протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 января 2016

Фонограмма

Гал.1,11-19

11Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 

Мф.2,13-23

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение называется Неделя после Рождества Христова. Такой большой праздник как Рождество имеет свои дни не только в самый день праздника, но и в субботу и в воскресенье перед и после праздника. И вот сегодняшнее евангельское чтение из Евангелия от Матфея нас побуждает как бы отодвинуть на задний план такие мирные прекрасные рождественские картинки: ясли, младенец, волы, ослы, пастухи, волхвы с дарами… Всё прекрасно и хорошо, но мы видим, что суровая действительность вторгается в жизнь родившегося Спасителя. И уже ребенок Иисус кажется настолько опасным для власти царя, что он отдает приказ уничтожить всех младенцев вот этого маленького возраста, от 2-х лет и ниже, чтобы среди них оказался, по возможности, и этот возможный претендент, которому пришли поклониться волхвы. Спустя несколько лет последователи Иисуса тоже вскоре подвергаются преследованиям со стороны гражданской римской власти, как люди весьма опасные для установившегося в империи порядка. Таким образом, мы видим, что тень креста уже лежала на родившемся Спасителе мира с самого начала Его жизни. Потому что Ирод страдал такой же паранойей как все диктаторы. Пропорционально увеличению их власти увеличивалась и опасность, что кто-нибудь эту власть у них отнимет. Таким образом, мы видим, что прежде чем Царь мира будущий научился ходить, Он был уже бездомным изгнанником из своей страны.

Почему так? Потому что, действительно, Тот, Кто пришел спасать мир, не может жить в комфорте, когда мир находится во власти жестоких алчных людей. Ему нельзя вести беспечную жизнь, когда мир страдает от жестокости и несправедливости. И само именование родившегося Младенца – Еммануил, «с нами Бог» – как раз то и означает, что Он с нами во всех наших горестях, переживаниях, проблемах. Проблемах с работой, проблемах с семьей, проблемах со здоровьем, проблемах от разных опасностей… И во всех этих ситуациях с нами присутствует Господь. Он приходит ко всем людям.

И как в нынешнем рождественском послании Патриарх Кирилл замечательно говорил о том, что никто не отвержен от Его любви: ни люди, которые неуспешны в жизни; ни люди, которые слабые здоровьем или какие-то недуги природные, и так далее – всех Господь любит, никого не отвергает. И вот, во вчерашнем Евангелии читались такие замечательные слова (в Евангелии от Матфея) о том, что Он льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит. То есть везде, где только теплится начало жизни, Он поддержит и утешит и даст будущую жизнь. Итак, с нами Бог везде, где бы мы не находились, в каких трудных обстоятельствах мы бы не оказались.

В этом отрывке Матфей приводит несколько пророческих слов, как бы в подтверждение того, что рождение Иисуса и все эти события, которые происходят с Ним, они не случайны, они были уже видны через призму многих веков людьми, которые любили Бога, знали Бога, и Бог открывал им эти события. В частности, когда речь идет о бегстве в Египет, то евангелист говорит о том “дабы сбылись слова пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего”. Пророк Осия имел в виду на первом-то плане, конечно, сам Израиль – народ, который первым и единственным уверовал в Единого Бога и стал верен, старался по крайней мере быть верным тем заповедям, которые Господь ему открыл. Это не было заимствованием ниоткуда, потому что вокруг были только языческие народы, и ничего такого заимствовать ниоткуда было невозможно. Это именно то откровение, которое пришло народу Израильскому. И вот это предназначение Израиля исполняется в Иисусе – подлинном Сыне Божием, который приходит для того, чтобы именно спасти людей от духовной гибели.

Далее, когда этот жестокий приказ Ирода, истребление младенцев в Вифлееме, опять вспоминается пророчество, но уже другого пророка – Иеремии, 31 глава. “Глас в Раме слышен, плач и рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет”. Речь идет, конечно, не об одной какой-то конкретной женщине, а некая Рахиль, видимо, такой собирательный образ, что все израильские женщины плачут, потому что изгоняется народ, уводят в вавилонское пленение за семь веков до прихода Христа, и конечно при этом гибнут многие люди, тем более младенцы… Но вместе с тем, Иеремия говорит плачущим: “Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской”. То есть речь идет о том, что через эти страдания и жертвы всё равно Господь возродит, восстановит народ Свой.

