протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
7 февраля 2016

Фонограмма

1 Тим.1,15-17.

15Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

16Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

17Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

 

Мчч.: Рим.8,28-39.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,

39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

 

Лк.18,35-43.

35Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

38Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

 

Мчч.: Лк.21,8-19

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17и будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18но и волос с головы вашей не пропадет,

19терпением вашим спасайте души ваши.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В сегодняшний день вы слышали два чтения. Первое из них – это рядовое чтение, которое предшествует Евангелию о Закхее, которое будет читаться в следующее воскресенье. Уже приготовление к Великому Посту, Господь идет в Иерусалим. И в сегодняшнем рядовом чтении тоже рассказывалось о том, что Господь с учениками проходит через Иерихон, и там совершается исцеление слепого. В следующее воскресенье в этом же Иерихоне будет исцеление, но не слепого, а мытаря Закхея – человека жадного, сребролюбивого – как он избавляется благодатью, которую дает ему Господь, от этих своих стремлений к богатству, к наживе; становится другим человеком, как бы заново рождается.

А второе чтение – это чтение сегодняшней Недели, когда Церковь, по решению Архиерейского Собора нашей Церкви, вспоминает память новомучеников и исповедников российских: всех тех десятков, а, наверное, даже сотен тысяч людей, которые пострадали за веру Христову в годину гонений – так мы называем период советской власти, власти коммунистов. И вот в этом втором чтении, которое вы сейчас слышали, Господь говорит о той реальной картине мира, который нас окружает. Говорит и о зле, о страданиях, о том, что люди, идущие за Христом-Спасителем, будут претерпевать гонения, преследования. Убеждает не обдумывать заранее – что говорить, а быть верным Христу, и тогда Дух Святой даст нам, что говорить.

Собственно, мы знаем это и по своему опыту, из телевидения, газет и так далее, что в мире всегда идут войны, болезни, трудности, страдания – и это становится одним из трудных моментов для нашей веры в Бога: почему же Бог создал такой неблагополучный мир? На это нам отвечает Священное Писание. Но отвечает не в двух словах, потому что и вопрос очень непростой, а отвечает всем своим текстом, хотя многие места говорят непосредственно о том. Апостол Павел, например, говорит о том, что мир пребывает в муках рождения, что творение еще не закончено, оно продолжается. Но что очень важно понять – продолжается с помощью каждого человека. Мы призваны к соучастию в этом творении, к созиданию его. Когда Господь творит человека, Он помещает его в Эдемский сад, в рай, со словами: “хранить и возделывать его”. То есть, не просто жить, наслаждаться, пировать, и всё такое, а хранить и возделывать. Хранить, то есть сохранять природу, сохранять весь мир, всё сотворенное, но и возделывать, то есть преображать, трудиться над ним.

Есть одна такая песенка у Булата Шалвовича Окуджавы, многие из моего поколения ее наверное помнят, грустная песенка, «О бумажном солдатике». И там есть такие слова: “Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый”. Понятно, что такое желание рождается в сердцах очень многих людей, и предлагаются сотни разных путей. А вот Господь, Творец, нам отвечает, что есть один путь. Кажется, что много путей, а путей на самом деле два – это путь жизни и путь смерти. Путь жизни – это путь за Христом, все остальные относятся к путям смерти.

Самым, может быть, хорошим, благородным, желающим добра людям еще в середине XIX века в России казалось, что царизм – это такое плохое устройство, что вот надо взорвать, надо поубивать губернаторов, хорошо бы еще царя убить (и, действительно, Александра II убили, хотя он и крестьян, вроде бы, освободил, и всё старался хорошо делать, но не сразу получалось). И казалось, что стоит их взорвать – и станет всё хорошо. В одном из романов того времени – Гончарова, «Обрыв» – героиня говорит такому человеку (который, так сказать, проповедник всякого террора и так далее: взорвать, а потом мы построим что-то хорошее): “Почему я должна верить, что вслед за террором вы что-то сделаете хорошее? Откуда это явствует?”

И, действительно, это была какая-то такая слепая вера, но, к сожалению, очень многие люди были ею захвачены. А плоды этой веры – сегодняшнее воспоминание новомучеников, в годину гонений пострадавших. Это плоды вот этой самой веры, что если мы сбросим, скинем эту власть, тогда сразу всё будет хорошо. Но хорошо не стало, потому что к власти пришли тоже люди со своими грехами, с жестокостью и так далее, стало еще хуже.

