протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 февраля 2016

Фонограмма

1Тим., 4, 7-15

7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,

8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

 

 

Лк.,19, 1-10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодня нам предлагается уже второе евангельское чтение в ряду чтений, приготовляющих нас ко времени Великого поста. В прошлое воскресение мы слышали Евангелие об исцелении слепца, желание которого было - «да прозрю, вижу все ясно». И традиция Церкви соотносит это с побуждением и нас увидеть ясно – не только в смысле физического зрения, но зрения духовного. Видеть ясно наши падения, наши взлеты, видеть ясно благодать Божию, милость Божию. А сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам об этом занятном эпизоде – о Закхее, который залез на дерево.

 Вообще, само имя «Закхей» означает «чистый, праведный». И, конечно, вся его жизнь была злой иронией по отношению к этому имени, потому что он был сборщик налогов, податей в пользу оккупационной власти - презренное занятие. И не просто был сборщиком налогов, а и начальником этих сборщиков, мытарей. И, несмотря на такую предосудительную профессию, то, что он человек богатый; видимо, и себя не забывал при этом в сборе налогов и т.д., все же у него возникло вот это желание увидеть Иисуса. И, поскольку он был маленького роста, забежал вперед, залез на дерево, чтобы увидеть. Конечно, такое странное действие могло вызвать и насмешки, осуждение. Ведь человек немолодой уже, богатый, а влезает на дерево, чтобы увидеть Христа.

 И слышит, что Господь ему говорит: «Слезай скорее, сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей слезает, и с огромной радостью принимает Его. И наступает преображение этого человека! Он говорит, как бы в соответствии с законом, что «кого чем обидел, воздам вчетверо». Так, действительно по закону, украденную сумму или какую-то вещь надо было вернуть вчетверо. А далее говорит: «половину имения отдам нищим». Хотя в таких случаях полагалось отдавать всего 1/5-ую часть. То есть мы видим, что Закхей становится совершенно другим человеком. Сразу. И весь этот эпизод прежде всего говорит нам о том, что вера человека – это путь, это движение. Это не какое-то стационарное, стабильное состояние, не что-то застывшее, а человек находится в таком росте. Когда люди говорят: «ну, как же так, он верующий человек, а поступает так; ведь в церковь ходит, а поступает так-то и так». Да, правильно. Но, наверное, вера его еще где-то на уровне Закхея, который только готовится побежать вперед и влезть на смоковницу, чтобы увидеть Христа. Но он на этом пути.

 И вера, как путь, гениально отражается в словах отца, который просит Христа исцелить его болящего сына. Иисус спрашивает его: «Веруешь ли?». А он отвечает: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Вот это то, что, наверное, и ко всем нам в любой момент нашей жизни приложимо.

 И вот мы видим, что здесь тоже путь человека - от некоего интереса, любопытства, и заканчивается делами веры, ведет к жизни по вере. И здесь важно подумать о самих себе, и подумать: на каком этапе наша вера? Что это – просто интерес к Иисус? Шаг к Иисусу? Иисус просит принять Его. В другом месте, в Апокалипсисе, говорится: «Се, стою у двери и стучу», как и здесь говорит: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус просит Закхея принять Его у себя в доме!

 И затем наступает великая радость, когда Господь входит в дом нашего сердца. И за этой радостью следует преображение человеческого сердца, уже поступок. И вот нам важно понять: на каком же этапе этого пути находимся мы сами? Иногда человеку бывает очень трудно отказаться от какого-то греховного, во всяком случае, не вполне праведного образа жизни. Он еще на пути. Трудно отказаться, победить грех. Он, наверное, еще на дереве – на дерево забрался, смотрит, вроде, все хорошо. Но пока не решается еще принять Иисуса у себя в доме. Или мы уже приняли, слушаем с радостью, но пока еще не готовы что-то отдать, от чего-то отказаться, чтобы действительно полностью эта радость, эта сила преображения захватила наше сердце.

 И, конечно, важно понять, какое все это имеет отношение ко времени Великого поста. Конечно, речь идет о том, что Иисус проходит через Иерехон по пути в Иерусалим. И вот мы вместе с Ним совершаем этот путь в Иерусалим, вместе с Ним присутствуем при последних неделях Его земной жизни. И вместе с Ним восходим в Иерусалим, на Голгофу, становимся свидетелями Его смерти, распятия и воскресения. Вот к этому призывает нас сегодняшнее Евангелие - чтобы понять, на каком этапе этого пути веры мы находимся. И чтобы все события этих последних дней служения Господа затронули наше сердце, чтобы они дали нам силу преображения, дали нам силу, чтобы войти чему-то радикально новому в наши сердца.

 Пусть Господь благословит всех нас на этом пути, чтобы нам войти в это время Великого поста именно с этим желанием преображения, изменения, новизны состояния нашего сердца, пути по этому направлению веры, который мы избрали. 

 

Аминь.