И, действительно, через 70 лет Израиль получает возможность вернуться на свою родину, и за это время отсутствия в стране он начинает понимать, что спасение не в самом храме и горе не в разрушении его, горе – в утрате Бога, и спасение – именно в вере, которая всегда остается с людьми, в каком бы месте, в какой бы точке земного шара он не находился. Таким образом, вот это изгнание и возвращение из плена, о которой говорится в 31-ой главе, Иеремия говорит об этом, что через невероятные трудности Господь проводит человека, потому что цели Его всё равно будут достигнуты. И надо сказать, что в этой же главе говорится о новом завете, то есть неслучайно это упоминание об этих детях и об этом возвращении. Что “заключу новый завет с народом”. Таким образом, Иисус приносит облегчение и спасение даже, казалось бы, в безнадежной ситуации.

Удивительным образом, вот этот безбожный период гонений в России тоже длился именно 70 лет, и прекратился празднованием 1000-летия крещения Руси. Конечно, эти даты – не случайные совпадения, а как бы знак Божий о том, что Господь любит и нашу страну, Господь тоже держит ее какое-то время в таких жестоких условиях, чтобы показать, насколько важна в жизни, необходима для человека вера в Бога. Необходима для жизни страны, для жизни народа, для нормального становления каждого человека.

И, наконец, заканчивает словами о том, что Ангел является Иосифу в Египте, говорит: “Возвращайся обратно на родину, ибо умерли искавшие души Младенца”. И, по откровению, он поселяется в маленьком, незначительном городке Назарет, о котором даже мало где упоминалось, даже одно время некоторые специалисты считали, что вообще этого городка не было, потом придумали. Но все-таки он, конечно, был и это как бы еще раз подчеркивает это умаление, даже один из будущих апостолов, когда его призывает его товарищ: “Мы нашли Мессию из Назарета”. – “Может ли из Назарета быть что-либо доброе?”. Ну представьте, что кто-то скажет, что в Люберцах такой замечательный гениальный философ родился… – Из Люберец? Ну как-то странно… Мафия, может быть, а вот насчет философ – как-то затруднительно…

Но, так или иначе, вот эта деталь обыгрывается тоже и говорится, что неслучаен этот выбор, подсказка, так сказать, Ангела, что “Он Назореем наречется”. Дело в том, что это название города созвучно с другим словом, в общем-то, не имеющим отношения к этому городу – “нецер” или “незер”, что означает “отрасль”. Этим словом назывался царь Давид, который был всего лишь восьмым сыном у Иессея – благочестивого человека, к которому был послан пророк Самуил, и было сказано, что из отрасли его, этого Иессея, один из его сыновей будет родоначальником Спасителя мира. Он приводит своих сыновей. Самуил к каждому из них подходит, но Господь говорит: “Нет, не этот, не этот, не этот…” Всё уже, вроде бы других сыновей нет... И он его спрашивает: “А нет ли еще у тебя сыновей?” – “Да, есть там мальчик, он овец пасет” – “Приведи его”. И приходит этот совсем юный отрок, и Господь говорит, что “вот именно этого-то Я и поставлю царем”. Так что это имя “отрасль”, оно как бы продолжается, как бы указание, что вот именно Он-то и будет Спасителем, Царем в продолжение того обетования, которое было дано царю Давиду.

Так что вот мы видим, что Господь осуществляет Свои планы, несмотря на сопротивление людей, несмотря на сопротивление, такое биологическое сопротивление человека, стремление человека к нажиму, порядку и прочему, мы понимаем, что в мире нередко возникали такие идеи мироустройства, основанные на насилии, но все они разрушались. И Господь проводит вот эту, Свою линию – любви, принятия каждого человека, и каждый находит в Нем поддержку и утешение.

Аминь!