2Тим., 4, 5-8
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси
скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою,
и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался,
течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст
мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем,
возлюбившим явление Его.
Мк.,1, 1-8
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела
Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте
путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне
и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская
и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя
грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего
волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедовал, говоря: идет за
мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать
ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом
Святым.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Текст,
который мы сейчас слышали, есть самое начало Евангелия от Марка. И некоторые
комментаторы сравнивают этот текст с пробуждением человека, которому
спящему, глубоко погруженному в сон, плеснули в лицо стакан холодной
воды, распахнули окно, солнечный яркий свет заливает комнату, и говорят
ему: «Вставай, пробудись! Что же ты спишь? Произошло такое важное!».
И действительно, если мы вдумаемся: вот, мы начинаем читать Евангелие
– что мы сразу слышим? Мы слышим, что есть особый возглас – голос вопиющего
в пустыне. Это слово из Книги пророка Исайи. Мы видим, что вся Иудейская
страна, Иерусалимляне идут к этому человеку по имени Иоанн исповедовать,
пред всеми говорят о своих грехах, и получают прощение, омовение в водах
священного Иордана. Но мало того, сам Иоанн говорит, что это еще не
так много значит то, что вы здесь собрались - я-то вас омываю только
водою, а идет за мною Тот, Кто будет омывать вас Духом Святым. Но действительно,
если так вдуматься, мы уже, конечно, немного привыкли к евангельскому
тексту, но если себя немножко так оживить, то понятно, что это начало
такое очень яркое, очень такое интригующее сразу.
Вот, мы
готовимся к празднику Богоявления, и именно так и начинается явление
Бога народу Израилю. Оно происходило, конечно, неоднократно на протяжении
истории. Но то, которое совершилось приходом Спасителем Господа Иисуса
Христа. И вот слова: «Вот, Я посылаю Ангела пред лицом Твоим, который
приготовит путь Твой пред Тобою» (это слова из пророка Малахии) – ответ
тем, кто перестал надеяться на правосудие Божие, и пророк предрек, что
пришествие будет Божие, перед Которым будет идти некий великий вестник.
И именно с этой вести, с этих слов пророка Малахии, начинает Марк свое
повествование. И далее он берет тоже удивительные, яркие слова Исайи
– «глас вопиющего в пустыне». Вот, представим себе: пустыня, пески раскаленные,
какие-то ящерки бегают, больше ничего особенного – и вот из этой пустыни
кто-то приходит и глас вопиющего, громко кричащего, что-то очень важное
говорит человек, обращаясь из такого пространства. Это из Книги пророка
Исайи, 40-ая глава, которая начинается словами: «Утешайте, утешайте
народ Мой, Израиля». Она обращена к тому населению Израиля, которое
угнано было в вавилонский плен, которое жило там 70 лет, которые горевали,
тосковали о Иерусалимском храме (вскоре, через пару недель, мы будем
петь «на реках вавилонских сидели плакали, вспоминая о Сионе») – такое
было состояние людей. И вот, к ним вдруг приходит и говорит, что «явится
слава Господа, и узрит всякая плоть спасение Божие». Там речь идет о
том, что это пленение вавилонское, которое, казалось бы, навечно, оно
заканчивается через 70 лет, и народу откроется возможность вернуться
обратно. Вернуться в свой любимый Иерусалим, восстанавливать храм, восстанавливать
город, восстанавливать жизнь. Вот такие слова замечательные! Глас вопиющего
в пустыне именно эту приносит весть.
И вот здесь,
в Евангелии о Марка, эти слова приводятся для того, чтобы подчеркнуть,
что приближается освобождение не от плотского рабства – рабства египетского
или рабства вавилонянам, когда людей насильно держат; а освобождение
от того рабства, в котором каждого из нас держит тот или иной грех,
та или иная наша склонность, непобежденный нами неправильный путь нашей
жизни. И именно от него призывает евангелист нас освободиться. Освободиться
через покаяние. И напоминает о древнем обычае омовения, когда люди,
которые из язычества приходили в веру в Единого Бога, омывались водою
(в данном случае, водою реки Иордана) от всякого рода языческой скверны,
пороков, волшебства, гаданий, и всяких мерзких вещей. Омывались с тем,
чтобы начать новую жизнь. А Иоанн призывает не язычников, а призывает
израильтян – людей, которые, казалось бы, живут по закону, все соблюдают,
все хорошо. А он их, подобно язычникам, призывает омыться, чтобы встретить
какое-то очень важное Божественное событие. Ну, конечно, это вызывает
у многих удивление, даже недовольство. «Кто дал тебе власть такую?»,
- спрашивают его потом фарисеи.
