протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 декабря 2015

Фонограмма

 

Кол.1,12-18

12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано;

17и Он есть прежде всего, и все Им стои́т.

18И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство

 

Лк.13,10-17

10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее апостольское чтение предварялось очень важными словами, призывом апостола поступать “достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога” (Кол.1.10). Удивительные слова: “в познании Бога”, хотя мы, конечно, говорим: “Бог невидим, непознаваем…” И, тем не менее, именно в Сыне Своем Господь к нам приближается очень близко. Почему для нас так важно читать Евангелие, вникать в него. Потому что Иисус говорит там совершенно определенно: “Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца” (Ин.10.30, Ин.14.9). Многие люди, к сожалению, еще не читали, не открывали никогда в своей жизни Евангелие. Даже когда они говорят: “Я верю в Бога, очень глубоко”, то эта вера инстинктивная, первоначальная, и часто может быть замутнена какими-то предрассудками или неправильным восприятием Бога. Потому что именно из Евангелия мы узнаем – каков наш Бог.

И вот сегодняшний эпизод с исцелением согбенной женщины нам открывает еще одну грань Господа. Мы знаем, что в иудаизме соблюдение субботы – один из самых главных признаков вот этого поиска пути за Господом. И то, что Господь исцелял в субботу нередко, мы об этом читаем, конечно, это не было просто какой-то случайностью. Это было внесение какого-то особого смысла, тем более, что многие Ему противились, тем более, что полагали, что это нарушение, “Человек Этот не от Бога, Он не хранит субботу” – читаем мы в повествовании об исцелении слепорожденного (Ин.9.16). В чем же здесь дело?

Мы понимаем, что седьмой день был освящен именно в соответствии с повествованием второй главы книги Бытия о том, что Бог почил от всех дел Своих в день седьмой. Шесть дней творил мир, в том числе человека, а в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил субботний день (Быт.2.2-3). И поэтому человек призван тоже в этот день, подобно Богу, не творить уже никаких дел, а находиться в таком почтении, благодарности Богу, чтить этот день как день духовной связи между ним и Богом. Но, в то же время, в заповеди о субботе (это четвертая заповедь) сказано: “Помни день субботний, чтобы святить его… и не делай никакой работы ни ты, ни слуга твой, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой”, и так далее (Исх.20.8-10). Совершенно понятно, что, когда речь заходит об ослах и волах, что речь идет, конечно, не только о молитве, а о чем-то еще.

О чем же? О восстановлении, прежде всего, жизненных сил. А для человека восстановление жизненных сил – именно через то, что он будет этот день посвящать Богу, посвящать молитве. Но это не значит, что это должен быть день священного безделия. Потому что седьмой день – он как бы передан во власть человека. Бог перестает творить мир, хотя, на самом деле, такое впечатление, что Бог остановился в Своем творении – оно, конечно, связано с тем, что история человека продвигается значительно быстрее, чем эти эволюционные изменения, которые были в мире, и о которых рассказывает 1-я глава книги Бытия: последовательно творятся всякие животные в порядке усложнения. Но это отдельная тема, мы не будем на ней останавливаться. Но факт тот, что день седьмой, он как бы вручается человеку. Что Бог уже останавливается в Своей творческой, так сказать, энергии, и оставляет всё человеку. И, как говорит Максим Исповедник, как бы и задача человека приводить это творение к Богу, соединять его с Богом, потому что человек – единственный из всех творений несет в себе не только природное начало, но и несет в себе образ Божий, благодать Божию, дух Божий. А вот это соединение, которое поручено человеку, оно нарушается грехопадением. Нарушается тем, что человек сам хочет стать как боги, властвовать над всем и поддается этому обману дьявола.

И восстановление происходит именно в Иисусе Христе. Он восстанавливает истинное отношение к субботе. Истинное поведение, приведение творения, природы к Богу. Через исправление, исцеление тех недугов, которые по разным причинам поражают человека. И поэтому совершенно определенно Господь утверждает: ведь в Законе сказано (и это действительно так, Иисус это совсем не выдумывает, это знал каждый нормальный иудей), что в субботу можно идти напоить осла, вола и так далее. Тоже для чего? Для поддержания жизненных сил. Что в субботу, если осел или вол упадет в яму, его, конечно, тоже нужно вытащить из ямы, иначе он погибнет. И это задача человека – восстанавливать эти жизненные силы. “И тем более, – говорит Господь, – вот эту женщину, которую сатана связал восемнадцать лет, не надлежало ли развязать, освободить в день субботний?”

То есть вот это видение субботы как делания добра. Того добра, которое человеку поручено. И, конечно, пахать поле и прочее – можно делать и в другие дни, а вот эти события, эти акты исцеления, конечно, особенно в субботу, как бы показывающие – в чем призвание вот этого периода человеческой активности седьмого дня, который и есть история человека.

Поэтому для нас так важно усвоить то задание, которое дано каждому из нас: восстанавливать мир! Поэтому всякого рода движения: охраны природы и прочие, прочие, – поддержаны сейчас и нашей Церковью. Конечно, они заслуживают всякого внимания и поддержки. Давайте об этом с вами помнить, о том великом поручении, которое нам дано Господом: поддерживать жизнь! Но лишь тогда мы можем ее поддерживать, когда мы сами будем получать ее не от природных только сил, которые поддерживают только наше телесное состояние, но и от главного источника – силы духовной, которую нам дает Господь.

Пусть Господь к нам всегда благоволит, а наше сердце будет всегда открытым к Его помощи, к Его благодати, для того, чтобы нам нести ее в этот мир, в котором мы поставлены.

Аминь!