протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 января 2016

Фонограмма

 

                                                          

Евр.,11,  9-10, 17-23, 32-40

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

 

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

 

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми?лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

 

 

Мф.,1, 1-25

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

            Сегодняшний день называется: неделя, то есть воскресение перед Рождеством Христовым – воскресный день перед Событием, которое изменило историю всего мира. Изменило историю и жизнь каждого из нас. И в этот день через эти чтения, которые мы сейчас слышали, мы готовимся к осознанию и принятию нашими сердцами этого грандиозного События мирового масштаба. И в этот день читаются два текста: первый – отрывок из Послания к Евреям, второй – первая глава Евангелия от Матфея, огромного такого масштаба, рассказывающая в нескольких словах об истории, которая длилась на протяжении около двух тысяч лет. И надо сказать, что, конечно, эта первая глава, до семнадцатого стиха включительно, быть может, одно из самых трудных мест в Евангелии, и читается она единственный раз, только в этот день. Конечно, она может нас смущать, особенно людей, которые в церковь пришли недавно, - к чему это перечисление совершенно незнакомых нам имен?  Но надо сказать, что и об апостольском чтении, и о евангельском написаны библиотеки книг, и тема эта грандиозна, потому что это не просто перечисление имен. Для Матфея это целая сложная богословская конструкция, которая имеет многочисленные толкования, комментарии и т.д. И, конечно, она является камнем преткновения для людей, которые впервые открывают Евангелие, если им никто не подскажет, что надо начать не с Евангелия от Матфея, а с Евангелия от Марка, то они попадают в очень трудное положение. Во-первых, непонятны имена, потом – мужчины рождают мужчин и т.д. Но довольно скоро можно объяснить, что это родословие по мужской линии, женщины не упоминаются. Хотя там упоминаются четыре женщины, и тоже с такой непростой, так скажем, биографией. Но на этом мы не будем сейчас останавливаться.

            Мы видим, что Евангелие начинается словами: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова,  Сына Авраамова. Сына Давида. Ведь это Евангелие написано для христианских общин уверовавших во Христа иудеев. И поэтому для них Сын Давидов звучит не просто как человек, принадлежащий к роду Давида по ряду поколений, а это еще и мессианский титул. Помните, как Иисус проходит в некоем месте, и слепой кричит: «Сын Давидов, помилуй меня». То есть, для людей ясно, что Сын Давидов – это мессианский титул. Люди вокруг говорят ему: «Да, ты что, замолчи (кто-то поверил, кто-то – нет), кричишь: Сын Давидов». Но он, не умолкая, кричит. Так что, Сын Давидов  - это определенный титул, титул не только царский, но и мессианский, что еще выше. То есть, Мессия, Который приходит спасти мир, установить царство Израиля.

И говорится далее: Сын Авраама, то есть родоначальника еврейского народа. И мы видим, что действительно это перечисление царей, как бы следует за евангельским упоминанием о  святых Ветхого Завета, начиная с Авраама, который поверил тому Голосу, который прозвучал в его сердце. И оставил насиженные места свои, привычное окружение, и переселился в чужую страну, и жил там, в обещанной ему стране, как чужой, как странник. И вот эта поразительная вера Авраама среди общего почитания самых разнообразных богов – плодов неуемной человеческой фантазии. А он поверил в Единого Бога, Единого начала мира. Причем не просто, что Бог есть, а поверил Авраам Богу – Тому Началу, Которое несет добро для человека, Которому можно довериться! И это вменилось ему в праведность. В самом деле, пойти в незнакомую страну, будучи человеком достаточно богатым. Нет никакой необходимости житейской. Но идет именно по повелению и по обетованию: «и в потомстве твоем благословятся все племена земные». Мы нередко задумываемся о смысле жизни: для чего я живу? Вроде, не для чего жить. А для Авраама сразу стало ясно, что он живет для многих, многих народов земли, живет для других людей. И что этому Голосу, Которому он поверил, он должен следовать, несмотря ни на что. И действительно, вера Авраама поразительна! Когда ему Бог говорит: Я произведу от тебя многочисленный народ и т.д., а ему уже ведь где-то за 80 лет. И он говорит: да вот сына нет, какой уж там многочисленный народ?! И тем не менее это обетование исполняется – тогда, когда, казалось бы, все биологические возможности закончились, у него рождается сын. Великая радость! Называет его Исаак – смехрадость. Так и назвали его: радость сотворил ему Господь и Сарре. Но проходит 10-12 лет, и вновь этот же Голос ему говорит: а вот теперь принеси этого сына Мне в жертву. Как? Полный абсурд! Апостол Павел в Послании поясняет, что он верил, что Бог силен из мертвых воскресить его сына. Но понятно, что это воскресение наступит позже, для другого сына, по имени Иисус. Но Авраам это все совершает. И вот это поразительное событие – такое невероятное доверие этому Голосу! И вот эта вера Авраама, она и продолжается в многочисленных потомках.