И возникает такой странный вопрос: “Что же делать?” В прошлое воскресенье мы читали Евангелие о богатом юноше, который всё вроде бы соблюдал, всё делал, и Господь говорит: “Если хочешь быть совершенным – продай всё и иди за Мной”. И потом говорит ученикам, что “трудно богатому войти в Царство Небесное, верблюду легче пройти через игольное ушко, чем богатому войти”. Ученики в ужасе: “Кто же может спастись?” И Господь говорит очень важные, может быть, центральные слова Священного Писания: “Человекам это невозможно, но Богу возможно, ибо Богу возможно всё”.

То есть опять речь идет о том, что путь спасения – это Господь Иисус, который о Себе говорит: “Я Путь, Истина и Жизнь”. Никто из основателей разных самых религий так не говорил. Мухаммед говорил: “Я тоньше комариного писка перед Аллахом”, а Иисус говорит: “Я и Отец одно”.

И вот Он спасает людей, и это видно из истории Священного Писания, и Ветхого и Нового Завета. В послании к Тимофею, которое мы сегодня слышали, апостол Павел, гонитель христиан, говорит о том, что “Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”. Вот, когда Павел пишет своему ученику Тимофею, он говорит, насколько на личном примере он в этом убедился.

Апостол Павел был, по-видимому, человеком такой трудной личной судьбы. Мы нигде не читаем, что у него была семья, дети. Напротив, он говорит что “хорошо быть как я, одному, чтобы служить”. И, по-видимому, как это нередко бывает, из-за неудачной личной жизни он становится на путь фанатизма, фанатичного преследования тех людей, которые идут за Иисусом. Вроде бы Он исцелял, но как – не соблюдает субботу, не уважает Закон таким образом! Что это за Человек? Надо гнать таких людей, распинать, и так далее. И когда их убивали, то он подавал свой голос, одобряя убийство учеников Христа.

И вдруг, благодатью Божией преображается сердце этого гонителя, и он вдруг понимает, что нет! не соблюдением Закона достигается спасение человека, избавление от зла, а благодатью Господа Иисуса Христа! А Закон только детоводитель, чтобы подвести ко Христу. И в своих посланиях он будет всё время об этом писать, об этом потрясающем опыте встречи со Христом. Послания, о которых написаны библиотеки книг, толкующие и понимающие то величие Божие, которое открылось апостолу Павлу.

А сегодняшнее евангельское чтение об исцелении слепого, оно, собственно, идет сразу после чтения о богатом человеке, который, будучи приглашен в число учеников, ушел, потому что было большое богатство. И дальше рассказывается, что Иисус идет в Иерусалим, с Ним идут ученики. Он говорит о том, что Ему предстоит в Иерусалиме пострадать, быть распяту и так далее. Ученики, сказано евангелистом Лукой, не понимают, о чем Он говорит. Они понимают, что Он – Мессия, установит сейчас Царство; что-то такое странное говорит, наверное, как-то образно Он говорит. А Иисус говорил буквально. Буквально о том, что будет. Они смотрят, и не видят, слушают, и не слышат.

И тут Лука описывает эпизод, в котором Иисус совершает исцеление слепого. Слепой в Иерихоне слышит, что идет народ, толпа, что-то такое там происходит. Ему говорят, что это Иисус из Назарета, а он уже слышал, что Он исцелял кого-то. Вот возможность, которая представилась ему! Они кричит: “Сын Давидов! помилуй меня”. Народ говорит: “Что ты кричишь? Сидишь тут и сиди, собирай свою милостыню, и всё”. Но он понял, что это шанс, который он вот-вот упустит, кричит: “Сын Давидов! помилуй меня!”.

Иисус услышал и говорит: “Подведите его, где он там в народе? Подведите ко Мне”. Подходит. “Что хочешь, чтобы Я для тебя сделал?”. Тот мог попросить милостыню, еще что-то, но он попросил самого главного, невероятного: “Чтобы я прозрел”. – “Прозри! вера твоя спасла тебя”. И он прозрел и пошел за Иисусом. Тоже очень важные слова. Не просто пошел куда-то по своим делам, а именно пошел за Иисусом, то есть становится Его учеником.

И вот, этот эпизод связывается с непониманием учеников. Они смотрят – и не видят. Слепой – почувствовал вот это невидимое простым глазом. Бог невидим для нас, мы не можем всё это определить, но именно этот эпизод и показывает, что ученики должны прозреть, именно Господь даст им вот это зрение, если только они будут доверять Ему так, как доверял этот слепой.

И вот мы сейчас уже входим в эти подготовительные недели. В следующее воскресенье будет уже Неделя о Закхее, этот текст буквально за сегодняшним следует. Затем будет уже Неделя о мытаре и фарисее, и далее приближаться именно к тому Событию, которое изменило мир. Но для этого нам нужна именно вера, вера, подобная этому слепцу, что мы слышим столько замечательных слов, мы слышим столько чудесного, чтобы поверить, что да! действительно Иисус есть Путь, Истина и Жизнь!

Аминь!