протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
31 января 2016

Фонограмма

Кол., 3, 12-16

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

 

 

Лк.,81, 18-27

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее евангельское чтение – одно из трудных мест в евангельском повествовании. Прежде всего, необходимо сказать о том, что этому тексту - о богатом человеке, такому благочестивому: все заповеди соблюдает и т.д. – предшествуют два чтения. Одно из них нам хорошо знакомо – притча о мытаре и фарисее  (которую мы вскоре уже будем читать, в одну из приготовительных недель к Великому посту), в котором главная мысль, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Людям, которые уверены в том, что они праведные, что они такие хорошие, замечательные, все соблюдают, с ними все в порядке. А за этим следует маленький эпизод, когда приводят детей к Иисусу, чтобы Он благословил. А ученики препятствуют, чтобы оградить Учителя от чрезмерной усталости. А Иисус говорит: «Нет, не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо их есть Царствие Божие. Кто не умалится, как это дитя, не сможет войти в Царствие Небесное».

Конечно, это тоже трудное место: что значит «умалиться, как дитя»? Мы ведь понимаем прекрасно, что дети бывают и капризными, эгоистичными, и жестокими, агрессивными, и все прочее. О чем же идет речь? Это тоже тема для такого постоянного размышления: что значит «быть, как ребенок»? Видимо, речь идет, конечно, именно об этой умаленности, как этот мытарь из предыдущей притчи, что он не считается чем-то достигшим, чем-то важным. Как правило, детям все-таки свойственно понимать свою зависимость от взрослых, понимать, что они еще многого не знают и т.д., хотя бывает и наоборот. Так что, речь идет, по-видимому, об этом чувстве зависимости, о чувстве такой умаленности. И сразу за этим идет рассказ об этом богатом человеке. И тут трудно решить. Перед нами ставится такая психологическая загадка: что этот человек? Он говорит о том, что он такой благочестивый, все соблюдает. Подобно фарисею, он так превозносится, он такой гордый. И Иисус говорит: «Все это ты сделал, но одного, самого главного тебе все-таки не хватает. Богатство, которое удерживает тебя от Царствия Божьего». Богатство, самодовольство и т.д. Или, может быть, этот человек при всем своем богатстве и благочестии ощущает какую-то неудовлетворенность жизнью, что чего-то самого главного в его жизни нет. И не случайно ведь Иисус как бы приглашает его стать учеником и говорит: «Оставь все, следуй за Мной; одного тебе не хватает». То есть видит в нем что-то очень ценное для миссионера, для проповедника Евангелия.

В общем, этот вопрос остается: я затрудняюсь ответить, какой из двух вариантов здесь избрать. Ну, во всяком случае, речь идет о том, что действительно бывает и так, что у человека в жизни вроде бы все в порядке, а у него неудовлетворенность. По-видимому, здесь необходимо в самом деле избрать какой-то путь служения. Может быть, в этом бывает проблема у человека. А, может быть, какие-то внешние неудачи, какие-то трудные жизненные обстоятельства (сейчас кризис, утрата работы и т.д.) действительно повергают человека в такую трудную ситуацию, из которой надо искать выход, терпеливо из нее выходить. Во всяком случае, так или иначе мы видим, что одно лишь соблюдение заповедей: «не убивай», «не укради», «не прелюбодействуй» - не, не, не и т.д.; что этого все-таки еще не достаточно; что Иисус ожидает от каждого из нас чего-то большего, не того, что мы чего-то не сделали. А ведь Новый Завет не просто: «не делай», а – «сделай». Ведь даже в Ветхом Завете как бы основная тенденция: «не делай другому того, чего не хочешь себе». В Новом Завете очень близкое к этому, но обратное: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Казалось бы, все это очень близко. Но, тем не менее, есть и существенная разница. Главный твой грех заключается не в том, что ты чего-то плохого не сделал, а в том, что не сделал чего-то нужного, хорошего. И поэтому Господь нас ставит в такое очень трудное положение для того, чтобы решить, какой же путь за Христом? Одно соблюдение заповедей, богатство – казалось бы, действительно все благополучно, все хорошо – и вдруг Господь говорит: трудно богатому войти в Царство Небесное. Ученики даже оторопели. Как же так? Как возможно спастись? И Господь говорит утешительные слова: невозможное человеку возможно Богу.

Думаю, что эти слова как бы продолжают эту линию умаления, линию предстояния, как ребенок перед Богом, понимая, что, да, многого я не могу достичь. Но значит это возможно Богу. Буду просить Бога об этом, и Господь на это тоже меня наставит. И надо сказать, что сегодняшнее евангельское чтение, отрывок из Послания к Колоссянам, как раз дает эту программу христианской жизни. Совершенно замечательную! Вообще советую, придя домой, прочесть. Это третья глава Послания к Колоссянам. Такой был город Колоссы. «Большой» - Колосс. Третья глава (три, легко запомнить). И вот апостол Павел говорит своим ученикам, своим посланникам, говорит именно христианам о том, какой путь этой жизни. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (качества крайне необходимые в любой ситуации нашей жизни), снисходя друг другу и прощая взаимно (как нам важно вот это умение снисхождения, великодушия, прощения), если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Вот гениальное определение любви! Совокупность совершенств. Это трудно достигается. Бывает часто, что мы делаем все вроде правильно, но любви-то нет. Все равно надо не сходить с этого пути, потому что нередко многие святые отцы говорили так, что поступай так, как если бы ты любил, и все будет правильно, все будет хорошо, даже если пока внутри этого чувства у тебя нет. Или, например, можно так: поступай с этим человеком, как бы поступил с тем, кого ты действительно любишь, по отношению к которому для тебя это не стоило бы никаких усилий – быть приветливым, благожелательным, щедрым. Вот так же поступи и с этим, с которым тебе трудно. Вот это христианский путь.

 И далее апостол наставляет: и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью. Вот очень важное замечание: вселяется Слово Евангелия обильно, со всякою премудростью, то есть не просто, прочел и так и сделал. Потому что Слово Божье всегда имеет очень много измерений. И понимать его никогда не следует абсолютно буквально. А понимать, что за этим стоит какой-то глубокий смысл, который к каждому из случаев будет иметь свои оттенки. Почему и необходимо вот это качество смиренномудрия - смирения и мудрости – чтобы действительно применять его не так как-то совершенно напрямую, а именно с мудростью. Все что делаете, делайте во имя Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. 

 

Аминь.