протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
20 декабря 2015

Фонограмма

Кол.,3, 12-16

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

 

Лк., 17, 12-19

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

  Сегодня эти два чтения, которые вы сейчас слышали, замечательно радостные! Они как бы к Рождеству Христову открывают нам сущность того мира, который Он принес людям, как бы сущность Евангелия – Радостной Вести. Не будем об этом забывать, о том, что христианство – это радостная вера. Потому что очень часто мы как бы сводим к тому, что это какая-то система запретов: того нельзя, этого нельзя и т.д. Но на самом деле это радостная вера! И в чем эта радость? Некое особое измерение жизни, когда человек действительно понимает, что он входит в нее внутренне. Это не домашнее устройство, не устройство личной жизни, не замужество, не получение квартиры, какой-то должности и т.д. Совсем другое. Это отношение к миру, отношение к другим людям, отношение к себе. И вот об этом и говорят два сегодняшних отрывка. Собственно об этом говорит все Священное Писание. Но вот в них это как бы особенно сконцентрировано. Вот, обратите внимание, Господь через апостола Павла Колоссянам говорит, что, а теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие. Вот действительно все то, что нам крайне необходимо (отложить) – отложите, отойдите от этого. И облекитесь в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Обновляется в познании: каков Бог? Обновляется в познании вот этого добра, которое Бог принес. Вера наша – продолжение веры Авраама. В чем суть веры Авраама? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Не в Бога поверил Авраам, не в то, что Он есть - это он и так знал. А он доверился этому Голосу, Который позвал его идти в страну, которую он не знает, к чужестранцам. И там ему будет благословение, там от него Бог произведет народ особенный, в котором благословятся все другие народы, все племена земные.

 И вот вера Авраама в то, что эта Сила, обратившаяся к нему, призвавшая его, что этой Силе можно довериться, что Она изначально добрая. Не так, как большинство людей воспринимали тогда Высшую Силу, да и сейчас большинство так воспринимает. Что это некое неустойчивое равновесие между добром и злом. Есть добрые божества, есть злые. Но и от добрых тоже можно получить что-то такое плохое, и т.д. Поэтому надо как-то между ними лавировать. А Авраам доверился, что это Сила, Которой можно довериться. Добрая Сила. И все это отразилось в Священном Писании. Изначально, с первых строк,  которые мы читаем в первой главе Книги Бытия: Бог творит все доброе, и увидел Бог, что это хорошо.

 И вот далее Павел говорит своим братьям: облекитесь в милосердие, в благость, в смиренномудрие. Особое такое качество христианина – смиренномудрие – смирение, соединенное с мудростью. В сущности, что такое смирение? Это объективная оценка себя. Не нужно говорить, что я хуже всех, я самых плохой и т.д. Так же, как не нужно говорить, что я должен таким-то быть, должен показать, должен то-то и то-то. Ничего ты не должен. Должен жить спокойно, и работать с теми дарами, которые тебе Господь дал, в них трудолюбиво возрастая. Снисходя друг ко другу, прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; разумением. Все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Вот, «благодаря» – то слово, которое вводит уже нас в чтение сегодняшнего отрывка Евангелия от Луки: об исцелении десяти прокаженных. Что может быть хуже страшной болезни, когда гниет все тело заживо, покрывается белой коростой и т.д.? И вдруг человек получает исцеление! И Господь говорит, идите, покажитесь священнику, который удостоверяет, что, да, человек не имеет проказы. И через короткое время один из них, увидев по дороге, что он исцелился, возвращается с радостью, благодаря Господа. А Господь говорит очень важные слова: не десять ли исцелились, да девять где? Как только этот иноплеменник, самарянин, пришел поблагодарить? И заканчивает Господь этот краткий диалог с ним словами: иди, вера твоя спасла тебя. Вера. В чем же выразилась вера этого человека? В том, что он благодарил, в том, что он доверился Господу, что он понял, что это не просто что-то такое случайное – произошло, и хорошо. А он бросился благодарить. И вот огромное значение благодарности, как некоей составляющей компоненты нашей веры. «Вера спасла тебя». Вера, которая выразилась в благодарности. Следовательно, когда мы благодарим Бога (мы ведь нередко на ектиньи говорим: благодарим Господа; перед Евхаристией, когда мы говорим: горе имеем сердца, мы благодарим Господа). Вот это важно понять, что вера содержанием своим имеет благодарность. А без благодарности за то, что есть, и вера слабеет и тухнет. Поэтому благодарность важна в наших отношениях с Богом. За все благодарить! Вот, встали, нет войны, все хорошо, есть электричество, есть тепло. Вот у нас в храме несколько дней в начале декабря не было тепла, как было некомфортно, как было нехорошо, неспокойно. А сейчас есть. И нам кажется, что это само собой, так и должно быть. Да, ничего, за это-то и благодарить. Вот, едешь в метро, как прекрасно, станция, светло, чудесно. Ну, конечно, когда утром едут люди, толпа, толкаются и все такое. Но все равно, это же прекрасно – такой транспорт, в котором можно и почитать и помолиться, и как-то подумать про себя. Прекрасные мгновения, в которые человек может побыть как-то внутри себя. И вот, за все, за все за это благодарить. И тогда действительно и вера наша наполняется. Мы приобщаемся к этому Источнику: вера твоя спасла тебя. И не только, конечно, к Богу, но и друг к другу, потому что, в сущности, благодарность наполняет правильным содержанием взаимоотношения людей. Когда люди близкие: родители, дети, супруги, особенно супруги, друзья благодарят, пусть даже за каждую мелочь – это не просто доставит приятное другому, а это установит какую-то связь между нами. Это то пространство, в котором мы получили нечто доброе. И понимаем, что это доброе исходит из сердца нашего близкого. Мы понимаем, как это хорошо. Мы радуемся этому. Это необычайно важно. Потому что, если этого нет… Даже если супруг относится к супруге очень хорошо, купит, там, подарит и все такое, но если за этим не будет каких-то слов благодарности, это все пройдет мимо. Мы должны подтверждать словами то, что мы чувствуем. Конечно, бывают минуты, когда люди молчат, не понимают друг друга, но это, скорее, исключение. А как правило – нам и дано слово: в начале было Слово. Слово – то, что представляет всю жизнь. Мир создан Словом Божьим. И мы создаем тот прекрасный мир, когда мы благодарим друг друга, когда дар слова мы используем для того, чтобы наполнять наши отношения; это пространство взаимоотношений наполнять благим содержанием. 

Вот будем с вами об этом помнить. Будем не упускать случаев, не упускать моментов выразить благодарность. И не надо для этого петь дифирамбы, поэмы и т.д.. Собственно, и поэзия из этого рождается – из благодарности. Как хорошо сказал один человек: «Верующие счастливые, потому что им есть Кого благодарить за радость, за счастье». Вот давайте об этом помнить и стараться, приучать себя к тому, чтобы наполнять нашу жизнь, пространство жизни, отношения с Богом и людьми благодарностью. 

 

Аминь.