протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 декабря 2015

Фонограмма

Кол.3,4-11

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

Лк.14,16-24

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний день называется Неделя святых праотцев, то есть, воскресный день, когда мы вспоминаем ветхозаветных праведников – Ноя, Авраама, Исаака, вспоминаем Моисея и многих других героев веры Ветхого Завета. Вспоминаем пророка Даниила. В богослужебных текстах имеется много песнопений и стихир, которые прославляют этих праведников. Для пророка Даниила и трех отроков, которых прославляют вот эти тексты, был выбор – оставаться верным Богу, приносить молитвы, и есть ту пищу, которую позволено есть Законом, или умереть за нарушение приказа царя Вавилонского, что никто не должен молиться никому, кроме его статуи; никто не должен отказываться от той пищи, которую ему предлагают, ну и так далее.

И вот такой удивительный образ, когда люди под страхом смерти избирали все-таки верность Богу. Избирали все-таки молитву, а не поклонение идолу, не поклонение царской власти. И это удивительный пример, который сохраняется во всех песнопениях, в богослужебных текстах нашей Церкви, как бы напоминая нам о том – нам, которым трудно бывает найти 10-15 минут помолиться Богу – о людях, которые жизнью жертвовали, чтоб только соблюсти вот это общение с Богом, обращение к Нему.

И вот эта притча о званых на вечерю, она была сказана Иисусом в доме фарисея, как описывает евангелист Лука, когда во время праздника один из приглашенных, обращаясь к Иисусу, сказал, что “наверное, счастлив тот, кто будет на пиру в Царствии Небесном”. Это был образ, который означал, по-видимому, такую высшую радость человека – общение с друзьями, общение с близкими, общение с Самим Господом. Неслучайно в народе такая древняя есть пословица: “За столом посидишь – как в раю побываешь!” Ну, понятно, это не за каждым столом, но, тем не менее, понятно – общение с друзьями, вкусная пища, так сказать, люди расслабляются, вино и всё прочее – вот такой образ высшей радости!

И Господь очень часто этот образ использует. И когда Он говорит об этом счастье, то говорит, что для него необходимо жить как-то по-другому. Не просто заботиться о волах, о супругах, и так далее. Всё это конечно хорошо, но не жить только этим! Жить еще чем-то другим! Жить небесными благами, жить духовными благами, духовными ценностями. И в Ветхом Завете это было редкостью, и в Новом Завете это тоже к каждому из нас обращается.

И, конечно, вся притча, она как бы простирается и в дохристианские времена, и во времена уже жизни Церкви. Надо сказать, что эта же притча излагается и в Евангелии от Матфея, но там в каком-то более драматическом, даже я бы сказал, грозном на первый взгляд варианте. Что там эти званые не только не пошли на готовую вечерю, а убили посланных этих слуг, кого убили, кому голову пробили, и так далее. И потом грозный царь их наказывает: “и сжег дома убийц оных”, и так далее.

Здесь, казалось бы, всё довольно безобидно: что вроде бы он послал, они отказываются под разными предлогами: кто-то пять пар волов купил, хочет поскорее попробовать – как они в работе; кто-то землю купил – надо же посмотреть скорей, не терпится; кто-то женился и не может сейчас прийти, и так далее. Казалось бы, все предлоги очень простые и нет здесь какого-то наказания для них. Но, однако, я думаю, что, рассказанная в Евангелии от Луки эта притча, она еще более настораживающая. Потому что оказывается, что даже не какие-то злые дела – они никого не убивали – но сказано про них: “никто из тех званых мужей не вкусит моей вечери”. И, напротив, посылает хозяин сына, раба своего (понятно кого – Христа): “Иди на улицы, распутья и так далее, зови всех” – это как бы картина Израильского народа, который в большинстве своем, и в прошлые времена, и во время Христа, и позже отворачивается от своего Мессии, предпочитает какие-то другие дела, в которых они очень способны, удачливы: финансы, врачебное дело, музыка и так далее – и народ Израиля отворачивается.

