспомним, мы доверяем Господу? Доверяем. А если доверяем, то доверяем и Его Слову. Будем избирать Его, это будет для нас подлинное благо. И шлем спасения возьмите – что мы спасены. Господь уже умер за нас, победил зло. И меч духовный, который есть Слово Божие. Обратите внимание, что единственное оружие нападения – меч духовный, который есть Слово Божие. Поэтому нам так важно читать Священное Писание, читать Новый Завет, постепенно подходить к пониманию Ветхого Завета. Мы понимаем все эти взаимосвязи между Ветхим и Новым Заветом. Но это не сразу. Начинать надо, конечно, всегда с Евангелия. Когда мы хотим привести человека к вере, то не следует начинать с того: вот, ты приди в церковь. Человек, первый раз попавший в церковь, он подобен первокласснику, попавшему в десятый класс или на первый курс института. Конечно, он ничего не будет понимать. Начинать надо с Евангелия, с того, как Господь любит нас, каков наш Господь. Тогда в сердце человека и будет возрождаться любовь к Богу.

 Давайте об этом с вами помнить и избирать эти пути, пути Божьи.

 

Аминь.