протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
24 января 2016

Фонограмма

Еф.4,7-13

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А "восшел" что? означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

 

Мф.4,12-17

12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение, оно так и положено в воскресенье, то есть Неделю после Богоявления. Богоявление – Господь явился в Сыне Своем говорить о правде Божией всем людям. И проповедь свою Иисус начинает словами, которые отчасти уже говорил Иоанн Предтеча – о покаянии, – но прибавляет очень важные другие слова: “Ибо приблизилось Царствие Небесное”.

Прежде всего, надо дать себе ясный отчет, что Царствие Небесное и Царствие Божие – это, в сущности, синонимы. Потому что очень часто Иудеи, чтобы из благоговения не произносить имя Божие напрасно, всуе, говорили – “небо”, “небесное”, “небесная благодать”, и так далее. Ну, в общем, мы тоже, когда говорим о небе духовном, мы понимаем, что говорим о чем-то возвышенном, в общем-то, о Боге.

“Приблизилось Царствие Небесное”. И если бы мы спросили бы себя – какая была главная тема проповеди Иисуса Христа, то, конечно, правильным ответом и было бы это – Царствие Божие. Мы видим, как Он начинает с этого; мы видим как много притч посвящено именно раскрытию того – что такое Царствие Божие. Царствие Божие – это какие-то новые взаимоотношения между людьми. Это какой-то новый принцип жизни – когда человек должен стремиться не к богатству, не занимать высокое положение, повелевать другими людьми, и так далее, а стремиться к правде Божией, стремиться к тому, чтобы нести прощение и любовь. Вот это и есть Царствие Божие.

Конечно, это понятие непростое, иначе бы Господь так много и не давал бы притчей, чтобы мы лучше поняли. И Он Сам являет пример вот этой жизни в Царствии Божием. Сам являет пример мудрости, прощения во всякой жизненной ситуации. И когда ученики желают защитить Его с помощью оружия, Он отчетливо говорит: “Убери меч твой в ножны, ибо всякий, взявший меч, от меча погибнет”. Какой-то новый принцип взаимоотношений между людьми.

В это время, когда Иисус жил на нашей земле, уже 60 лет было, как Иудея была завоевана Римской империей. И правили ей местные царьки, которых Рим поставлял для того, чтобы они выполняли всякую грязную работу: собирать налоги, подавлять мятежи и восстания, и так далее. И, конечно, это было для народа всегда таким горьким состоянием. Потому что если Евреи считали себя избранным народом, народом, которому первому было дано вера в Единого Бога; и даны десять заповедей; такая история, когда Бог сохранял, при всех, казалось бы, перипетиях, когда они давно должны были погибнуть, как погибли множество народов, живший вокруг Евреев в то время (примерно две или полторы тысячи лет до Рождества Христова). То понятно, если народ – избранный, то Бог не может позволить, чтобы он находился в таком бедственном положении. Он Сам возглавит Свой народ, Сам выведет его из этого положения, как Он вывел из египетского рабства, тоже не путем восстания, а путем ухода. Раз здесь не принимают, раз здесь такие ужасные условия, а Бог обещал другую землю – Он вывел из египетского рабства.

И, между прочим, очень интересно, что недавно появились сообщения о том, что на дне Красного моря, в Суэцком заливе, как раз примерно в том месте, где по Библии и был переход через это море, в полутора километрах от берега подводные археологи нашли огромное количество скелетов. Скелетов явно египетского войска – оружие, копья, колесницы украшенные, и так далее. Было уже сейчас извлечено около сорока таких скелетов, а по предварительным прикидкам должно быть около четырех тысяч. И причем это всё относится ко времени Эхнатона, 14-й век до Рождества Христова – то есть именно то самое время, когда был исход Евреев из египетского рабства. То есть очевидно, что то, что рассказывает Библия о гибели войска фараона, о спасении чудесном и так далее – то это была не поэтическая легенда, а историческая реальность. Надеемся, что дальше эти раскопки приведут к еще более интересным результатам.

А здесь об освобождении речь шла устами пророков. Что Бог пошлет Мессию, пошлет Царя, истинного Царя – справедливого, мудрого, Который освободит Свой народ от рабства. И, понятно, что народ воспринимал это в таких земных измерениях. А Господь говорит им: “Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное”. То есть откажитесь от мысли о революции; от мысли, что путем восстания, убийств и так далее мы-то и установим правильные отношения, установим правильную, справедливую жизнь.

Как раз вот это устремление, эта идея и была одним из главных трех искушений Христа в пустыне, когда дьявол говорит Ему: “Поклонись мне. Вся эта земная жизнь отдана мне, и кому хочу, я ее отдам”. Конечно, это был обман. “Поклонись мне”, то есть встань на пути насилия, обмана, властности, но зато ради очень хороших целей. Цель оправдает всякие, так сказать, негодные дьявольские средства. Иисус это отвергает: “Единому Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”. Поклоняйся – то есть избирай те пути, о которых Он говорит, Бог в десяти заповедях, а не тот, кто Его искушает в пустыне. Потому что революционная борьба, убийство, насилие будет борьбой тьмы против тьмы, одна тьма будет бороться с другой тьмой и результат будет примерно тот же самый.

Так что призвание Иисуса нести в Божий мир свет, а не путь восстания и убийств. И раскаяться не столько в личных грехах, не столько убедиться, что “да, да, вот, я такой плохой, отвратительный, вот, я сейчас пойду покаюсь”. Нет! Раскаяться именно в этом пути, который народ предпочел: пути восстания, пути освобождения насильственным путем и начала новой жизни путем оружия. Мы знаем прекрасно, что именно это и стало обвинением против Иисуса: что если Он – Мессия, а не берется за оружие; если Он – Мессия, Который должен освободить народ, а вместо этого Его распинают на Кресте, отдает Свою жизнь. Как же это? Значит, понятно, что это ложный Мессия. “Сойди с Креста, и мы тогда уверуем в Тебя”.

И мы знаем, что эти устремления привели примерно через 30 лет после этих событий Голгофы, привели к страшному подавлению этого восстания Иудейского, гибели огромного числа людей, разрушению Иерусалима, и так далее. Так что эти все слова сбылись.

Таким образом, Господь говорит о том, что человеческое сердце должно быть направлено к другому. Что эти воинственные устремления должны быть заменены на направление к Царству света, мира, спасения, прощения, как для Израиля, так и для всего мира. Что народ этот призван нести любовь! И если вместо этого призвания он будет ненавидеть, будет с кем-то сражаться; себя объявлять самым лучшим, а всех остальных – хуже всех; если будет стремиться к тому, чтобы нас боялись (как мы нередко слышим такие возгласы) – это не есть путь евангельский; это не есть путь христианский – то он навлечет на себя страшные бедствия.

И вот задача сегодня, когда мы читаем эти строки, наша задача подумать о том – как мы в жизни своей трудимся для того, чтобы нести весть о Царствии Божием, то есть нести вот эти новые принципы взаимоотношений. Что изменение жизни будет складываться из прощения, любви, мудрости Божией – или мы стоим на пути такого Царствия Божия.

Аминь!