Кол.,3, 12-16
12 Итак облекитесь,
как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие,
благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая
взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос
простил вас, так и вы.
14 Более же
всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность
совершенства.
15 И да владычествует
в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны
в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово
да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью;
научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием
и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах
ваших Господу.
Лк., 17, 12-19
12 И когда входил Он в одно
селение, встретили Его десять человек прокаженных,
которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили:
Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев
их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам.
И когда они шли, очистились.
15 Один же
из них, видя, что исцелен, возвратился, громким
голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря
Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус
сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они
не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал
ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня эти два чтения, которые вы сейчас
слышали, замечательно радостные! Они как бы к Рождеству
Христову открывают нам сущность того мира, который
Он принес людям, как бы сущность Евангелия – Радостной
Вести. Не будем об этом забывать, о том, что христианство
– это радостная вера. Потому что очень часто мы
как бы сводим к тому, что это какая-то система запретов:
того нельзя, этого нельзя и т.д. Но на самом деле
это радостная вера! И в чем эта радость? Некое особое
измерение жизни, когда человек действительно понимает,
что он входит в нее внутренне. Это не домашнее устройство,
не устройство личной жизни, не замужество, не получение
квартиры, какой-то должности и т.д. Совсем другое.
Это отношение к миру, отношение к другим людям,
отношение к себе. И вот об этом и говорят два сегодняшних
отрывка. Собственно об этом говорит все Священное
Писание. Но вот в них это как бы особенно сконцентрировано.
Вот, обратите внимание, Господь через апостола Павла
Колоссянам говорит, что, а теперь отложите все:
гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие.
Вот действительно все то, что нам крайне необходимо
(отложить) – отложите, отойдите от этого. И облекитесь
в нового человека, который обновляется в познании
по образу Создавшего его. Обновляется в познании:
каков Бог? Обновляется в познании вот этого добра,
которое Бог принес. Вера наша – продолжение веры
Авраама. В чем суть веры Авраама? «Поверил Авраам
Богу, и это вменилось ему в праведность». Не в Бога
поверил Авраам, не в то, что Он есть - это он и
так знал. А он доверился этому Голосу, Который позвал
его идти в страну, которую он не знает, к чужестранцам.
И там ему будет благословение, там от него Бог произведет
народ особенный, в котором благословятся все другие
народы, все племена земные.
И вот
вера Авраама в то, что эта Сила, обратившаяся к
нему, призвавшая его, что этой Силе можно довериться,
что Она изначально добрая. Не так, как большинство
людей воспринимали тогда Высшую Силу, да и сейчас
большинство так воспринимает. Что это некое неустойчивое
равновесие между добром и злом. Есть добрые божества,
есть злые. Но и от добрых тоже можно получить что-то
такое плохое, и т.д. Поэтому надо как-то между ними
лавировать. А Авраам доверился, что это Сила, Которой
можно довериться. Добрая Сила. И все это отразилось
в Священном Писании. Изначально, с первых строк,
которые мы читаем в первой главе Книги Бытия: Бог
творит все доброе, и увидел Бог, что это хорошо.
И вот
далее Павел говорит своим братьям: облекитесь
в милосердие, в благость, в смиренномудрие. Особое
такое качество христианина – смиренномудрие – смирение,
соединенное с мудростью. В сущности, что такое смирение?
Это объективная оценка себя. Не нужно говорить,
что я хуже всех, я самых плохой и т.д. Так же, как
не нужно говорить, что я должен таким-то быть, должен
показать, должен то-то и то-то. Ничего ты не должен.
Должен жить спокойно, и работать с теми дарами,
которые тебе Господь дал, в них трудолюбиво возрастая.
Снисходя друг ко другу, прощая взаимно, если
кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас.
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со
всякою премудростью; разумением. Все делайте во
имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него
Бога и Отца.
