1Тим., 4, 7-15
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй
себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие
на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
9 Слово сие верно и всякого принятия
достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и
поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель
всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью
твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе,
в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением,
наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе
даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай,
дабы успех твой для всех был очевиден.
Лк.,19, 1-10
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей,
начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом,
потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы
увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место,
взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня
надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял
Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать,
и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину
имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло
спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10
ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Во имя
Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня
нам предлагается уже второе евангельское чтение в ряду чтений, приготовляющих
нас ко времени Великого поста. В прошлое воскресение мы слышали Евангелие
об исцелении слепца, желание которого было - «да прозрю, вижу все ясно».
И традиция Церкви соотносит это с побуждением и нас увидеть ясно – не
только в смысле физического зрения, но зрения духовного. Видеть ясно
наши падения, наши взлеты, видеть ясно благодать Божию, милость Божию.
А сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам об этом занятном
эпизоде – о Закхее, который залез на дерево.
Вообще, само имя «Закхей»
означает «чистый, праведный». И, конечно, вся его жизнь была злой иронией
по отношению к этому имени, потому что он был сборщик налогов, податей
в пользу оккупационной власти - презренное занятие. И не просто был
сборщиком налогов, а и начальником этих сборщиков, мытарей. И, несмотря
на такую предосудительную профессию, то, что он человек богатый; видимо,
и себя не забывал при этом в сборе налогов и т.д., все же у него возникло
вот это желание увидеть Иисуса. И, поскольку он был маленького роста,
забежал вперед, залез на дерево, чтобы увидеть. Конечно, такое странное
действие могло вызвать и насмешки, осуждение. Ведь человек немолодой
уже, богатый, а влезает на дерево, чтобы увидеть Христа.
И слышит, что Господь ему
говорит: «Слезай скорее, сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей
слезает, и с огромной радостью принимает Его. И наступает преображение
этого человека! Он говорит, как бы в соответствии с законом, что «кого
чем обидел, воздам вчетверо». Так, действительно по закону, украденную
сумму или какую-то вещь надо было вернуть вчетверо. А далее говорит:
«половину имения отдам нищим». Хотя в таких случаях полагалось отдавать
всего 1/5-ую часть. То есть мы видим, что Закхей становится совершенно
другим человеком. Сразу. И весь этот эпизод прежде всего говорит нам
о том, что вера человека – это путь, это движение. Это не какое-то стационарное,
стабильное состояние, не что-то застывшее, а человек находится в таком
росте. Когда люди говорят: «ну, как же так, он верующий человек, а поступает
так; ведь в церковь ходит, а поступает так-то и так». Да, правильно.
Но, наверное, вера его еще где-то на уровне Закхея, который только готовится
побежать вперед и влезть на смоковницу, чтобы увидеть Христа. Но он
на этом пути.
И вера, как путь, гениально
отражается в словах отца, который просит Христа исцелить его болящего
сына. Иисус спрашивает его: «Веруешь ли?». А он отвечает: «Верую, Господи,
помоги моему неверию». Вот это то, что, наверное, и ко всем нам в любой
момент нашей жизни приложимо.
И вот мы видим, что здесь
тоже путь человека - от некоего интереса, любопытства, и заканчивается
делами веры, ведет к жизни по вере. И здесь важно подумать о самих себе,
и подумать: на каком этапе наша вера? Что это – просто интерес к Иисус?
Шаг к Иисусу? Иисус просит принять Его. В другом месте, в Апокалипсисе,
говорится: «Се, стою у двери и стучу», как и здесь говорит: «Сегодня
надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус просит Закхея принять Его у себя
в доме!
И затем наступает великая
радость, когда Господь входит в дом нашего сердца. И за этой радостью
следует преображение человеческого сердца, уже поступок. И вот нам важно
понять: на каком же этапе этого пути находимся мы сами? Иногда человеку
бывает очень трудно отказаться от какого-то греховного, во всяком случае,
не вполне праведного образа жизни. Он еще на пути. Трудно отказаться,
победить грех. Он, наверное, еще на дереве – на дерево забрался, смотрит,
вроде, все хорошо. Но пока не решается еще принять Иисуса у себя в доме.
Или мы уже приняли, слушаем с радостью, но пока еще не готовы что-то
отдать, от чего-то отказаться, чтобы действительно полностью эта радость,
эта сила преображения захватила наше сердце.
И, конечно, важно понять,
какое все это имеет отношение ко времени Великого поста. Конечно, речь
идет о том, что Иисус проходит через Иерехон по пути в Иерусалим. И
вот мы вместе с Ним совершаем этот путь в Иерусалим, вместе с Ним присутствуем
при последних неделях Его земной жизни. И вместе с Ним восходим в Иерусалим,
на Голгофу, становимся свидетелями Его смерти, распятия и воскресения.
Вот к этому призывает нас сегодняшнее Евангелие - чтобы понять, на каком
этапе этого пути веры мы находимся. И чтобы все события этих последних
дней служения Господа затронули наше сердце, чтобы они дали нам силу
преображения, дали нам силу, чтобы войти чему-то радикально новому в
наши сердца.
Пусть Господь благословит
всех нас на этом пути, чтобы нам войти в это время Великого поста именно
с этим желанием преображения, изменения, новизны состояния нашего сердца,
пути по этому направлению веры, который мы избрали.
Аминь.
|