И, казалось бы, почему же эта притча? Почему она связана именно с Неделей праотцев? Мне кажется, что ответ находится в последней строчке: “что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных”. Значит избранные есть! Их мало, но они есть. Эти избранные и есть эти ветхозаветные праведники: Авраам, Моисей, Даниил, три отрока, и так далее. И, конечно, и праведники из народа Израильского, которые и в это время, после Христа, тоже обращаются. И мы знаем, какие бывают достойные замечательные люди. И здесь видим – речь именно об этом и идет. Мы знаем, что в последние 15-20 лет очень много растет движений: «Евреи за Иисуса», «Мессианские евреи», и так далее, соединяющие свою принадлежность к народу Израильскому с верой во Христа. Это удивительное такое движение, которое предсказывали еще старцы прежних времен, как бы знак, что наступит время, когда весь Израиль спасется.

И вот этот образ других народов, о которых говорится: “Пойди на распутья, улицы, заборы и так далее, и собирай всех, кого там найдешь” И, действительно, другие народы принимают это христианство. Может быть, не так ярко, но становятся христианами, христианские страны, христианская культура, и так далее. Но, вместе с тем, и для них остается вот это предостережение: смотрите, чтобы эти все вроде бы благочестивые дела не стали для вас препятствием.

А вот отрывок из послания к Колоссянам перекликается с этими наставлениями, и Павел говорит: “умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение”. А ведь идолослужение в Ветхом Завете – это был самый первый и самый тяжкий грех: когда Израиль отворачивался от Бога, Который его создал, Который вывел его из египетского рабства, дал эту землю. И отворачивался от Него всякими такими делами. Но всегда есть некий малый остаток – это появляется еще в книге пророка Осии, вот это учение об остатке, который Бог сохраняет. Люди из Израильского народа, которые сохраняют эту весть о Мессии, и когда Он приходит – принимают. Принимает кто? Самые простые рыбаки! Среди них практически нет образованных людей, раввинов, никого нет. Это рыбаки, сборщики налогов, кто-то еще… И те эллины, которым проповедует апостол Павел, с радостью принимают, а, наоборот, в этих всех римских городах иудеи нередко начинают его гнать именно потому, что он проповедует язычникам, он общается с язычниками. Вот эта коллизия тогда возникала.

И, конечно, и в наше время понятно, что даже человек, который вроде бы ничего плохого не делает, занимается своими делами, бизнесом и прочим-прочим, а к тому, что называется духовная жизнь, оказывается абсолютно равнодушным. И он оказывается отвергнутым, он не набирает здесь, в этой жизни, того, что необходимо для жизни вечной, будущей – плоды духа, о которых Павел говорит: любовь, радость, милосердие, долготерпение, вера, кротость, воздержание… Такие качества, которые совсем не популярны в бизнесе. Там только дело, прагматика. Если такой не подходит, пусть он там какой угодно хороший, но если он не обладает жесткостью, прагматичностью – не годится.

Вот, противостояние, и особенно вот это идолопоклонство, любостяжание. Как важно иметь чувство меры. Жить необходимым и достаточным. Потому что все эти богатства – они за счет того, что кто-то оказывается крайне бедным. Так что это наставление имеет очень важное значение и для нас с вами, когда мы подходим ко дню Рождества, то нам тоже важно подумать об этом. Отец Александр Мень, предлагая по декадам размышления на Рождественский пост, предлагает последние 10 дней этого поста, подобно волхвам, принести младенцу Иисусу какие-то дары. Кого-то посетить больного, с кем-то примириться, кому-то сделать хороший подарок, который человек ждет, и так далее. Вот подумать об этом – что мы, каждый из нас, можем сделать? Пока еще есть время до Рождества – пусть каждый подумает об этом для себя, в своих условиях, что мы можем сделать такого хорошего, доброго, необычного, которое выходит за рамки наших обыденных дел. Пусть Господь нас благословит в это предстоящее время, и пусть образ этих праотцев, тех немногих, которые избранные – будет для нас всегда живым примером.

Аминь!