Еф.4,7-13
7Каждому же из нас дана благодать по
мере дара Христова.
8Посему и сказано: восшед на высоту,
пленил плен и дал дары человекам.
9А "восшел" что? означает,
как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше
всех небес, дабы наполнить все.
11И Он поставил одних Апостолами, других
пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12к совершению святых, на дело служения,
для созидания Тела Христова,
13доколе все придем в единство веры и
познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Мф.4,12-17
12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под
стражу, удалился в Галилею
13и, оставив Назарет, пришел и поселился
в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14да сбудется реченное через пророка Исаию,
который говорит:
15земля Завулонова и земля Неффалимова,
на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16народ, сидящий во тьме, увидел свет
великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17С того времени Иисус начал проповедовать
и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшнее
евангельское чтение, оно так и положено в воскресенье, то есть Неделю
после Богоявления. Богоявление – Господь явился в Сыне Своем говорить
о правде Божией всем людям. И проповедь свою Иисус начинает словами,
которые отчасти уже говорил Иоанн Предтеча – о покаянии, – но прибавляет
очень важные другие слова: “Ибо приблизилось Царствие Небесное”.
Прежде всего,
надо дать себе ясный отчет, что Царствие Небесное и Царствие Божие –
это, в сущности, синонимы. Потому что очень часто Иудеи, чтобы из благоговения
не произносить имя Божие напрасно, всуе, говорили – “небо”, “небесное”,
“небесная благодать”, и так далее. Ну, в общем, мы тоже, когда говорим
о небе духовном, мы понимаем, что говорим о чем-то возвышенном, в общем-то,
о Боге.
“Приблизилось
Царствие Небесное”. И если бы мы спросили бы себя – какая была главная
тема проповеди Иисуса Христа, то, конечно, правильным ответом и было
бы это – Царствие Божие. Мы видим, как Он начинает с этого; мы видим
как много притч посвящено именно раскрытию того – что такое Царствие
Божие. Царствие Божие – это какие-то новые взаимоотношения между людьми.
Это какой-то новый принцип жизни – когда человек должен стремиться не
к богатству, не занимать высокое положение, повелевать другими людьми,
и так далее, а стремиться к правде Божией, стремиться к тому, чтобы
нести прощение и любовь. Вот это и есть Царствие Божие.
Конечно, это
понятие непростое, иначе бы Господь так много и не давал бы притчей,
чтобы мы лучше поняли. И Он Сам являет пример вот этой жизни в Царствии
Божием. Сам являет пример мудрости, прощения во всякой жизненной ситуации.
И когда ученики желают защитить Его с помощью оружия, Он отчетливо говорит:
“Убери меч твой в ножны, ибо всякий, взявший меч, от меча погибнет”.
Какой-то новый принцип взаимоотношений между людьми.
В это время,
когда Иисус жил на нашей земле, уже 60 лет было, как Иудея была завоевана
Римской империей. И правили ей местные царьки, которых Рим поставлял
для того, чтобы они выполняли всякую грязную работу: собирать налоги,
подавлять мятежи и восстания, и так далее. И, конечно, это было для
народа всегда таким горьким состоянием. Потому что если Евреи считали
себя избранным народом, народом, которому первому было дано вера в Единого
Бога; и даны десять заповедей; такая история, когда Бог сохранял, при
всех, казалось бы, перипетиях, когда они давно должны были погибнуть,
как погибли множество народов, живший вокруг Евреев в то время (примерно
две или полторы тысячи лет до Рождества Христова). То понятно, если
народ – избранный, то Бог не может позволить, чтобы он находился в таком
бедственном положении. Он Сам возглавит Свой народ, Сам выведет его
из этого положения, как Он вывел из египетского рабства, тоже не путем
восстания, а путем ухода. Раз здесь не принимают, раз здесь такие ужасные
условия, а Бог обещал другую землю – Он вывел из египетского рабства.