Вот,
«благодаря» – то слово, которое вводит уже
нас в чтение сегодняшнего отрывка Евангелия от Луки:
об исцелении десяти прокаженных. Что может быть
хуже страшной болезни, когда гниет все тело заживо,
покрывается белой коростой и т.д.? И вдруг человек
получает исцеление! И Господь говорит, идите, покажитесь
священнику, который удостоверяет, что, да, человек
не имеет проказы. И через короткое время один из
них, увидев по дороге, что он исцелился, возвращается
с радостью, благодаря Господа. А Господь говорит
очень важные слова: не десять ли исцелились,
да девять где? Как только этот иноплеменник,
самарянин, пришел поблагодарить? И заканчивает
Господь этот краткий диалог с ним словами: иди,
вера твоя спасла тебя. Вера. В чем же выразилась
вера этого человека? В том, что он благодарил, в
том, что он доверился Господу, что он понял, что
это не просто что-то такое случайное – произошло,
и хорошо. А он бросился благодарить. И вот огромное
значение благодарности, как некоей составляющей
компоненты нашей веры. «Вера спасла тебя». Вера,
которая выразилась в благодарности. Следовательно,
когда мы благодарим Бога (мы ведь нередко на ектиньи
говорим: благодарим Господа; перед Евхаристией,
когда мы говорим: горе имеем сердца, мы благодарим
Господа). Вот это важно понять, что вера содержанием
своим имеет благодарность. А без благодарности за
то, что есть, и вера слабеет и тухнет. Поэтому благодарность
важна в наших отношениях с Богом. За все благодарить!
Вот, встали, нет войны, все хорошо, есть электричество,
есть тепло. Вот у нас в храме несколько дней в начале
декабря не было тепла, как было некомфортно, как
было нехорошо, неспокойно. А сейчас есть. И нам
кажется, что это само собой, так и должно быть.
Да, ничего, за это-то и благодарить. Вот, едешь
в метро, как прекрасно, станция, светло, чудесно.
Ну, конечно, когда утром едут люди, толпа, толкаются
и все такое. Но все равно, это же прекрасно – такой
транспорт, в котором можно и почитать и помолиться,
и как-то подумать про себя. Прекрасные мгновения,
в которые человек может побыть как-то внутри себя.
И вот, за все, за все за это благодарить. И тогда
действительно и вера наша наполняется. Мы приобщаемся
к этому Источнику: вера твоя спасла тебя. И не только,
конечно, к Богу, но и друг к другу, потому что,
в сущности, благодарность наполняет правильным содержанием
взаимоотношения людей. Когда люди близкие: родители,
дети, супруги, особенно супруги, друзья благодарят,
пусть даже за каждую мелочь – это не просто доставит
приятное другому, а это установит какую-то связь
между нами. Это то пространство, в котором мы получили
нечто доброе. И понимаем, что это доброе исходит
из сердца нашего близкого. Мы понимаем, как это
хорошо. Мы радуемся этому. Это необычайно важно.
Потому что, если этого нет… Даже если супруг относится
к супруге очень хорошо, купит, там, подарит и все
такое, но если за этим не будет каких-то слов благодарности,
это все пройдет мимо. Мы должны подтверждать словами
то, что мы чувствуем. Конечно, бывают минуты, когда
люди молчат, не понимают друг друга, но это, скорее,
исключение. А как правило – нам и дано слово: в
начале было Слово. Слово – то, что представляет
всю жизнь. Мир создан Словом Божьим. И мы создаем
тот прекрасный мир, когда мы благодарим друг друга,
когда дар слова мы используем для того, чтобы наполнять
наши отношения; это пространство взаимоотношений
наполнять благим содержанием.
Вот
будем с вами об этом помнить. Будем не упускать
случаев, не упускать моментов выразить благодарность.
И не надо для этого петь дифирамбы, поэмы и т.д..
Собственно, и поэзия из этого рождается – из благодарности.
Как хорошо сказал один человек: «Верующие счастливые,
потому что им есть Кого благодарить за радость,
за счастье». Вот давайте об этом помнить и стараться,
приучать себя к тому, чтобы наполнять нашу жизнь,
пространство жизни, отношения с Богом и людьми благодарностью.
Аминь.
|