протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 января 2016

Фонограмма

2Тим., 4, 5-8

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

 

 

Мк.,1, 1-8

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Текст, который мы сейчас слышали, есть самое начало Евангелия от Марка. И некоторые комментаторы сравнивают этот текст с пробуждением человека, которому спящему, глубоко погруженному в сон, плеснули в лицо стакан холодной воды, распахнули окно, солнечный яркий свет заливает комнату, и говорят ему: «Вставай, пробудись! Что же ты спишь? Произошло такое важное!». И действительно, если мы вдумаемся: вот, мы начинаем читать Евангелие – что мы сразу слышим? Мы слышим, что есть особый возглас – голос вопиющего в пустыне. Это слово из Книги пророка Исайи. Мы видим, что вся Иудейская страна, Иерусалимляне идут к этому человеку по имени Иоанн исповедовать, пред всеми говорят о своих грехах, и получают прощение, омовение в водах священного Иордана. Но мало того, сам Иоанн говорит, что это еще не так много значит то, что вы здесь собрались - я-то вас омываю только водою, а идет за мною Тот, Кто будет омывать вас Духом Святым. Но действительно, если так вдуматься, мы уже, конечно, немного привыкли к евангельскому тексту, но если себя немножко так оживить, то понятно, что это начало такое очень яркое, очень такое интригующее сразу.

Вот, мы готовимся к празднику Богоявления, и именно так и начинается явление Бога народу Израилю. Оно происходило, конечно, неоднократно на протяжении истории. Но то, которое совершилось приходом Спасителем Господа Иисуса Христа. И вот слова: «Вот, Я посылаю Ангела пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (это слова из пророка Малахии) – ответ тем, кто перестал надеяться на правосудие Божие, и пророк предрек, что пришествие будет Божие, перед Которым будет идти некий великий вестник. И именно с этой вести, с этих слов пророка Малахии, начинает Марк свое повествование. И далее он берет тоже удивительные, яркие слова Исайи – «глас вопиющего в пустыне». Вот, представим себе: пустыня, пески раскаленные, какие-то ящерки бегают, больше ничего особенного – и вот из этой пустыни кто-то приходит и глас вопиющего, громко кричащего, что-то очень важное говорит человек, обращаясь из такого пространства. Это из Книги пророка Исайи, 40-ая глава, которая начинается словами: «Утешайте, утешайте народ Мой, Израиля». Она обращена к тому населению Израиля, которое угнано было в вавилонский плен, которое жило там 70 лет, которые горевали, тосковали о Иерусалимском храме (вскоре, через пару недель, мы будем петь «на реках вавилонских сидели плакали, вспоминая о Сионе») – такое было состояние людей. И вот, к ним вдруг приходит и говорит, что «явится слава Господа, и узрит всякая плоть спасение Божие». Там речь идет о том, что это пленение вавилонское, которое, казалось бы, навечно, оно заканчивается через 70 лет, и народу откроется возможность вернуться обратно. Вернуться в свой любимый Иерусалим, восстанавливать храм, восстанавливать город, восстанавливать жизнь. Вот такие слова замечательные! Глас вопиющего в пустыне именно эту приносит весть.

И вот здесь, в Евангелии о Марка, эти слова приводятся для того, чтобы подчеркнуть, что приближается освобождение не от плотского рабства – рабства египетского или рабства вавилонянам, когда людей насильно держат; а освобождение от того рабства, в котором каждого из нас держит тот или иной грех, та или иная наша склонность, непобежденный нами неправильный путь нашей жизни. И именно от него призывает евангелист нас освободиться. Освободиться через покаяние. И напоминает о древнем обычае омовения, когда люди, которые из язычества приходили в веру в Единого Бога, омывались водою (в данном случае, водою реки Иордана) от всякого рода языческой скверны, пороков, волшебства, гаданий, и всяких мерзких вещей. Омывались с тем, чтобы начать новую жизнь. А Иоанн призывает не язычников, а призывает израильтян – людей, которые, казалось бы, живут по закону, все соблюдают, все хорошо. А он их, подобно язычникам, призывает омыться, чтобы встретить какое-то очень важное Божественное событие. Ну, конечно, это вызывает у многих удивление, даже недовольство. «Кто дал тебе власть такую?», - спрашивают его потом фарисеи.

Почему это так важно? Какое это имеет отношение к нам, живущим сегодня? Дело в том, что человек живет в реме, и со временем как-то привыкает – ну, ходит в храм, читает утренние и вечерние молитвы (правда, иногда пропускает), читает какие-то книги – и как-то привыкает к такой жизни, наступает привычка к благочестию, и как-то внутри засыпает человек. И вот в начале года нам как раз и предлагается - после празднования Рождества, прихода в мир Христа Спасителя, с тем, чтобы строить жизнь свою как-то иначе, по-новому – Новый год наступил, значит нужно обновиться, жить новым чем-то - и нам и предлагается этот удивительный праздник Крещения Господня.

Вы видите, по-разному начинают евангелисты свое повествования. Матфей начинает с книги родства – перечисляет сродников Иисуса, показывает длинный ряд поколений, в итоге которого приходит Христос Спаситель. А Марк сразу начинает (как бы встряхивает нас) с того, что «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И Церковь призывает нас тоже: «Проснитесь! Вы живете привычной жизнью, вам кажется, что все хорошо. На самом деле, нет! Вы начинаете засыпать». И нам приходит как бы знак этого присутствия Божия – этот праздник Богоявления, когда мы освящаем воду. Множество людей приходит за этой водой, даже люди, которые обычно в храм не ходят, так полу веруют, полу не веруют. И нам является вот этот знак – действительно вода, которая хранится много лет, не портится (если она в чистом сосуде). «И благодать Божия, сила Божия среди вас присутствует – проснитесь и вместите ее в себя вновь!» - вот к чему призывает нас Церковь. Это как бы знак присутствия Божия среди нас, вот эта освященная вода. И Иоанн нам говорит об этом же: «Я крестил вас, то есть омывал вас водою, но идет за мной Некто, Кто будет крестить, омывать вас Духом Святым». В этом как раз событии – освящении воды, нам каждый раз обновляется явление Святого Духа, сила Божья, которая незримо проникает и меняет что-то не только внутри человеческого сердца, но и внутри воды, материальной, так сказать, природы.

Вот, давайте об этом с вами помнить. И особенно помнить, конечно, о том, чем заканчивается сегодняшнее Евангелие: «Я крестил вас водою, а за мной идет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым». «Крестил» - надо всегда помнить, «омывал». На самом деле там греческое слово, которое означает «омывать». На русский так переведено, что ассоциируется со знаком «крест» - но это особая тема, не буду сейчас на ней останавливаться. Но так или иначе, мы должны помнить, что это означает «омывать», как мы омываем вещи, омываем продукты и т.д. А тут омытие нашего существа будет происходить не только этой водой, а именно благодатью Святаго Духа. Для чего нам нужно об этом помнить? Потому что мы подвержены не только всяким внешним влияниям, но и влиянию Божественному. Не только через внешние какие-то обстоятельства – проповеди, книги и прочее, а через это незримое действие благодати, которую удается нам время от времени ощущать. И вот тут мы должны именно раскрыть свое сердце, раскрыть свой разум, глаза нашего сердца раскрыть навстречу этой дивной энергии Божией, которая приходит к нам и меняет наше сердце. Но для этого, конечно, надо раскрыться навстречу Господу. Церковь нам об этом напоминает: вот в грядущие два дня, завтра и послезавтра, когда мы празднуем Богоявление – приход Христа в мир. 

 

Аминь.