И, между прочим,
очень интересно, что недавно появились сообщения о том, что на дне Красного
моря, в Суэцком заливе, как раз примерно в том месте, где по Библии
и был переход через это море, в полутора километрах от берега подводные
археологи нашли огромное количество скелетов. Скелетов явно египетского
войска – оружие, копья, колесницы украшенные, и так далее. Было уже
сейчас извлечено около сорока таких скелетов, а по предварительным прикидкам
должно быть около четырех тысяч. И причем это всё относится ко времени
Эхнатона, 14-й век до Рождества Христова – то есть именно то самое время,
когда был исход Евреев из египетского рабства. То есть очевидно, что
то, что рассказывает Библия о гибели войска фараона, о спасении чудесном
и так далее – то это была не поэтическая легенда, а историческая реальность.
Надеемся, что дальше эти раскопки приведут к еще более интересным результатам.
А здесь об
освобождении речь шла устами пророков. Что Бог пошлет Мессию, пошлет
Царя, истинного Царя – справедливого, мудрого, Который освободит Свой
народ от рабства. И, понятно, что народ воспринимал это в таких земных
измерениях. А Господь говорит им: “Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие
Небесное”. То есть откажитесь от мысли о революции; от мысли, что путем
восстания, убийств и так далее мы-то и установим правильные отношения,
установим правильную, справедливую жизнь.
Как раз вот
это устремление, эта идея и была одним из главных трех искушений Христа
в пустыне, когда дьявол говорит Ему: “Поклонись мне. Вся эта земная
жизнь отдана мне, и кому хочу, я ее отдам”. Конечно, это был обман.
“Поклонись мне”, то есть встань на пути насилия, обмана, властности,
но зато ради очень хороших целей. Цель оправдает всякие, так сказать,
негодные дьявольские средства. Иисус это отвергает: “Единому Богу твоему
поклоняйся, и Ему одному служи”. Поклоняйся – то есть избирай те пути,
о которых Он говорит, Бог в десяти заповедях, а не тот, кто Его
искушает в пустыне. Потому что революционная борьба, убийство, насилие
будет борьбой тьмы против тьмы, одна тьма будет бороться с другой тьмой
и результат будет примерно тот же самый.
Так что призвание
Иисуса нести в Божий мир свет, а не путь восстания и убийств. И раскаяться
не столько в личных грехах, не столько убедиться, что “да, да, вот,
я такой плохой, отвратительный, вот, я сейчас пойду покаюсь”. Нет! Раскаяться
именно в этом пути, который народ предпочел: пути восстания, пути освобождения
насильственным путем и начала новой жизни путем оружия. Мы знаем прекрасно,
что именно это и стало обвинением против Иисуса: что если Он – Мессия,
а не берется за оружие; если Он – Мессия, Который должен освободить
народ, а вместо этого Его распинают на Кресте, отдает Свою жизнь. Как
же это? Значит, понятно, что это ложный Мессия. “Сойди с Креста, и мы
тогда уверуем в Тебя”.
И мы знаем,
что эти устремления привели примерно через 30 лет после этих событий
Голгофы, привели к страшному подавлению этого восстания Иудейского,
гибели огромного числа людей, разрушению Иерусалима, и так далее. Так
что эти все слова сбылись.
Таким образом,
Господь говорит о том, что человеческое сердце должно быть направлено
к другому. Что эти воинственные устремления должны быть заменены на
направление к Царству света, мира, спасения, прощения, как для Израиля,
так и для всего мира. Что народ этот призван нести любовь! И если вместо
этого призвания он будет ненавидеть, будет с кем-то сражаться; себя
объявлять самым лучшим, а всех остальных – хуже всех; если будет стремиться
к тому, чтобы нас боялись (как мы нередко слышим такие возгласы) – это
не есть путь евангельский; это не есть путь христианский – то он навлечет
на себя страшные бедствия.
И вот задача
сегодня, когда мы читаем эти строки, наша задача подумать о том – как
мы в жизни своей трудимся для того, чтобы нести весть о Царствии Божием,
то есть нести вот эти новые принципы взаимоотношений. Что изменение
жизни будет складываться из прощения, любви, мудрости Божией – или мы
стоим на пути такого Царствия Божия.
Аминь!
|