Почему
это так важно? Какое это имеет отношение к нам, живущим сегодня? Дело
в том, что человек живет в реме, и со временем как-то привыкает – ну,
ходит в храм, читает утренние и вечерние молитвы (правда, иногда пропускает),
читает какие-то книги – и как-то привыкает к такой жизни, наступает
привычка к благочестию, и как-то внутри засыпает человек. И вот в начале
года нам как раз и предлагается - после празднования Рождества, прихода
в мир Христа Спасителя, с тем, чтобы строить жизнь свою как-то иначе,
по-новому – Новый год наступил, значит нужно обновиться, жить новым
чем-то - и нам и предлагается этот удивительный праздник Крещения Господня.
Вы видите,
по-разному начинают евангелисты свое повествования. Матфей начинает
с книги родства – перечисляет сродников Иисуса, показывает длинный ряд
поколений, в итоге которого приходит Христос Спаситель. А Марк сразу
начинает (как бы встряхивает нас) с того, что «покайтесь, ибо приблизилось
Царствие Небесное». И Церковь призывает нас тоже: «Проснитесь! Вы живете
привычной жизнью, вам кажется, что все хорошо. На самом деле, нет! Вы
начинаете засыпать». И нам приходит как бы знак этого присутствия Божия
– этот праздник Богоявления, когда мы освящаем воду. Множество людей
приходит за этой водой, даже люди, которые обычно в храм не ходят, так
полу веруют, полу не веруют. И нам является вот этот знак – действительно
вода, которая хранится много лет, не портится (если она в чистом сосуде).
«И благодать Божия, сила Божия среди вас присутствует – проснитесь и
вместите ее в себя вновь!» - вот к чему призывает нас Церковь. Это как
бы знак присутствия Божия среди нас, вот эта освященная вода. И Иоанн
нам говорит об этом же: «Я крестил вас, то есть омывал вас водою, но
идет за мной Некто, Кто будет крестить, омывать вас Духом Святым». В
этом как раз событии – освящении воды, нам каждый раз обновляется явление
Святого Духа, сила Божья, которая незримо проникает и меняет что-то
не только внутри человеческого сердца, но и внутри воды, материальной,
так сказать, природы.
Вот, давайте
об этом с вами помнить. И особенно помнить, конечно, о том, чем заканчивается
сегодняшнее Евангелие: «Я крестил вас водою, а за мной идет Тот, Кто
будет крестить вас Духом Святым». «Крестил» - надо всегда помнить, «омывал».
На самом деле там греческое слово, которое означает «омывать». На русский
так переведено, что ассоциируется со знаком «крест» - но это особая
тема, не буду сейчас на ней останавливаться. Но так или иначе, мы должны
помнить, что это означает «омывать», как мы омываем вещи, омываем продукты
и т.д. А тут омытие нашего существа будет происходить не только этой
водой, а именно благодатью Святаго Духа. Для чего нам нужно об этом
помнить? Потому что мы подвержены не только всяким внешним влияниям,
но и влиянию Божественному. Не только через внешние какие-то обстоятельства
– проповеди, книги и прочее, а через это незримое действие благодати,
которую удается нам время от времени ощущать. И вот тут мы должны именно
раскрыть свое сердце, раскрыть свой разум, глаза нашего сердца раскрыть
навстречу этой дивной энергии Божией, которая приходит к нам и меняет
наше сердце. Но для этого, конечно, надо раскрыться навстречу Господу.
Церковь нам об этом напоминает: вот в грядущие два дня, завтра и послезавтра,
когда мы празднуем Богоявление – приход Христа в мир.
Аминь.
|