Перечисляются и другие дети: родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его. Почему говорится об Иуде? Апостол Павел позже скажет: из колена Иудова воссиял Господь наш Иисус. То есть, Он принадлежит к тому колену, в котором Исаак, благословляя своих внуков, 12 родоначальников двенадцати колен, благословляет Иуду, как носителя царского скипетра. То есть, царствование будет именно от потомства Иуды, в этом колене. И поэтому подчеркивается именно Иуда, и затем его родословие до Иосифа. И братьев его, то есть упоминание о 12 колен Израилевых.

Далее перечисляются эти имена – конечно, нам, может быть, не все они говорят нам о чем-то, но это можно всегда для себя интерпретировать, как длительный период труда над людьми. Нам очень часто в жизни кажется: ну, как это, не меняется жизнь, церкви открыты, а народ еще не весь обратился, и т.д. Что такое 25 лет по сравнению с 2000 лет? Или с десятками тысячами лет существования вообще всего человеческого рода? И вот здесь выделяются особенно три периода: от Авраама до Давида, от Давида до переселения вавилонского, и от переселения вавилонского до Иосифа. Три периода. В каждом периоде 14 родов. Почему такое число – 14? Дело в том, что и в древнееврейском, и в греческом языке цифры обозначались буквами. И поэтому каждое слово могло еще иметь особое цифровое значение. Так вот, при сложении букв имени Давида, которые несут в себе также и цифры, получается число 14. То есть трижды повторяется: Давид, Давид, Давид. То есть трижды подтверждается, что именно от того человека, которого Господь избрал по сердцу Своему, произойдет Спаситель Иисус Христос. И доходит это родословие до Иосифа, Иосифа, к которому Ангел обращается, как «сын Давидов».

Ну, и далее уже, после 18-го стиха вполне можно читать уже всякому человеку. Я всегда, когда даю Евангелие кому-нибудь, говорю: только первую главу начинайте читать не с первого стиха, а с восемнадцатого.  Так что, всем советую тоже такое предупреждение делать. И там уже говорится о рождестве Иисуса Христа. Но здесь тоже происходят таинственные, чудесные события. Иосиф обручается с Марией. Обручение могло происходить за год до того, как супруги начинают жить вместе, и все прочее. Сказано: и он не знал ее. И когда они сходятся вместе, чтобы начать совместную жизнь, оказывается, что Она уже ждет ребенка. Ну, это, конечно, страшное преступление, за которое побивать камнями в древности надо было. А во времена Иисуса – сразу развод, расписка, и т.д. – женщина опозорена на всю жизнь, что она в таком юном возрасте уже нарушила супружескую верность. Но когда Иосиф об этом подумал, будучи добрым человеком, не желая ее огласить, дать огласку этому делу, а так, тихонечко ее отпустить, во сне ему является Ангел Господень и говорит: Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою, потому что рождаемое в Ней от Духа Святого. И говорит: родит Сына, наречешь Ему имя Иисус  (которое означает «Бог спасает»), и Он спасет людей Своих от грехов их. Это знаменательно – сразу предсказание, Кем же будет, и в чем спасение. Спасение не в установлении царства, не в приобретении какого-то могущества – спасение от грехов их. Это наставление тоже для каждого из нас: что, прежде всего, человек спасается не занятием высокого положения, богатством, крепким здоровьем, и т.д., а спасается, когда освобождается от своих больших и малых грехов. И Иосиф сразу это понимает, принимает Марию, и дает ребенку имя.

Когда мы читаем Евангелие от Луки, оно начинается повествованием как бы от родословия Марии. Помните, начинается повествованием о Захарии и Елисавете. Они благочестивые люди. Он священник, она из рода Ааронова, и т.д. И по молитве они тоже становятся родителями. И вот в этом союзе Иосифа и Марии соединяются две линии: линия царская со стороны Иосифа, и линия священническая со стороны Марии. Поэтому Иисус  - и Царь, и Первосвященник. Первосвященник, так сказать, по плоти наследования, которое Иисус получает от Марии. А Царь – по тому Духу, Который через роды от Авраама до Иуды, и до Иосифа приходит к Нему. И заканчивается это повествование тем, что рождается ребенок, все хорошо. Иосиф нарицает имя Ему – Иисус. Наречение имени отцом есть признание сына, есть уже принятие его, и все, что он имел, все достоинства царские и прочее, прочее, все переходят на этого первенца, которому он нарекает имя.

Вот такое грандиозное Событие, к которому мы приближаемся! Такая радость всему миру, радость сердцу, каждого из нас! Поэтому для нас важно как-то внутренне находить минутки для того, чтобы осмыслять это, чтобы и в нашем сердце как-то произошло это осознание важности этого События, для каждого из нас. Чтобы мы тоже избирали, строили свою жизнь в соответствии с этим мудрым, глубоким, сложным замыслом Бога не только о мире, но и о каждом из нас.   

 

Аминь.